Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.


Смысловые группы наречий

Работа с карточками

7-й класс

К-1. Выпишите словосочетания с наречиями, обозначьте главное слово. Укажите группу наречий по значению.

Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дома еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес.

1. Определите тип речи. Приведите свои доказательства.
2. Выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами.
3. Составьте словарный диктант из слов данного текста, включая в него разные орфограммы.
4. Какие художественные средства использует автор текста?
5. Выпишите устаревшие слова. Попробуйте определить автора текста.

К-2. Поменяйте местами предложения так, чтобы получился связный текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался язык. Он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся прав_льно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он пос_лился в пещер_ на берегу моря обрил себе голову чтобы (не)возвр_щат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы, и _десь упр_жнялся в красн_реч_. Смолоду он был косн_язычен.

(Из книги «Литературный календарь»)

1. Подчеркните наречия как члены предложения.
2. Укажите группу наречий по значению.
3. Запишите основную мысль отрывка.

К-3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы.

Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля ст_яли теплые дни и морозные ночи и зима (не)уступала но один теплый денек пересилил наконец – и пот_кли ручьи запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах и между Жуковом и той стороной все пространство сплош_ было занято громадным заливом, на котором там и сям в_пархивали стаями дикие утки.
Журавли л_тели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на ра_лив на со_нце на светлую, точно помолодевшую церковь и слезы текли у нее и дыхание захват_вало оттого что страс_но хотелось уйти куда(нибудь) куда глаза гл_дят хоть на край света. (А.Чехов)

1. Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группу по значению.
2. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.

К-4. Спишите, вставляя вместо пропусков слова из басен И.А. Крылова. Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группу по значению.

1. Кто про свои дела кричит всем _______,
В том, верно, ______ толку.

2. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
но только все__________,
И в сердце льстец______ отыщет уголок.

3. Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться ____ он изволит:
Питья мутить ему____ я не могу.

4. Очков с полдюжины она себе достала;
Вертит очками_________:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет:
Очки не действуют________.

5. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!».
И ________ ворота на запор.

6. Послушались Осла: уселись ______ в ряд;
А ____ Квартет нейдет на лад.

К-5. Спишите, вставляя вместо пропусков слова из басен И.А. Крылова. Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группу по значению.

1. По улицам Слона водили,
Как видно, ______.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
________ ни возьмись, _____ Моська им.

2. «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!» –
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет ____ пропал.

3. Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, _____
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью _____ не подавился.

4. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей _____, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
_____, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

К-6. Спишите, вставляя вместо пропусков слова из произведений А.С. Пушкина. Подчеркните наречия как члены предложения, укажите группу наречий по значению.

1. Мороз и солнце; день чудесный –
Еще ты дремлешь, друг прелестный, –
______, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
______ северной Авроры,
Звездою севера явись!

2. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И _____ глядел. Пред ним ____
Река неслася; бедный челн
По ней стремился _____.

3. Из темного леса _____ ему
Идет вдохновенный кудесник.

4. Из мертвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул _____ ужаленный князь.

К-7. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте подходящие наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите группу по значению.

Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_ ____ перед собой на холмик_ он увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек с_дел ____ . С минуту Быланин ______ всматривался в согбе_ную фигуру. ____ улыбнувшись про себя _____ зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в рук_.
Человек вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под)выцветшей солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, потемневш_ бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.
Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.

(Ф.Наседкин)

К-8. Спишите текст, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их группу по значению.

ПЕРЕД ГРОЗОЙ

Покорная пр_рода ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот, наконец, когда со_нце стало спускат_ся к зап_ду, из(за) холмов ____ показалось (пепельно)серое кудрявое обл_ко. _______ в стоячем воздух_ что(то) прорвалось _______ рванул ветер и с шумом и свистом закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бурьян подняли ропот на дороге _____ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила со_нце. По степи, ______ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу исчезло из виду. За ним понеслось другое потом третье. За холмами_____ прогремел гром подуло свежестью.

(А.Чехов)

К-9. Спишите, расставляя пропущенные знаки и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их группу по значению.

ЛЕС ШУМЕЛ

В этом лесу _____ стоял шум – ровный протяжный как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как (не)ясное воспоминание о прошедшем. В нем ____ стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще пила и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурой ратью плотно сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____, пахло сосной; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ____ раскинувшиеся пр_чудливою б_хромою и стоявшие ____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка скл_нялась от_желевшими головками, как будто в тихой истоме. А _____, без конца и края, тянулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.

(В.Короленко)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru