Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск


Главные члены предложения

Дидактические материалы

8-й класс

Известно, что предложение не существует без грамматической основы, поэтому умение найти ее позволяет разграничить грамматическое предложение и конструкции, предложениями не являющиеся, разграничить внешне сходные явления. Предлагаемые упражнения ориентированы прежде всего на работу над трудными случаями в сфере подлежащего и сказуемого: неморфологизованное подлежащее, в том числе представленное сочетаниями слов, осложненное вкраплениями, прямой речью; различные типы сказуемых, среди которых сказуемые, имеющие сходные грамматические части или неоднословные, относящиеся к различным разрядам; разграничение подлежащего и сказуемого, если одно из них или оба неморфологизованные. Полезна работа не только с изолированными предложениями, но и с конструкциями в составе связного текста.

Материалы упражнений могут быть использованы на этапе обобщения и повторения материала, а также при углубленном изучении русского языка в общеобразовательных учреждениях различных типов.

Упражнение 1. В приведенных ниже предложениях найдите грамматическую основу. Определите тип предложений по грамматическому составу. Установите тип односоставных предложений (последнее задание предлагается на уроках обобщения по теме «Односоставные предложения»). Если предложение сложное, работайте с каждой его частью отдельно.

1) И вновь, как в первый день созданья, Лазурь небесная тиха, Как будто в мире нет страданья, Как будто в сердце нет греха. (Д.Мережковский) 2) Только станет смеркаться немножко, Буду ждать, не дрогнет ли звонок. (А.Фет) 3) Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.Тургенев) 4) Перо, чернильница, жара. (И.Бродский) 5) В писателе должен действовать одновременно мыслитель, художник и критик. (А.Толстой) 6) Вам не понять моей печали... (А.Бешенцев) 7) Ехали на тройке с бубенцами. (К.Подревский)

Упражнение 2. Найдите подлежащие в следующих предложениях. В чем особенности выражения этих подлежащих?

1) Теперь уж везде капель. Под сосенкой – кап-кап... Под елочкой – кап-кап. (И.Шмелев) 2) Людей в автобус заходит все больше и больше. (Из газеты) 3) При встрече мы здоровались нечасто, Ребячий мир на взрослый не похож. «Что я нашел!» звучало вместо «Здравствуй», «Пойдем на речку» вместо «Как живешь?». (В.Берестов) 4) Обыденное, личное в его (Эйнштейна. – О.Ч.) сознании уступило место страсти к познанию мира в его единстве... (Е.Богат) 5) Ваше «Читая Пушкина» заставило меня задуматься. 6) «Пожалуйста» не кланяется, «спасибо» спины не гнет. (Пословица) 7) В старых комнатах было порядочно вещей... (С.Гейченко) 8) Прошлое и будущее асимметричны. (А.Лосев) 9) Зимы холодное и ясное начало сегодня в дверь мою три раза постучало. (Н.Заболоцкий)

Упражнение 3. Распределите предложения на группы в зависимости от типа сказуемого. В сложных предложениях анализируйте каждую их часть отдельно.

1) И стал тогда новый дом совсем как полная чаша. (И.Шмелев) 2) Имел ли этот написанный, видимо, с натуры человек какое-либо отношение к трагедии семьи Болоньи? (Е.Богат) 3) Была, была зима Со стужей лютою. Была, была тоска, Как ночь январская. (О.Фокина) 4) Городок был маленький и не очень старый. Климат был здоровый, но жестокий. (М.Алданов) 5) Отец пока еще крепок, но 84 – это 84. (Из газеты) 6) Буря стала страшной. (М.Алданов) 7) Каждый знает, что такое польза. (А.Лосев) 8) Дедушка у меня был замечательным мастером – ну просто золотые руки. (Из газеты) 9) Запах свежеотпечатанной книги для меня и сейчас лучший из ароматов, способный поднять настроение. (Д.Лихачев) 10) И слабость – как сила, а сила – как снег на теплой и слабой ладони, как бедного сердца бессмысленный бег в международном вагоне. (Н.Горбаневская) 11) Добрый день, веселый час! Рады видеть вас у нас! (Л.Филатов)

Упражнение 4. Определите подлежащее и сказуемое в следующих предложениях. В сложных предложениях анализируйте порознь каждую часть. В каких предложениях возможно несколько решений? Аргументируйте свои ответы.

1) Моцарт – молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. (Д.Шостакович) 2) Для меня это очень большое напряжение – подготовка к творческим вечерам. (Из газеты) 3) Память – основа совести и нравственности. (Д.Лихачев) 4) Всякий знает, что такое польза. (А.Лосев) 5) Увлечь зрителя – это ремесло, а понять зрителя, уловить его сущность – это работа духовная. (Из газеты) 6) История человечества есть история его свободы. (В.Гроссман) 7) Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. (Д.Лихачев) 8) Вообще заметить какое-нибудь явление – это дать ему имя, создать термин. (Д.Лихачев) 9) Наша задача – воспитывать нравственность. (Из газеты)

Упражнение 5. В тексте Д.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» найдите грамматическую основу каждого предложения, разграничьте подлежащее и сказуемое, определите способ их выражения и типы сказуемых. Какие типы односоставных предложений имеются в тексте? (Последнее задание предлагается на уроках обобщения по теме «Односоставные предложения».) В сложных предложениях анализируйте каждую часть отдельно.

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование, так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность... будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно...
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы... но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье... если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого.
...Это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил1.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru