Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.


Употребление предлогов:

Смысловые отношения, выражаемые с помощью предлогов

7-й класс

Разноуровневые карточки помогут организовать работу в классе и дома продуктивно.

Карточки группы А рассчитаны на сильных учеников, имеющих оценку «5», карточки группы Б – на учеников, успевающих на «4».

А-1. Определите значение предлога из. (1. Показывает направления действия. Участвует в выражении пространственных отношений. 2. Содержит указание на объект, источник, материал. 3. Имеет выделительно-ограничительное значение. 4. Участвует в выражении причинных отношений.) Укажите падеж, с которым употребляется этот предлог в разных значениях.

1. Я ехал на перекладных из Тифлиса. 2. Вся моя поклажа состояла из одного небольшого чемодана. 3. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан. 4. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки. 5. Мы вышли из сакли. 6. «А что за бумаги оставил вам Печорин?» – «А бог его знает! Какие-то записки...» – «Что вы из них сделаете?» 7. Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. 8. Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. 9. Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. 10. Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. 11. Из чего я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? (По М.Лермонтову)

А-2. Определите значение предлога с (со). (1. Движение с поверхности, направление движения. 2. Совместность, присоединение. 3. Приблизительная мера времени или расстояния. 4. Причинное значение. 5. Образ или способ действия.) Укажите падежи, с которыми употребляется предлог с (со) в данных предложениях.

1. Мы с вами попутчики, кажется? 2. «Вы, верно, едете в Ставрополь?» – «Так-с точно... с казенными вещами». 3. Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою пустую шесть скотов едва подвигают с помощью осетин? 4. «Вы, верно, недавно на Кавказе?» – «С год», – отвечал я. 5. До станции оставалось еще с версту. 6. Я с благоговением смотрел на штабс-капитана. 7. «Нам придется здесь ночевать», – сказал он с досадою. 8. Раз осенью пришел транспорт с провиантом. 9. Зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха. 10. С этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину. 11. Я спустился с горы и, повернув в ворота, прибавил шагу. (По М.Лермонтову)

А-3. Определите значение предлога в. (1. Движение внутрь, направление движения. 2. Местонахождение. 3. Образ действия. 4. Отношение к внешним признакам предмета. 5. Временное значение.)

1. Уже солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Я раз насилу ноги унес, а еще у мирнова князя был в гостях. 3. Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости. 4. Ведь, например, в дождик, в холод весь день на охоте. 5. Нас приняли со всеми почестями и повели в кунацкую. 6. Девки и молодые ребята становятся в две шеренги, одна против другой. 7. Хлопают в ладоши и поют. 8. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз. 9. Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. 10. В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь. (По М.Лермонтову)

А-4. Определите значение предлога за. (1. Объект следования или наблюдения. 2. Значение причины. 3. Значение замещения. 4. Ограничительное значение. 5. Местоположение, часто ограниченное преградой.)

1. За моей тележкой четверка быков тащила другую как ни в чем не бывало. 2. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. 3. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор. 4. За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. 5.  «Если бы у меня был табун в тысячу кобыл, – сказал Азамат, – то отдал бы тебе его весь за твоего Карагеза». 6. Бэла за этой дверью. 7. В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом. 8. Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну. (По М.Лермонтову)

А-5. Определите значение предлога на. (1. Направление действия. 2. Основание или цель какого-либо действия. 3. Место действия, местонахождение. 4. Временное значение.) Укажите падежи, с которыми употребляется предлог на в данных предложениях.

1. Я должен был нанять быков, чтобы втащить тележку на эту треклятую гору. 2. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. 3. Налево пропасть такая, что деревушка осетин, живших на дне ее, казалась гнездом ласточки. 4. «Вот и Крестовая!» – сказал мне штабс-капитан, указывая на холм. 5. «Знаю, братец, знаю без тебя! – сказал штабс-капитан. – Уж эти бестии! Рады придраться, чтоб сорвать на водку». 6. На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью. 7. Максим Максимыч сел за воротами на скамейку. 8. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях. 9. С первого взгляда на лицо его я не дал бы ему более двадцати лет. 10. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа. (По М.Лермонтову)

А-6. (Карточка для домашней работы.) Определите значение предлога с (со) в данных ниже предложениях (воспользуйтесь «Толковым словарем русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова). Определите падежи, с которыми употребляется данный предлог в предложениях.

1. Улыбка сошла с лица Лизы. 2. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. 3. Парфенов был в армии политработником с начала войны. 4. Из трусости или со зла – ты сделал подлость. 5. Ужель влюбиться с первой встречи она в Онегина могла? 6. Собак сбежалось с полсотни. 7. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. 8. Там шла торговля бойкая, с божбою, с прибаутками. 9. Под елкой лежали бумажные пакеты с подарками. 10. Я уезжаю... с поездом в пять пятнадцать. 11. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. 12. Они лежали голова с головой и бок с боком. 13. С каждым часом, с каждым километром идти становилось труднее. 14. Играл я на полу с моим мальчишкой. 15. И с песнями бокалов звон мешался.

