Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2004

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Л.И. НОВИКОВА,
г. Троицк,
Московская обл.


Сумасшедший цыган,
или
Узелки на память

5-й класс

Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: кто записывает то, что необходимо запомнить, кто ставит крестики на руках, а кто и узелки на память завязывает. А что делать, если забывается изученный материал? Тут узелки не помогут. К.Д.  Ушинский советовал: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и навести на нем новый этаж». Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся все припомнить».

А какие взаимоотношения памяти и интереса? Самые тесные. Г.Эббингауз, известный исследователь в области памяти, писал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью... При заучивании лишенных смысла слов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие... или редкие» (Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. С. 20).

Может ли нам знание этого закона помочь в процессе формирования интереса к слову? Бесспорно. Школьники часто теряют интерес к слову, к языку именно потому, что не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объемом запоминания многочисленных правил и исключений из них, воспринимая изученный материал как подобие винегрета, в котором сложно отыскать понадобившийся ингредиент.

Призовем на помощь мнемотехнику – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приемы помогают учащимся создать необходимые для запоминания ассоциативные связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания, предотвратить забывание выученного материала и уничтожить страх школьников перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит учащимся увидеть их границы и одновременно – безграничные возможности родного языка. Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс обучения интересным и ярким, создаст на уроке благоприятный эмоциональный фон и так необходимую учителям-словесникам ситуацию успеха для самого безнадежного ученика.

С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны». Кстати говоря, подобные фразы есть и в других языках. «Every Good Boy Deserved Favour»... Эта английская фраза переводится так: «Каждый хороший мальчик заслуживает расположения». Она помогает запомнить ноты скрипичного ключа E, G, B, D, F в восходящем порядке на пяти нотных линейках.

Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Никого не удивляет сумасшедший цыган, цыкающий на цыпочках на бедного цыпленка (самое главное, что эта фраза помогает запомнить слова-исключения). Когда-то наши предки, обучаясь правописанию, вынуждены были запоминать фразу «Бдный, блдный, блый бсъ убжал за рчку в лсъ», которая помогала гимназистам конца XIX – начала XX века запомнить слова, в которых произносилось [э], а писалась буква (ять).

Предлагаем вниманию читателей некоторые мнемонические приемы. Часть из них составлена психологами, некоторые придумал автор данной статьи, какие-то являются «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнали в процессе общения с коллегами.

1. Специальные фразы

Лимонрай!

Все согласные – только звонкие, непарные по звонкости/глухости.

2. Рифмованные правила

  • Правописание приставок.

Пусть никто никогда не забудет,
Что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание
нет в них содержания.

  • Правописание приставок на -з, -с.

Не забудьте про приставки
раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.
Пред согласными глухими
быстро сменят з на с.

  • Правописание предлогов.

Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо –
в предлогах пишем вместе.
Вследствие – «из-за» – ясно вполне:
слитно напишем, конечная е.

3. Рифмовки

  • Правописание о – ё после шипящих, слова-исключения.

В безударном положенье
о пиши ты без сомненья:
шоколад, шоссе, шофер,
пончо, шовинизм, жонглер,
шотландка, ранчо, креп-жоржет,
добавь жокей
. Ошибок нет!

  • Запоминаем слова с ё.

Пишем ё в словах: дешёвка,
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,
Печёнка, тушёнка и дирижёр.

  • Запоминаем окончания существительных (р. падеж, мн. ч.).

В детской сказке колобок
по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
яблок, груш и мандаринов.
Баклажанов – грядок пять,
помидоров – не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

4. Зрительные или слуховые ассоциации

Гласные в суффиксах -очк- и -ов- похожи на круглые линзы очков.

 5. Построение сюжетной линии

Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод.

Съел винегрет, взял билет,
надел жилет и пошел на пикет.

6. Сказочные сюжеты

ПОМОГИТЕ КОРНЮ

Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда – похожи-то как!). Как быть?!

7. Рассказы-ситуации

С МЕЧОМ ИЛИ С МЯЧОМ?

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля передала записку и принесла ответ:
– Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
– Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
– А мяч есть?
– Будет! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Почему?

(Л.Новикова)

ДОСАДНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.
Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.
Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква а была переправлена на о.
– Кто же это сделал?
– Я, – ответила телеграфистка. Ведь тут была ошибка...
Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:
– Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.

(В.Кондрашов)

8. Выполнение творческих работ

  Дети сочиняют лингвистические сказки.

СУФФИКСЫ -ИК- И -ЕК-

Жили-были два брата – два суффикса: -ик- и -ек-. И до того они были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. -Ик- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем:

ключик – ключика,
кирпичик – кирпичика,
ларчик – ларчика.

А у суффикса -ек- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:

орешек – орешка,
дружочек – дружочка,
василечек – василечка.

Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры.

(Д.Кузьмин)

  Составьте текст, в котором вы защищаете правило или жалеете его.

Дорогая частица Не! Не огорчайся, что глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты – самостоятельное слово, хотя и называешься частицей. К тому же есть глаголы, которые ты победила, и они не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать.

  Составьте текст для радиопередачи.

Внимание! Передаем последние известия! Ученикам ...школы ...класса стало известно, что не с глаголами пишется раздельно.

 9. Игровые ситуации

  Подберите слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:

Печка (речка, свечка, колечко...).
Птенчик (бубенчик...).
Вечный (встречный, сердечный...).

10. «Перевод»

Яства – (из др.-рус.) от «ясти» (есть).
Футбол – (из англ.) от foot [фут] – нога и boll [бол] – мяч.
Айсберг – (из нем.) Eis [айс] – лед и berg [берг] – гора.

11. Историческая справка

Колобок – от «коло» – круг.
Коричневый – от «кора».
Спасибо – от «спаси Бог».

 12. Использование способа подстановки

Будущее (пишем без ю) – проверь: я буду, а не будую.
Следующий (пишем с ю) – проверь: я следую, а не следу.

 13. Дробление слова на значимые части

Горизонт гори, зонт.

Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru