ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
Н.ШАПИРО
9 мая Булату Окуджаве исполнилось бы
80...
<...>
Судьба ли меня защитила, собою укрыв от
огня!
Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.
И так все сошлось, дорогая: наверно, я там не
сгорел,
чтоб выкрикнуть здесь, догорая, про то, что
другой не успел.
Б.Окуджава
Устройство личности
...В судьбе Булата, не столько
соседствующей с нашей судьбою, а, пожалуй,
возглавившей ее течение, то вялое, то горестное,
– в этой судьбе есть нечто, что всегда будет
приглашать нас к пристальному раздумью. Может
быть, устройство личности Булата, весьма
неоткровенное, не поданное нам на распахнутой
ладони... Устройство этой личности таково, что оно
держит нас в особенной осанке, в особенной
дисциплине. Перед ним, при нем, в связи с ним, в
одном с ним пространстве не следует и не хочется
вести себя недостойно, не хочется поступиться
честью, настолько, насколько это возможно.
Все-таки хочется как-то немножко выше голову
держать и как-то не утруждать позвоночник
рабским утомленным наклоном. Булат не
повелевает, а как бы загадочно и кротко просит
нас не иметь эту повадку, эту осанку, а иметь
все-таки какие-то основания ясно и с любовью
глядеть в глаза современников и все-таки иметь
утешение в человечестве. Есть столько причин для
отчаянья, но сказано нам, что уныние есть тяжкий
грех. И, может быть, в нашей любви, в нашем
пристрастии к Булату есть некоторая ни в чем не
повинная корысть, потому что, обращаясь к нему, мы
выгадываем, выгадываем свет собственной души...
Б.АХМАДУЛИНА
1994
О песнях Булата Окуджавы
Многие из нас видели кадры фильма
Марлена Хуциева «Застава Ильича» – молодой
Окуджава с гитарой на вечере в Политехническом
музее. 9 мая Булату Окуджаве исполнилось бы 80
лет. Мы помним и его школяра из пронзительной
повести о юном солдате, и бедного Авросимова, и
князя Мятлева из «Путешествия дилетантов» –
книги, о которой Булат Шалвович написал в своей
песне «Я пишу исторический роман»: «В путь героя
снаряжал, наводил о прошлом справки и поручиком в
отставке сам себя воображал».
Но, наверное, самое значительное из созданного им
– его песни (современник назвал их неожиданно и
точно «фольклором городской интеллигенции»),
которые очень многое определили в жизни и
сознании не одного поколения.
Приведем выдержки из книги «Встречи в зале
ожидания. Воспоминания о Булате» (Нижний
Новгород: ДЕКОМ, 2003).
Александр Половец:
Вот вы берете в руки его сборник,
ставите на проигрыватель привезенный с собою
диск, остаетесь с ним – ну, хотя бы на полчаса…
Замечаете? И потом, может быть, спустя недели, вы
слышите вдруг собственный голос, повторяющий
строки Окуджавы.
Наум Коржавин:
Я хочу рассказать об одном эпизоде,
связанном с Булатом и с его творчеством, как бы
разобрать два его стихотворения. У него есть
замечательная песня. Называется «Московский
муравей». Песню эту я услышал, наверное, одним из
первых. Это было на дне рождения у Станислава
Рассадина. Как-то получилось, что мы с Булатом
вместе вернулись из Ленинграда и оба были на дне
рождения. В Ленинграде и по дороге он об этой
песне даже не заикнулся. А здесь, когда его
попросили что-нибудь спеть, он вдруг начал петь
эту новую тогда для меня песню. Песня эта меня
сразу, как говорится, «взяла»: ...Подумайте,
простому муравью / вдруг захотелось в ноженьки
валиться, / поверить в очарованность свою. Как
точно: захотелось поверить в свою очарованность,
в то, что все это правда.
Песня меня «взяла», но оказалось, что меня еще
ждет некое испытание. Булат пел дальше: И
муравья тогда покой покинул. / Все показалось
будничным ему. / И муравей завел себе богиню / по
образу... До этого все было замечательно, но тут
у меня все оборвалось, инерция требовала «по
образу-подобью своему». Но тогда ведь все
пропадет – все, чему я доверился и успел
полюбить... Какой же дурак влюбляется в свое
подобие? Я замер. Но миг спустя все разъяснилось: И
муравей завел себе богиню / по образу и духу
своему. <...> У меня было ощущение, что человек
перескочил через пропасть. А он ничего не
перескакивал, он хотел сказать то, что он хотел
сказать, инерция его не затянула.
Фазиль Искандер:
До Булата Окуджавы усилиями нашего
официального искусства частная жизнь человека
рассматривалась как нечто мелкое и даже
несколько постыдное. И вдруг пришел человек,
который своими песнями доказал, что все, о чем
наши люди говорят на кухнях, в узком кругу или
думают во время ночной бессонницы, и есть самое
главное. Его песням свойственна такая высочайшая
лирическая интимность, что, даже когда он
исполнял их в переполненном зале, казалось, он
напевает тебе лично.
Как где-то сказано у Достоевского, у человека
всегда должен быть дом, куда можно пойти. В самые
безнадежные времена таким домом для нас были
песни Булата. Печаль в искусстве, которая
понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть
бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был
нашим великим общенародным утешителем.
Однажды Булат вдруг сказал мне:
– Песни – как театр, они живут двадцать лет.
И это он сказал без всякого оттенка жалобы. Но я
уверен, что он ошибся.
Позволю себе подтвердить мысль Фазиля
Искандера личными впечатлениями. Я помню, как в
1970 г. всем студенческим стройотрядом – хором! в 120
человек! – пели вечером после работы недавно
написанную «Молитву Франсуа Вийона». Спустя лет
15 ученик сказал мне: «Спойте что-нибудь ваше,
доисторическое, Окуджаву, например…» – тогда
мой класс очень увлекался песнями Кинчева и Цоя.
А чуть больше месяца назад я слышала, как
десятиклассники пели серьезно и взволнованно:
«Пока земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня, дай же ты всем
понемногу... И не забудь про меня».
Еще одно свидетельство того, что
песни и стихи Булата Окуджавы живы и важны для
нынешнего поколения, – сочинение
ученика 10-го класса.
|