ИНФОРМАЦИЯ
С.П. БЕЛОКУРОВА,
г. Санкт-Петербург,
гимназия № 405,
автор сайта «Культура письменной речи» (www.gramma.ru)
«Вдоль дороги сидел воробей…»,
или
Об одном из образовательных ресурсов в сети
Интернет
В
последние годы в Интернет выплеснута масса
разнообразных учебных материалов по русскому
языку и литературе, собранных, как правило, «с
миру по нитке». Качество представленных
рефератов, сочинений по литературе, докладов и
пр. у специалистов вызывает, мягко говоря,
недоумение. Но это и понятно: большинство авторов
таких сайтов не являются профессионалами в той
области знаний, которую представляют; многие же
дают доступ к подобной подборке материалов с
единственной целью – собрать побольше «кликов»
и заработать на рекламе.
21 мая 2001 года на просторах Интернета
появился сайт «Культура письменной речи» (www.gramma.ru), создавая который
мы ставили своей задачей помощь в овладении
нормами современного русского литературного
языка и навыками совершенствования устной и
письменной речи, приемами создания и
редактирования текста, а также популяризацию
русского языка среди широкой аудитории
пользователей сети Интернет.
Мы – авторы и исполнители собственной
идеи, друзья, единомышленники, те, кому
небезразличен русский язык «во всех его
проявлениях», – Светлана Белокурова, учитель
русского языка и литературы гимназии № 405
Санкт-Петербурга, автор книги и ряда статей по
методике преподавания современной литературы;
Светлана Друговейко-Должанская, преподаватель
кафедры русского языка филологического
факультета СПбГУ, руководит специализацией
«Литературная критика и редактирование», автор
многих научных работ о языке художественной
литературы, истории русского языка, новых
тенденциях в развитии языка, теории русского
правописания; Александр Белокуров, кандидат
технических наук, старший научный сотрудник,
специалист в области программирования и
вычислительной техники, по совместительству
веб-дизайнер. Есть у нас и постоянные авторы из
числа посетителей, но, к сожалению, не так много,
как хотелось бы.
В течение 2001–2003 гг. сайт был шесть раз
удостоен Золотого кубка International Association of Webmaster and
Designer’s, в 2002-м стал победителем Всероссийского
конкурса «Образование в Рунете» в номинации
«Персональный сайт», в 2002 и 2003 годах – номинантом
конкурса Национальной интернет-премии.
Официальное признание – вещь,
разумеется, немаловажная. Но еще важнее, что сайт
оказался востребованным населением Интернета.
Как показывает сухая статистика, «Культура
письменной речи» – один из 3312 образовательных
интернет-ресурсов. За два с половиной года его
посетили 743 470 владельцев уникальных адресов,
просмотревших более двух с половиной миллионов
страниц. Интересна и география визитов.
Восемьдесят процентов общего количества наших
посетителей составили жители России и ближнего
зарубежья (Украина, Беларусь, Казахстан и др.),
остальную часть – заморские гости из США, Канады,
Германии, Израиля, Китая, Великобритании, Франции
(всего 70 стран). Постепенно сформировалась и
постоянная аудитория посетителей: в адрес
«Культуры письменной речи» ежедневно приходят
десятки писем с вопросами и пожеланиями;
подписчиками рассылок стали 20 000 человек.
Среди них – студенты, учащиеся, преподаватели,
бизнесмены, руководители предприятий и
организаций, работники СМИ и просто
интересующиеся русским языком. Спектр
посетителей сайта очень широк как по социальной
принадлежности, так и по возрастным показателям.
Т еперь отметим самое, пожалуй,
главное: проект сайта – неофициальный и некоммерческий.
От многих других образовательных ресурсов
лингвистической направленности наш сайт
отличается в первую очередь тем, что создается он
хотя и профессионалами, но, можно сказать,
«ограниченным контингентом» и на голом
энтузиазме. Сравните, например, нас с порталом
«Русский язык», с которым мы дружим и постоянно
обмениваемся новостями. Там ежедневно работают
десятки специалистов из Института русского
языка им. В.В. Виноградова и, вероятно, эта
деятельность является для многих из них
основной. Мы сайтом занимаемся «в свободное от
основной работы время». При этом, смеем
надеяться, не слишком отстаем от наших коллег,
имеющих большой штат сотрудников и
представляющих в Интернете какую-либо
официальную структуру, ни по качеству, ни даже
по количеству материалов. А какие-то из идей,
которые, что называется, «носятся в воздухе»,
успеваем воплотить даже раньше наших
академических коллег.
Карта-путеводитель по сайту
показывает, что авторы представляют русский язык
с самых разных точек зрения. Для серьезно
интересующихся проблемами современного
русского языка – главный раздел: «Нормы
русского языка». Он содержит сведения о
грамматике, грамматических трудностях и
способах их преодоления, синтаксической норме,
лексической системе языка, принципах русской
орфографии. Полемика журналистов и лингвистов (в
том числе авторов сайта) по поводу актуальных
проблем современного русского языка – здесь же,
в статьях о реформе русской орфографии.
Публикации рубрики «Стилистика» призваны
помочь устранить речевые недочеты. Столь же
серьезен и информативен раздел «Стиль
документа», который ориентирован на аудиторию,
работающую с деловыми бумагами. В рубриках
рассматриваются языковое и композиционное
оформление научного письменного текста
(аннотации, реферата, рецензии, отзыва), а также
правила рубрицирования и библиографического
описания, особенности языка деловых писем,
элементы административного речевого этикета;
приведены правила оформления личных,
административных и других документов, деловых
писем; представлены образцы деловых бумаг с
учетом действующих стандартов.
