ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.
Смысловые группы наречий
Работа с карточками
7-й класс
К-1. Выпишите словосочетания с
наречиями, обозначьте главное слово. Укажите
группу наречий по значению.
Я ехал с охоты вечером на беговых
дрожках. До дома еще было верст восемь; моя добрая
рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге,
изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая
собака, словно привязанная, ни на шаг не
отставала от задних колес. Гроза надвигалась.
Впереди огромная лиловая туча медленно
поднималась из-за леса; надо мною мне навстречу
неслись длинные серые облака; ракиты тревожно
шевелились и лепетали. Душный жар внезапно
сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я
ударил вожжой по лошади, спустился в овраг,
перебрался через сухой ручей, весь заросший
лозняками, поднялся в гору и въехал в лес.
1. Определите тип речи. Приведите свои
доказательства.
2. Выпишите предложения с причастными и
деепричастными оборотами.
3. Составьте словарный диктант из слов данного
текста, включая в него разные орфограммы.
4. Какие художественные средства использует
автор текста?
5. Выпишите устаревшие слова. Попробуйте
определить автора текста.
К-2. Поменяйте местами
предложения так, чтобы получился связный текст.
Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя
пропущенные буквы.
Самым
знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он
набивал рот камешками чтобы сильнее двигался
язык. Он говорил на берегу стараясь перекричать
шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы
выучит_ся прав_льно дышать. Чтобы пр_одолеть это и
научит_ся говорить внятно и сильно, он пос_лился в
пещер_ на берегу моря обрил себе голову чтобы
(не)возвр_щат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы,
и _десь упр_жнялся в красн_реч_. Смолоду он был
косн_язычен.
(Из книги «Литературный календарь»)
1. Подчеркните наречия как члены
предложения.
2. Укажите группу наречий по значению.
3. Запишите основную мысль отрывка.
К-3. Спишите, расставляя
пропущенные знаки препинания и вставляя буквы.
Но, как
бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля
ст_яли теплые дни и морозные ночи и зима
(не)уступала но один теплый денек пересилил
наконец – и пот_кли ручьи запели птиц_. Весь луг и
кусты около реки ут_нули в вешних водах и между
Жуковом и той стороной все пространство сплош_
было занято громадным заливом, на котором там и
сям в_пархивали стаями дикие утки.
Журавли л_тели быстро-быстро и кричали грус_но,
будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга
подолгу смотрела на ра_лив на со_нце на светлую,
точно помолодевшую церковь и слезы текли у нее и
дыхание захват_вало оттого что страс_но хотелось
уйти куда(нибудь) куда глаза гл_дят хоть на край
света. (А.Чехов)
1. Подчеркните наречия как члены
предложения. Укажите их группу по значению.
2. Выпишите из текста фразеологизм и объясните
его значение.
К-4. Спишите, вставляя вместо
пропусков слова из басен И.А. Крылова.
Подчеркните наречия как члены предложения.
Укажите их группу по значению.
1. Кто про свои дела кричит всем _______,
В том, верно, ______ толку.
2. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
но только все__________,
И в сердце льстец______ отыщет уголок.
3. Когда
светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться ____ он изволит:
Питья мутить ему____ я не могу.
4. Очков с полдюжины она себе достала;
Вертит очками_________:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет:
Очки не действуют________.
5. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!».
И ________ ворота на запор.
6. Послушались Осла: уселись ______ в ряд;
А ____ Квартет нейдет на лад.
К-5. Спишите, вставляя вместо
пропусков слова из басен И.А. Крылова.
Подчеркните наречия как члены предложения.
Укажите их группу по значению.
1. По улицам Слона водили,
Как видно, ______.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
________ ни возьмись, _____ Моська им.
2. «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на
себя, кума, оборотиться!» –
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет ____ пропал.
3. Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, _____
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью _____ не подавился.
4. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей _____, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
_____, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
К-6. Спишите, вставляя вместо
пропусков слова из произведений А.С. Пушкина.
Подчеркните наречия как члены предложения,
укажите группу наречий по значению.
1. Мороз и солнце; день чудесный –
Еще ты дремлешь, друг прелестный, –
______, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
______ северной Авроры,
Звездою севера явись!
2. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И _____ глядел. Пред ним ____
Река неслася; бедный челн
По ней стремился _____.
3. Из темного леса _____ ему
Идет вдохновенный кудесник.
4. Из мертвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул _____ ужаленный князь.
К-7. Спишите текст, расставляя
знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Вместо пропусков вставьте подходящие наречия.
Подчеркните их как члены предложения, укажите
группу по значению.
Выйдя из кустарника Быланин
направился к балк_ ____ перед собой на холмик_ он
увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек
с_дел ____ . С минуту Быланин ______ всматривался в
согбе_ную фигуру. ____ улыбнувшись про себя _____
зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в
рук_.
Человек вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был
старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами
торчавшими из(под)выцветшей солдатской фуражк_ с
реденькой и, как пуч_к пеньки, потемневш_
бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми
ша_ками побежал с пр_горка.
Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.
(Ф.Наседкин)
К-8. Спишите текст, расставляя
пропущенные буквы и знаки препинания и вставляя
вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия
как члены предложения и укажите их группу по
значению.
ПЕРЕД ГРОЗОЙ
Покорная пр_рода ц_пенела в молчани_. Ни
ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот,
наконец, когда со_нце стало спускат_ся к зап_ду,
из(за) холмов ____ показалось (пепельно)серое
кудрявое обл_ко. _______ в стоячем воздух_ что(то)
прорвалось _______ рванул ветер и с шумом и свистом
закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бурьян
подняли ропот на дороге _____ закружилась пыль
побежала по степи и увл_кая за собой солому
стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом
поднялась к небу и затуманила со_нце. По степи,
______ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали
перекати-поле а одно из них попало в вихрь
завертелось как птица полетело к небу и
обратившись в ч_рную тучу исчезло из виду. За ним
понеслось другое потом третье. За холмами_____
прогремел гром подуло свежестью.
(А.Чехов)
К-9. Спишите, расставляя
пропущенные знаки и вставляя вместо пропусков
наречия. Подчеркните наречия как члены
предложения и укажите их группу по значению.
ЛЕС ШУМЕЛ
В этом лесу _____ стоял шум – ровный
протяжный как отголосок дальнего звона,
спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как
(не)ясное воспоминание о прошедшем. В нем ____ стоял
шум потому что это был старый дремучий бор
которого (не)к_сались еще пила и топор лесного
барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными
могучими стволами стояли хмурой ратью плотно
сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____,
пахло сосной; сквозь полог сосновых игл, которыми
была усыпана почва, пробились яркие папоротники
____ раскинувшиеся пр_чудливою б_хромою и стоявшие
____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись
высокими стеблями зеленые травы белая кашка
скл_нялась от_желевшими головками, как будто в
тихой истоме. А _____, без конца и края, тянулся
лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.
(В.Короленко)
|