Я ИДУ НА УРОК
О.Н. ОБУХОВА,
г. Сургут
Роль служебных частей речи в
предложении
8-й касс
Цель: сформировать умение
правильно определять роль служебных частей речи
в предложении; навык применения полученных
умений на практике; формировать развитие
мотивации к изучаемому материалу; развивать
умение выделять главное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать изучаемые понятия;
развивать речь учащихся.
Содержание урока
1. – Ребята, давайте вспомним: с
каким разделом языкознания мы сейчас работаем? (Морфология.)
– Что изучает морфология? (Части
речи, их свойства и изменение, грамматические
признаки и формы слов.)
2. – Да, верно. И многое о частях
речи вы уже знаете, но еще многое предстоит
узнать. Чтобы уточнить ваши знания, предлагаю вам
такое задание:
Выслушав следующие утверждения,
определите, какие из них являются истинными, а
какие – ложными.
Все слова русского языка имеют
лексическое и грамматическое значение.
Грамматические значения выражены
окончаниями.
Лексические и грамматические
значения нужны, чтобы называть различные явления
нашего мира.
Словоформа является представителем
слова в связной речи; предложение состоит из
словоформ.
Все слова русского языка можно
разделить на самостоятельные, служебные и
междометия.
3. – Молодцы! Вы достаточно хорошо
владеете изученным материалом. А теперь,
используя свои знания, найдите среди данных
предложений 3-е лишнее по использованию частей
речи в предложении (карточка № 1). Ваша задача:
1) Прочитать предложения, раскрыть
скобки.
2) Определить, какие части речи использованы в
них.
3) Выписать лишнее предложение.
а) Сказочно фантастический характер
(при)дают картине леса громадные папоротники.
(Д.Мамин-Сибиряк)
б) Молчит (о)паловая даль моря, певуче
плещут волны.
(М.Горький)
в) Лесной край (у)ходил (в)нежную мглу,
(и)переливчатым звоном (про)тянул (над)нами первый
косяк журавлей.
(К.Паустовский)
– Прочитайте предложение, которое вы
выписали.
– Все согласны?
– Почему вы решили, что именно это предложение
является 3-м лишним? (Кроме самостоятельных,
есть служебные части речи.)
– Откуда вам это известно? Где вы их увидели? (В,
и, над.)
– А я считаю, что это приставки. Кто может убедить
меня в обратном? (Между служебным словом и
самостоятельным можно поставить вопрос.)
– Правильно?
4. – Хорошо, поработаем еще с
предложением. Посмотрите: какими членами оно
представлено?
– Я не согласна с тобой, потому что не все слова в
предложении подчеркнуты. Пропущены в, и, над.
(Это служебные слова.)
– Вы согласны с таким выводом?
– А как ты это определил? (Нет лексического
значения, не отвечают на вопросы.)
– А какую роль они играют в предложении?
– Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить
сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока.
Запишите в тетрадь.
– Так какое исследование мы проведем на уроке? (Мы
должны проследить, какую роль играют служебные
слова в предложении.)
5. – Посмотрите внимательно на
записанные на доске слова. К какому типу слов они
относятся? (В, к, с, да, или, до, как, за, то, под, но,
над, на, не, вот.)
– На сколько групп их можно разделить?
– Почему же все они относятся к одному типу, к
служебным словам, а имеют разные названия? (Наверное,
выполняют разную роль в предложении.)
– Какую?
6. – Давайте посмотрим на примерах.
Прочитайте запись на доске; является ли она
предложением?
Ваня выскочил своей рогожки, а Павлуша криком
бросился собаками. (Нет.)
– Почему вы так решили? (Нет связи.)
– Все с этим согласны?
– Почему же нет связи? Ведь мы знаем, что
отношения между словами в предложении
выражаются в грамматических формах?
I вариант
(Пропущены служебные слова.)
– С этим все согласны?
– А союз?
– А кто знает, как называются служебные слова,
которые служат для связи слов в предложении? (Предлоги.)
– Спишите предложение, вставьте пропущенные
предлоги (в парах).
– Прочитайте получившееся предложение.
– Правильно ли восстановлена связь?
– Посмотрите: к каким словам относятся предлоги? (К
cуществительным.)
– А на зависимость от какой части речи указывают
они в данном предложении? (На глагол.)
– Давайте сделаем вывод: для чего служат
предлоги?
Предлоги выражают зависимость
самостоятельных частей речи друг от друга.
II вариант
(Пропущены предлоги.)
– А какие еще служебные слова есть в
предложении? (Союз а.)
– Для чего служит союз а в данном
предложении? (Связывает 2 предикативные части.)
– Докажите, что это действительно так. (Ваня
выскочил, Павлуша бросился.)
– С этим вы согласны?
– А что еще могут соединять союзы? (Однородные
члены предложения.)
– Приведите примеры.
– Давайте сделаем вывод: для чего служат союзы?
Союзы соединяют предикативные части
сложного предложения или однородные члены.
– Я вас правильно поняла: отношения
между словами в предложении могут быть выражены
не только грамматическими формами, но и с помощью
служебных слов?
7. – С ролью союзов и предлогов мы
разобрались. Это все служебные части речи? (Еще
частицы.)
– Посмотрите внимательно на записанные
предложения. Обратите внимание на выделенные
частицы.
1) Ни один из восходов солнца не
бывает похож на другой. (К.Паустовский)
2) Вот приходит осень с цепью кленов голых. (С.Есенин)
3) Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)
– Какие значения они вносят в
предложения? (Усиление отрицания, указательные,
вопросительные.)
– Какой вывод сделаем о роли частиц в
предложении?
Частицы вносят дополнительные
оттенки значения.
– Запишите понравившееся предложение,
выделите частицу.
8. – А теперь обратимся к нашему
учебнику. Самостоятельно прочитайте 1-ю и 2-ю
части параграфа на стр. 110 (см. учебник под
редакцией М.В. Панова).
– Что еще вы узнали о роли предлогов и союзов в
предложении?
Предлоги сотрудничают с падежными
окончаниями.
Союзы работают независимо от аффиксов.
9. – Выполните тренировочные
упражнения, и применим свои знания на практике.
– Прочитайте тексты задания 147 и ответьте на
вопросы.
– Так чем же различаются служебные и
самостоятельные части речи? (К служебным нельзя
поставить вопрос; самостоятельные части речи
можно заменить другим словом.)
– Молодцы!
– Хочу предложить еще одну интересную работу.
Посмотрите на карточку № 2. Вашему вниманию
предлагаются словосочетания, но в них нарушена
грамматическая связь. Восстановите ее, используя
предлоги.
– Прочитайте, что получилось. А в каких
словосочетаниях не получилось?
– Используя союзы, составьте с данными
словосочетаниями сложные предложения. Запишите
в тетрадь.
– Прочитайте свои предложения. А мы слушаем
внимательно: являются ли они сложными?
– Молодцы!
10. – Итог урока.
– А сейчас вспомните: над каким вопросом мы
работали?
– Мы ответили на поставленный вопрос?
– Все выводы, которые мы сделали, я занесла в
таблицу, вы ее получите по окончании урока, но она
не закончена, мы продолжим ее заполнять на
следующих уроках.
– Как вы думаете, мы все знаем о служебных частях
речи? Знакомы ли мы, например, с такими
предлогами, как в данном предложении?
Товарищи шли навстречу друг другу.
– Значит, на следующих уроках мы
продолжим работу со служебными словами.
– Оценки за урок.
Домашнее задание. Составьте
небольшую сказку о приключениях служебных
частей речи в стране Морфология.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка № 1
– Сказочно фантастический характер
(при)дают картине леса громадные папоротники. (Д.Мамин-Сибиряк)
– Молчит (о)паловая даль моря, певуче
плещут волны. (М.Горький)
– Лесной край (у)ходил (в)нежную мглу,
(и)переливчатым звоном (про)тянул (над)нами первый
косяк журавлей. (К.Паустовский) |
Карточка № 2
Показаться туч, долететь самолетом,
расположиться лесу, отъехать берега, дочитать
книгу, добраться деревни, цветок оранжереи. |
Служебные части речи
Союзы – соединяют предикативные
части сложного предложения или однородные члены.
Союзы работают независимо от аффиксов.
Предлоги – выражают зависимость
самостоятельных частей речи друг от друга.
Предлоги сотрудничают с падежными окончаниями.
Частицы – вносят дополнительные
оттенки значения в предложения. |
|