Экзамены, конечно, сдают не все –
взрослые экзаменуются пассивно. Поэтому рубрика
«Школьникам», посвященная выпускным и
вступительным испытаниям по русскому языку и
литературе, адресована прежде всего школьникам и
абитуриентам. Здесь можно найти учебные
материалы для подготовки к устному экзамену по
русскому языку, планы и примеры лингвистического
разбора, методические рекомендации для
подготовки к сочинению. Здесь мы рассказываем о
жанрах школьных и вступительных сочинений,
публикуем примеры работ с анализом типичных
ошибок. Заглянув на страничку «Русская
литература. Программа школы», можно найти
компактно представленные учебные материалы для
повторения школьного курса литературы. В
отдельную рубрику выделены тестовые задания для
проверки знаний по различным темам школьной
программы.
Методический раздел «Учителям»
– совсем молодой, в нем размещены
оригинальные авторские разработки уроков
русского языка и литературы по различным темам
школьной программы. Раздел еще не до конца
сформирован, мы приглашаем коллег разместить
на сайте интересные и полезные разработки
уроков. Делиться опытом – вот главная идея
раздела.
Популяризации русского языка отданы
пять рубрик.
Надеемся, что достоинством нашего
ресурса являются и его неформальность и вообще
«нескучность». Мы стремимся не столько заполнить
пространство сайта глубокомысленными научными
выкладками, сколько предложить читателям
популярное изложение достаточно сложных проблем
современного языкознания. Потому и есть у нас,
кроме всего прочего, такие разделы, как «Ликбез
от Gramma.ru» – популярное изложение сведений по
вопросам, интересующим многих: как правильно
написать ту или иную фразу, не нарушая ни
грамматических, ни стилистических норм языка?
Например: представить возможность или
предоставить? Поставить подпись или роспись?
«А вы знаете?..» – раздел, ставящий задачу
занимательно рассказать о русском языке.
Действительно, знаем ли мы, что Иван – имя не
русское? Или чем различаются по значению
слова вестибюль, фойе и холл? А как
платить по гамбургскому счету? Или почему мы
так говорим: клюква развесистая, попасть
впросак, дурак дураку рознь? Здесь же –
любопытные сведения из жизни языка, история
происхождения и значение фразеологизмов,
крылатых выражений, этимология слов. «Перлы
знатоков» – коллекция речевых ошибок,
выдержек из письменных работ абитуриентов и
школьников, фрагментов интернет-ресурсов.
Интернет-перлы: Горячая вакансия. В цех по
производству туалетной бумаги требуется
инженер-испытатель. Опыт работы по
соответствующему профилю не менее двух лет (из
объявления). Приведем в качестве примера и
несколько «хитов» сезона-2002. Выловленные Н.Ю. Смирновой
«очепятки»: масонская ложка, папье-мамше;
оригинальная орфография: икронизировать роман,
Донки Ход; из сочинений: Вдоль дороги сидел
воробей; Шолохов описывает, как у красноармейца
Трофима родился жеребенок. Наша гордость – «Веселый
этимологический словарик» – более трехсот
толкований слов, придуманных авторами сайта и
его читателями, например: неряха – туловище,
лепешка – скульптура, уховертка – мать
двоечника, сопрано – кража и др. Одним из наших
принципов является и неформальность при ответах
на вопросы (а спрашивают нас не только о том, как
следует писать, – согласно приказу или согласно
приказа (это, пожалуй, самый часто задаваемый
вопрос), а и, например, где найти литературу по
лексике и стилистике... некрологов или что такое
автокефальная церковь). В рубрике «Из уст в
уста» – находки внимательных читателей,
столкнувшихся с курьезными ситуациями,
языковыми казусами и нелепицами в различных
публикациях, в речи окружающих. Ну как можно
пропустить такую, к примеру, вывеску: Трикотажное
ателье «Иллюзия».
На сайте есть и справочный раздел
с информацией о книжных новинках, учебных и
справочных материалах на CD, аудио- и
видеоносителях, многие из которых можно
приобрести непосредственно с сайта, пользуясь
партнерской программой известных
интернет-магазинов, есть аннотированные ссылки
на наиболее информативные и интересные ресурсы
Интернета по тематике сайта.
При публикации мы в первую очередь
опираемся на собственные авторские работы и
работы наших коллег-единомышленников, на
интересные и полезные статьи из современных
изданий, способные оказать существенную помощь
всем, кто связан с изучением языка и литературы,
на ученические работы, выполненные под нашим и
наших коллег руководством и контролем.
Существует на сайте богатый «Архив почтовых
рассылок». «Библиотека словесника» – новый
раздел, куда будут включены электронные версии
учебников и учебных пособий по лингвистике,
русскому языку и литературе, статьи литературных
критиков, тексты литературных произведений.
Отметим также, что на сайте уже размещены Словари
паронимов, синтаксической нормы, иноязычных
выражений; орфоэпический словарик, словарь
литературоведческих терминов,
терминологические словари делопроизводства и
делового общения. Все они постоянно пополняются.
Приглашаем коллег-словесников к
сотрудничеству!
|