МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск
Главные члены предложения
Дидактические материалы
8-й класс
Известно, что предложение не
существует без грамматической основы, поэтому
умение найти ее позволяет разграничить
грамматическое предложение и конструкции,
предложениями не являющиеся, разграничить
внешне сходные явления. Предлагаемые упражнения
ориентированы прежде всего на работу над
трудными случаями в сфере подлежащего и
сказуемого: неморфологизованное подлежащее, в
том числе представленное сочетаниями слов,
осложненное вкраплениями, прямой речью;
различные типы сказуемых, среди которых
сказуемые, имеющие сходные грамматические части
или неоднословные, относящиеся к различным
разрядам; разграничение подлежащего и
сказуемого, если одно из них или оба
неморфологизованные. Полезна работа не только с
изолированными предложениями, но и с
конструкциями в составе связного текста.
Материалы упражнений могут быть
использованы на этапе обобщения и повторения
материала, а также при углубленном изучении
русского языка в общеобразовательных
учреждениях различных типов.
Упражнение 1. В приведенных ниже
предложениях найдите грамматическую основу.
Определите тип предложений по грамматическому
составу. Установите тип односоставных
предложений (последнее задание предлагается на
уроках обобщения по теме «Односоставные
предложения»). Если предложение сложное,
работайте с каждой его частью отдельно.
1) И вновь, как в первый день созданья,
Лазурь небесная тиха, Как будто в мире нет
страданья, Как будто в сердце нет греха. (Д.Мережковский)
2) Только станет смеркаться немножко, Буду
ждать, не дрогнет ли звонок. (А.Фет) 3) Нехотя
вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно
позабытые. (И.Тургенев) 4) Перо, чернильница,
жара. (И.Бродский) 5) В писателе должен
действовать одновременно мыслитель, художник и
критик. (А.Толстой) 6) Вам не понять моей
печали... (А.Бешенцев) 7) Ехали на тройке с
бубенцами. (К.Подревский)
Упражнение 2. Найдите подлежащие
в следующих предложениях. В чем особенности
выражения этих подлежащих?
1) Теперь уж везде капель. Под сосенкой
– кап-кап... Под елочкой – кап-кап. (И.Шмелев) 2) Людей
в автобус заходит все больше и больше. (Из
газеты) 3) При встрече мы здоровались нечасто,
Ребячий мир на взрослый не похож. «Что я нашел!»
звучало вместо «Здравствуй», «Пойдем на речку»
вместо «Как живешь?». (В.Берестов) 4) Обыденное,
личное в его (Эйнштейна. – О.Ч.) сознании
уступило место страсти к познанию мира в его
единстве... (Е.Богат) 5) Ваше «Читая Пушкина»
заставило меня задуматься. 6) «Пожалуйста» не
кланяется, «спасибо» спины не гнет. (Пословица) 7)
В старых комнатах было порядочно вещей... (С.Гейченко)
8) Прошлое и будущее асимметричны. (А.Лосев)
9) Зимы холодное и ясное начало сегодня в дверь
мою три раза постучало. (Н.Заболоцкий)
Упражнение 3. Распределите
предложения на группы в зависимости от типа
сказуемого. В сложных предложениях анализируйте
каждую их часть отдельно.
1) И стал тогда новый дом совсем как
полная чаша. (И.Шмелев) 2) Имел ли этот
написанный, видимо, с натуры человек какое-либо
отношение к трагедии семьи Болоньи? (Е.Богат) 3)
Была, была зима Со стужей лютою. Была, была тоска,
Как ночь январская. (О.Фокина) 4) Городок был
маленький и не очень старый. Климат был здоровый,
но жестокий. (М.Алданов) 5) Отец пока еще
крепок, но 84 – это 84. (Из газеты) 6) Буря стала
страшной. (М.Алданов) 7) Каждый знает, что такое
польза. (А.Лосев) 8) Дедушка у меня был
замечательным мастером – ну просто золотые руки.
(Из газеты) 9) Запах свежеотпечатанной книги
для меня и сейчас лучший из ароматов, способный
поднять настроение. (Д.Лихачев) 10) И слабость
– как сила, а сила – как снег на теплой и слабой
ладони, как бедного сердца бессмысленный бег в
международном вагоне. (Н.Горбаневская) 11)
Добрый день, веселый час! Рады видеть вас у нас! (Л.Филатов)
Упражнение 4. Определите
подлежащее и сказуемое в следующих предложениях.
В сложных предложениях анализируйте порознь
каждую часть. В каких предложениях возможно
несколько решений? Аргументируйте свои ответы.
1) Моцарт – молодость музыки, это вечно
юный родник, несущий человечеству радость
весеннего обновления и душевной гармонии. (Д.Шостакович)
2) Для меня это очень большое напряжение –
подготовка к творческим вечерам. (Из газеты) 3)
Память – основа совести и нравственности. (Д.Лихачев)
4) Всякий знает, что такое польза. (А.Лосев) 5)
Увлечь зрителя – это ремесло, а понять зрителя,
уловить его сущность – это работа духовная. (Из
газеты) 6) История человечества есть история
его свободы. (В.Гроссман) 7) Воспитанный
человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с
другими. (Д.Лихачев) 8) Вообще заметить
какое-нибудь явление – это дать ему имя, создать
термин. (Д.Лихачев) 9) Наша задача –
воспитывать нравственность. (Из газеты)
Упражнение 5. В тексте Д.Лихачева
«Человек должен быть интеллигентен» найдите
грамматическую основу каждого предложения,
разграничьте подлежащее и сказуемое, определите
способ их выражения и типы сказуемых. Какие типы
односоставных предложений имеются в тексте? (Последнее
задание предлагается на уроках обобщения по теме
«Односоставные предложения».) В сложных
предложениях анализируйте каждую часть
отдельно.
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
Человек должен быть интеллигентен! А
если у него профессия не требует
интеллигентности? А если он не смог получить
образование, так сложились обстоятельства? А
если окружающая среда не позволяет? А если
интеллигентность... будет просто мешать его
сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех
обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и
для самого человека.
Это очень, очень важно прежде всего для того,
чтобы жить счастливо и долго, да, долго! Ибо
интеллигентность равна нравственному здоровью,
а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только
физически, но и умственно...
Но прежде всего определим, что такое
интеллигентность, а потом почему она связана с
заповедью долголетия.
Многие думают, что интеллигентный человек –
это тот, который много читал, получил хорошее
образование... много путешествовал, знает
несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть
неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать
в большой степени, а быть все-таки внутренне
интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека
полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете,
не будет знать классиков литературы... но если при
этом он сохранит восприимчивость к культурным
ценностям, эстетическое чутье... если он сможет
восхититься красотой природы, понять характер и
индивидуальность другого человека, войти в его
положение, а поняв другого человека, помочь ему,
не проявит грубости, равнодушия, злорадства,
зависти, а оценит другого по достоинству, – вот
это и будет интеллигентный человек...
Интеллигентность не только в знаниях, но и в
способностях к пониманию другого.
...Это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать,
тренировать – тренировать душевные силы, как
тренируют и физические. А тренировка возможна и
необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует
долголетию – это понятно. Гораздо меньше
понимают, что для долголетия необходима и
тренировка духовных и душевных сил1.
|