МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.А. ШАПИРО
Полезые мелочи
1. Ошибся – сочиняй
Обычно
ошибки очень огорчают наших учеников, но редко
пробуждают азартное желание разобраться и
избавиться от них раз и навсегда. И хотя мы
требуем регулярного выполнения работы над
ошибками – выпиши слово, графически объясни
правописание, приведи примеры на это правило,
составь с трудным словом предложение, –
результаты нас не слишком радуют, ведь часто
ученик продолжает писать неправильно и после
такой проработки. Может быть, потому, что делает
работу над ошибками не для себя, а для нас,
учителей, формально, чтобы было что предъявить: в
тетрадке что-то написано, а сознания это все
почти не коснулось.
Мы с моими учениками на дополнительных
занятиях попробовали действовать по-другому.
Прежде всего тот, кто ошибся, решает, может ли
слово хоть когда-нибудь писаться так, как у него в
тетради. Если нет, нужна тренировка:
придумывается какое-то количество предложений с
трудным словом, выполняется несколько
упражнений на трудное правило. Сразу после этого
мы вместе проверяем с помощью каверзного
диктанта или упражнения, достигнут ли
положительный результат.
А если в разных случаях возможны
разные написания и все зависит от лексического
значения, от того, в какой форме стоит слово или к
какой части речи принадлежит, очень полезно
бывает составить предложение, в котором разные
написания сталкиваются. Например, такое: Даже
если он со всеми рассорится, со мной рассориться
ему не удастся. Недавно мои девятиклассники,
работая над ошибками, придумали такие
предложения: В его голове было сосредоточено
столько всяких лишних мыслей, что он уже не мог
сесть и сосредоточенно все обдумать.
Несмотря на благодушие и сытый вид, приданный
ему парикмахером, и всевозможные истории,
рассказанные тестю подсадными лицами, приз за
все, приданое, был весьма скромен. Он пребывал
в отчаянии: предыдущий караван ушел в полночь, а
следующий прибывал только в полдень. Предложения
небезупречны, но их составление потребовало
серьезного осознания грамматических различий –
и притом доставило писавшим некоторое
удовольствие.
2. После мягкого – КГБ!
Когда ставить мягкий знак между двумя
согласными буквами? Ну, кое-что разучить
нетрудно: после буквы л, если она обозначает
мягкий звук, мягкий знак нужен: пальцы, мельник.
Обязателен ь и после согласных перед -ся
и -те в глаголах повелительного наклонения:
ударьте, останься. Известно и правило
написания прилагательных с суффиксом -ск-:
перед этим суффиксом ь пишется только в
прилагательных, образованных от названий
месяцев (кроме январский): ноябрьский, но тверской.
Но как быть, если дети пишут то возми, то
виньтик? Объяснить, когда в подобных случаях
обозначается мягкость первого из двух согласных,
а когда нет, трудно; надеемся на память. А вот
ученики Елены Валентиновны Юминовой из
г. Ижевска легко запоминают, перед какими
согласными буквами бывает ь, по
аббревиатуре КГБ (М). Проверим: пенька, зверьки,
серьга, деньги, свадьба, косьба, письмо, возьму, но
хвостик, гвозди, черви, вонзить и т.д.
Когда все уже во всем разобрались,
спросим для проверки, почему мы пишем взвесьте,
но вместе.
|