МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.
Производные и непроизводные предлоги
7-й класс
Материал рассчитан на сильных учеников.
Дифференцированная работа по карточкам
позволяет активизировать деятельность учеников
на уроке, организовать работу в парах или
группах, способствует более глубокому усвоению
материала, развивает интерес к предмету.
Предложенные задания могут быть использованы и в
качестве домашнего задания.
К-1. Докажите, что выделенные
слова являются производными предлогами (работу
можно провести в парах или в группах для
взаимного объяснения).
1. Вдоль и вширь вокруг села наша
нива золотая во все стороны легла. 2. Мимо гор
в ущелье протекает Терек. 3. Мы жизни выходим навстречу,
навстречу труду и любви. 4. Благодаря труду
реставраторов мы можем любоваться творчеством
древних мастеров. 5. Спустя неделю оленеводы
подарили нам молодого песца.
К-2. Укажите, какими частями речи
являются выделенные слова (работу можно провести
в парах для взаимного объяснения или в группах с
целью проверки понимания темы).
1. Хутор светлый... Прямо за дорогою, возле
хаты, что других белей, каждый день верхами небо
трогают пять пирамидальных тополей. 2. Мимо
города Праги шли гвардейцы вперед. 3. Я мечтал о
садах, что взращу на земле опаленной вместо
дыма сражений, где пал ты в последнем броске.
4. Я лесною крадусь полосой, из-под ног, как
пружина, – косой. Но, забыв про двустволку свою, я
гляжу ему вслед и стою. Наяву это все иль во
сне?.. Умирает охотник во мне.
К-3. Укажите предложение, в
котором выделенный предлог не имеет омонимичных
наречий.
А. 1. Только в полдень еле-еле
пробрались лучи сквозь ели. 2. Но пальцы
бережно коснулись упругих струн – и вдоль
реки, впрягаясь в лямки, потянулись с надрывной
песней бурлаки. 3. Пусть поезд несется навстречу
рассветам, в зеленое царство таежного лета. 4. Наперекор
августовскому зною ветер уже шумел по-осеннему.
Б. 1. Мы ночью и днем среди шума
живем. Позарез нам нужны острова тишины. 2.
Брызнет сок, настоянный на зорях, прямо в рот, и
сладкий, и хмельной. Сколько ягод возле рощ,
на взгорьях, поспевает ночью под луной. 3.
Насобираешь ягод вдоль одиноких стежек. 4. Мимо
сосен да берез ходим по дорожкам.
В. 1. Космонавт уснул среди
Вселенной в бешено летящем корабле. 2. Кто мороза
не боится и ему наперекор все стучится да
стучится, беспокоит сонный бор? 3. Стихли ветры
печально возле братской могилы – это утро
молчаньем память павших почтило. 4. Из заводских
дворов идут в поля степным утрам навстречу не
сто, а сотни тысяч тракторов.
Объясните постановку знаков
препинания в предложениях с причастными и
деепричастными оборотами.
К-4. Спишите текст, расставляя
знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Укажите над выделенными словами части речи.
В воскресенье Варюха пошла за махоркой
для деда в соседнее село Переборы. Мимо села
проходила железная дорога. Варюша купила махорки
зав_зала ее в ситц_вый мешоч_к и пошла на станц_ю
посмотреть на поезда. Почти всегда они
проносились мимо с лязгом и грохотом. Как
только Петровна и Маша уходили сорока в_летала на
форточку протискивалась в комнату хв_тала первое
что поп_далось на глаза, и уд_рала. Петровна
в_плескивала руками. Маша тоже в_плескивала
руками и вместе с Петровной начинала искать
что на этот раз ут_щила сорока. Вечером мама
надела на Машу праз_ничный фартуч_к а Петровна
накинула на плечи коричневую атласную шаль и все вместе
поехали в театр.
Укажите непроизводные предлоги и
определите, какие отношения они выражают.
К-5. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
части речи над омонимичными словами.
1. Вот мимо сильно цокая по_ковами
пролетел вороной рысак. 2. Когда мы проезжали мимо
собора двери его были отв_ре_ны настеж_. 3. Летела
мимо золотая листва осе_них берез. 4. Мы
проплывали на веслах мимо (не)больш_го острова
откуда начиналось открытое море. 5. С шумом и
плеском прош_л совсем рядом маленький смерч_. 6.
Рядом с лодкой долго плыла маленькая дикая утка.
К-6. Выпишите предложение, в
котором выделенное слово не является предлогом.
А. 1. И навстречу декабрьской
метели вышли стоять под огнем. 2. А навстречу
рвется ветер волглый и звенит бубенчик заливной.
Б. 1. Крутыми тропинками в горы, вдоль
быстрых и медленных рек, минуя большие озера,
веселый шагал человек. 2. Бежит вверх аллейка,
а ярко-рыжие цветки стоят вдоль.
В. 1. Космонавт уснул совсем как
дома... мимо мчалась звездная река. 2. Шли
ребята мимо зданья, что на площади Восстанья.
Г. 1. Он упал возле ног вороного
коня и закрыл свои карие очи. 2. Я писал этюд, а она
стояла возле и смотрела восхищенно.
Д. 1. Сколько ягод не доели,
раскидали их вокруг! 2. Не пряжу мотать на
клубок – вокруг Земли обороты.
К-7. Выпишите предложение, в
котором выделенное слово является предлогом.
А. 1. Плывут сибирские девчата навстречу
утренней заре по Ангаре, по Ангаре. 2. Страна
встает со славою навстречу дня. 3. Так вот она,
широкая какая, встает навстречу, глаз не
утоля, исконная, родная, золотая, никем не
покоренная земля.
Б. 1. А кругом стоял тот смутный,
непрерывный и веселый шум, которым днем и ночью
полон воздух в начале лета. 2. В саду и кругом
сада все слабо шумело, шуршало, словно живое, –
трава, цветы, кусты. 3. Иди, мой сын! Враги не ждут,
врагов кругом немало.
В. 1. Прожужжит в полете жук...
Вздрогнет земляника. И опять покой вокруг. 2. В
марте грачи носятся стаями, делают облеты вокруг
грачевен.
Г. 1. Ночью мы перебрались на
знаменитые торфяные болота к деревне
Вороваткино. Переночевали вблизи. 2. Вблизи
высокого кургана начались дубы.
Д. 1. Хата встала впереди –
темное окошко. Ой ты, стежка, погоди, протянись
немножко. 2. Ты лети с дороги, птица, зверь, с
дороги уходи! Видишь, облако клубится, кони
мчатся впереди. 3. Все цветы бесчисленных
затонов улицей проходят голубой. Впереди
цветов поют и стонут пять иль шесть малиновых
обойм!
К-8. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы, только
те предложения, в которых имеется производный
предлог.
1. Около леса, как в мя_кой постел_,
выспат_ся можно. 2. Григорий прив_зал к кусту коня
лег около пр_крыв от ветра лицо полой шинели.
3. Около полуночи бабушка разбудила меня. 4.
Кругом до самого гор_зонта т_нулась степь. 5. Мы
обошли кругом сада (не)пропуская ни одного
р_стения. 6. Окопы идут кругом всего города но не
сплошные. 7. И вдруг все стало глубоко бе_молвно
кругом. 8. Проходя мимо Швабрина Гринев
ост_новился. 9. Заиграл рож_к и деревенское стадо
пот_нулось мимо барского двора. 10. Решил в дом
(не)заходить а только пройти мимо. 11. Лена
поднялась со скамьи сделала (не)сколько шагов
навстречу. 12. Я вид_л что казаки торопятся домой и
пош_л навстречу их желанию. 13. Я хотел поговорить
с вами насчет квартиры. 14. Они любят и умеют
пр_творяться (не)счастными для того чтобы жить
(на)счет других. 15. Нехлюдов вернулся на тротуар и
велев изво_чику ехать за собой пош_л в виду
партии. 16. Благодаря выпавшему снегу можно было
(кое)что ра_смотреть на земле. 17. Благодаря тому
что лето было жаркое, помидоры посп_вали на
глазах. 18. Старуха проводила меня благодаря за
оказа_ную помощ_. 19. Жениховой родне согласно
уговору поднесли по три рюмки водки. 20. И бабы их
жили тоже согласно как подруги. 21. Они идут
согласно как один человек. 22. Собрание
согласно принять предложение докладчика.
|