А-7. (Карточка для домашней работы.) Пользуясь «Толковым словарем русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, укажите значение предлога на в приведенных ниже примерах. Определите падеж, с каким употребляется этот предлог в данных предложениях.

1. Выбирая самые тонкие рыбьи косточки, он клал их на тарелку. 2. Вот вернулся я наконец на родину. 3. Отец ездил в деревню только на праздники. 4. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, на грозный бой точил черкес свободный. 5. Пусть долго он живет... – земле на славу, врагам на страх. 6. Землю по реке разбить на дачные участки. 7. На земле, на соломенных крышах сараев ослепительно белел молодой снежок. 8. Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. 9. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфии и камфаре.

Б-1. 1. В данных сочетаниях выделите предлоги, которые могут употребляться с тремя падежами. Назовите эти падежи. Составьте с этими сочетаниями предложения или словосочетания.

1. По улице, до конца, из дому, в город, на дороге. 2. В степь, под горой, сквозь ветви, при дороге, по осени. 3. На обочине, по пояс, через край, из леса, в поле. 4. В городе, к пристани, по истечении, до отъезда, для похода. 5. С поля, в поле, на поля, над лесом, до горизонта. 6. Согласно предписанию, под руководством, с радостью, для исполнения, до конца. 7. До половины, к солнцу, без остатка, с дом величиной, на глазок.

Б-2. Выделите предлоги, которые могут употребляться с двумя падежами. Назовите эти падежи. Запишите с этими предлогами словосочетания или предложения.

1. Без ветра, к морям, через пространство, в отдалении, над бездной. 2. Под уклон, над городом, от зари, до зари, к утру. 3. В сад, из лесу, у дороги, сквозь туман, при усадьбе. 4. До утра, без родственников, ради матери, к брату, об отце. 5. Между скалами, от оврага, над пропастью, перед вечером, из ущелья. 6. Для комнаты, у окна, за столом, к стене, через дверь. 7. При доме, до угла, о косяк, из окон, от стены. 8. Под Москву, без пересадки, через Киев, от Одессы, из Крыма. 9. С работы, в институт, из учреждения, из школы, через улицу.

Б-3. Выпишите предложения, в которых выделенный предлог выражает пространственные отношения.

А. 1. Присядешь перед костерком, едва затихнет вой метели, – и вдруг, подтаяв, снежный ком, давя огонь, сорвется с ели. 2. Наш посланец земной из мечты и металла повстречался с луной как ни в чем не бывало.

Б. 1. В горах мы услышали грохот камнепада. 2. Как будто мертвых поднимало слово и снова в смертный выводило бой.

В. 1. Заря – капризная девица – спешит на прорубь к Ангаре водой хрустальною умыться, сверкнуть прической в серебре. 2. Табунятся скворцы, и к отлету готовятся цапли.

Г. 1. Чтоб каждый помнил, как нетленна чарующая красота, прекрасная рука Шопена из алебастра отлита. 2. Горел октябрь задумчиво и ярко, тревожно трепетали тополя, и ветер листья выносил из парка и разгонял по убранным полям.

Д. 1. А ягоды так ярко на рябине горели сквозь густую синеву... 2. Завтра июнь, светлый июнь – лета начало. Ныне зарянка в притихшем саду петь на заре перестала.

Б-4. Укажите предложения, в которых выделенный предлог выражает временные отношения.

А. 1. Не играет волной, не шумит оно, море Каховское, но в полуденный зной, как великое, дышит спокойствием. 2. В степь убегает родная дорога, в синие дали, в милые дали.

Б. 1. Метелица под утро протрубила в серебряные трубы января. 2. Сережки подвесила старая ива. Ручей под сугробом шумит говорливо.

В. 1. Под говор капели, под говор капели синицы выводят апрельские трели. 2. Под осень лес был желт, как лист оберточной бумаги в лавке.

Г. 1. Здравствуйте, сосновые леса! Где б я ни был, лишь глаза прикрою, синяя с зубцами полоса явственно встает передо мною. 2. Ах, сколько же зим отшумело с тех пор, как перед работой точил я топор.

Д. 1. В дыму сражений грозные места сегодня развернулись предо мною. 2. В карауле почетном впервые там ефрейтор стоял молодой. Пред войною рожденный в России, рос, как многие, он сиротой.

Б-5. Укажите предложения, в которых выделенный предлог выражает отношения причины.

А. 1. Клонят кисточки овсы, серебрятся от росы. 2. В трюме было темно и от борта к борту переливалась вода.

Б. 1. Молода, красива, карие глаза, по плечам развита русая коса. 2. Не о горе речь веду. Иной и держится героем, покуда весь он на виду и сил по молодости втрое.

В. 1. И всюду – в лесу, на поляне, на склоне холма и горы – зовут меня люди белянкой за цвет белоснежной коры. 2. То за рекой, за речкой быстрой, там, где черемухе цвести, в полночном поле трактористы спешат зарю с зарей свести.

Г. 1. То шумят под ветром листья, проклюнув почки на заре, то эти листья шубой лисьей устелют землю в октябре. 2. Снег лежит под ногами.

Д. 1. И тогда из-за бугра в черной чаще чернобыла развернулись трактора. 2. Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести.

Б-6. Укажите предложения, в которых выделенный предлог выражает отношения цели.

А. 1. И матросы за новый поселок приготовились в новый бросок. 2. А за полями, за лесами корабль качался по волнам.

Б. 1. Кусок промытый янтаря, прозрачный, как заря, вчерашний выбросил прибой в подарок нам с тобой. 2. В глазах электричек – черемух кипенье – и звонкие штопоры птичьего пенья.

В. 1. Мы долго шли к заветной цели, к победе, к мирному труду, всегда у смерти на прицеле, у каждой пули на виду. 2. По этой дорожке, по этой дорожке ты выйдешь к засыпанной снегом сторожке.

Г. 1. Дождь весь лес окутал паром, шумно хлынул вниз, хризолитом и опалом на ветвях повис. 2.  В саду моем, зеленая, как на гулянье вышла, в свою весну влюбленная, расцветала вишня.

Д. 1. Покос в лесу. А сосны! Словно струнки, натянуты их звонкие стволы. Блестят в стволе продолбленные лунки для медленно стекающей смолы. 2. О Пушкинские горы! Пуховая земля. Здесь все для сердца мило: и сосны, и пустырь, и тихая могила, и старый монастырь!

Б-7. Докажите, что выделенные предлоги, выражающие временные отношения, являются антонимами.

А. Везде и повсюду, с утра и до вечера, летят паутинки.

Б. Дожди идут не то что к случаю, а от зари и до зари. Опять сегодня принатучило, но прилетели снегири.

В. Маттиола имеет крупные сиреневые цветки, которые днем закрываются. Ночью, а также перед дождем лепестки раскрываются, излучая сильный аромат. После дождя, на солнце, они как бы увядают.

Г. До экзаменов мы все напряженно работаем. После них можно и отдохнуть.

Д. Целый день с утра до ночи, от зари и до зари, в частом ельнике хлопочут силачи-богатыри.

Б-8. Укажите, почему выделенные предлоги не являются антонимами.

А. А над деревнею под утро очарованье и покой.

Б. В десяти шагах сидели в траве два выскочивших из ржи зайца.

В. На дорогах пылали костры до рассвета, с горных пастбищ стада на зимовки пришли.

Г. На кровлю семя ветром занесло, в расщелине гранитных скал запало, весной под солнцем щедрым проросло березкой над стремительным провалом.

Д. Цвет вишневый, снег цветочный ветерок несет ко мне. Затерялся звонкой точкой жаворонок в вышине.

Б-9. Укажите, почему выделенные предлоги относятся к нейтральной лексике.

А. За зеленым лугом тын или ограда, и на всю округу тополей отрада.

Б. Я пройду, где разметалась широко долина. Наломаю краснотала, ивы и калины. К ним, в сыром, но теплом рву, на глухой дорожке, желтых лютиков нарву, ландышей в сережках.

В. А нельзя ли, чтоб сердце не грустило так сильно – по ручьям-непоседам, по долинам с калиной, по душевным беседам на земле соколиной?

Г. Весело цветики в поле пестреют, их по ночам освежает роса, днем их лучи благодатные греют, ласково смотрят на них небеса.

Д. Золотистые от зноя, встали острова, легкой пеной кружевною плещется Нева.

Б-10. Докажите, что выделенный предлог относится к книжной лексике – научному, деловому или публицистическому стилю.

А. Ради светлого будущего шел наш народ на великие жертвы и лишения; шел сознательно, с величайшей гордостью за свою Родину.

Б. Походным маршем дышат ямбы, солдатским запахом дорог. Я от сравнений этих сам бы освободился, если б мог. И позабыл(,) во имя мира, как мерз в подтаявшем снегу, как слушал голос командира, но что поделать – не могу.

В. В результате маневрирования корабли совершили сближение друг с другом.

Г. В течение всего полета проводится постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов.

Д. При опросе больных удалось установить, что в связи с употреблением мороженого у них возникал кашель.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru