ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ
Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.
«Не спутай кармашки»
Старшие классы
Игра «Не спутай кармашки» проводится
следующим образом. На карточках, которые лежат на
столе, написано по одному примеру. На доске
прикреплены кармашки с тем или иным определенным
обозначением. В игре участвуют две команды.
Участники игры по очереди от каждой команды
выходят к столу, берут карточку, на которой
написано слово, словосочетание или предложение.
Ученик решает задачу и кладет карточку в
соответствующий кармашек. Учитель ведет учет
правильных ответов. Все внимательно слушают
ответ товарища и делают вывод, правильно ли
решена задача. Если допущена ошибка, право ответа
передается другой команде. Темы для игры могут
быть самыми разнообразными. Покажем это на
конкретных примерах.
Тема: «Разряды вводных слов по
значению»
На доске прикреплены кармашки с
названиями:
Карточки с предложениями
Предложения следует предъявлять
ученикам без знаков препинания.
Ученик находит вводные слова,
определяет их значение, объясняет знаки
препинания, затем вставляет карточку в
соответствующий кармашек.
1) Тут, к неописуемому восхищению Пети,
на старом кухонном столе устроена целая
слесарная мастерская. (В.Катаев)
2) Героиней этого романа, само собой
разумеется, была Маша. (Л.Толстой)
3) Я присмотрелся, попривык к
окружающим меня явлениям или, вернее сказать,
чудесам природы. (С.Аксаков)
4) Струсил ты, признайся, когда молодцы
мои накинули тебе веревку на шею? (А.Пушкин)
5) Он краснеет – стало быть, ему стыдно.
6) По словам капитана, до ближайшего
порта остается два дня пути. (И.Гончаров)
7) Честно говоря, устал после лекции. (К.Симонов)
8) Вам, на мой взгляд, такое поведение не
к лицу.
9) Маша, как водится, была всем
недовольна.
10) А Булычов, надо прямо сказать, в
плохом виде! (М.Горький)
11) Так, к всеобщему удовольствию, все и
получилось.
12) А матушка-то, бывало, прикроет синие
глаза да как заведет песню на великую высоту. (М.Горький)
13) А мечтал он, может статься, подойти
путем другим, у окошка постучаться жданным
гостем, дорогим. (А.Твардовский)
14) Вы, извините, о детях лучше бы
подумали!
15) Между прочим, хотя рискую вас
огорчить, но должен сознаться – кажется, один и
ваш мост взорвал. (К.Симонов)
16) Вообразите, наши молодые уже
скучают. (И.Тургенев)
17) Яша, по воспоминаниям друзей, обожал
охоту и рыбную ловлю.
18) Вчера светило солнце; сегодня,
наоборот, с утра моросит дождь.
Тема: «Тире и двоеточие в бессоюзном
сложном предложении»
На доске прикреплены 2 кармашка:
Карточки с предложениями
Предложения следует предъявлять
ученикам без знаков препинания.
Учащийся в обязательном порядке
обосновывает свой ответ.
1) Страшная мысль мелькнула в уме моем:
я вообразил ее в руках разбойников. (А.Пушкин)
2) Одно было несомненно: назад он не
вернется. (И.Тургенев)
3) Сыр выпал – с ним была плутовка
такова. (И.Крылов)
4) Иван Иванович подошел к воротам,
загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий
лай. (Н.Гоголь)
5) Дуб держится – к земле тростиночка
припала. (И.Крылов)
6) С беспокойством я выпрыгнул из
кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце
с видом глубокого огорчения. (А.Пушкин)
7) Вы раздвинете мокрый куст – вас так и
обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И.Тургенев)
8) Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)
9) Я проснулся: заря уже занималась.* (И.Тургенев)
10) Одного только я не понимаю: как она
могла тебя укусить? (А.Чехов)
11) Глубже пахать – больше хлеба видать.
(Пословица)
12) Молвит слово – соловей поет. (М.Лермонтов)
13) Иногда мне думается – надо убежать.* (М.Горький)
14) Однако пора вставать: уже без
четверти шесть. (А.Пушкин)
15) Приказ есть приказ – так его
воспитали.
16) На стене ни одного образа – дурной
знак. (М.Лермонтов)
17) Птиц не было слышно: они не поют в
часы зноя. (И.Тургенев)
Тема: «Запятая и ее отсутствие в
сложносочиненном предложении»
На доске прикреплены кармашки с
названиями:
Карточки с предложениями
Предложения следует предъявлять
ученикам без знаков препинания.
Учащийся объясняет свое решение.
1) Наташа говорила шепотом, да и дед и
лесничий тоже говорили вполголоса. (К.Паустовский)
2) Уймись, или худо будет. (А.Пушкин)
3) Вскоре после восхода набежала туча и
брызнул короткий дождь. (А.Пушкин)
4) Глаза у всех устремились и носы
вытянулись по направлению к письму. (И.Гончаров)
5) От долгого сидения у него затекли
ноги и заболела спина. (А.Куприн)
6) Уже совсем рассвело и народ стал
подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Толстой)
7) В такую погоду и волк не рыщет, и
медведь не вылезает из берлоги.
8) Он чувствовал себя нехорошо: тело
было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. (А.Куприн)
9) По словам охотников, зверь в этих
лесах вывелся и птица исчезла.
10) Странный старичок заговорил очень
протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.Тургенев)
11) Это кто такие и что им надобно? (А.Пушкин)
12) Пусть кончится холод и наступит
тепло.
13) Как он смешон и как глупы его
выходки!
14) Подсудимых тоже куда-то выводили и
только что ввели назад. (Л.Толстой)
15) Оглянитесь вокруг, и увидите, как все
здесь изменилось.
16) Хриплый стон и скрежет ярый. (А.Пушкин)
17) Необходимо рассмотреть авторские
заявки и надо срочно составить по ним заключения.
18) Между тем совсем рассвело, и надо
было опять выходить в море. (В.Катаев)
Тема: «Удвоенные согласные»
На доске прикреплены такие кармашки:
Карточки со словами
1) Огромная те_итория, 2) резиновый ба_он,
3) водный ба_ейн, 4) остроумная ка_икатура, 5)
воздушный де_ант, 6) картинная га_ерея,
7) стойкий и_унитет, 8) глубокая дра_а, 9) узкий
ко_идор, 10) су_огат кофе, 11) свободная диску_ия, 12)
а_юминиевая посуда, 13) криста_ьная форма, 14)
интересная ба_ада, 15) а_истент кафедры, 16)
подробный ко_ентарий, 17) и_итация кожи.
|