Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2004

Я ИДУ НА УРОК

О.Н. ОБУХОВА,
г. Сургут


Роль служебных частей речи в предложении

8-й касс

Цель: сформировать умение правильно определять роль служебных частей речи в предложении; навык применения полученных умений на практике; формировать развитие мотивации к изучаемому материалу; развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые понятия; развивать речь учащихся.

Содержание урока

1. – Ребята, давайте вспомним: с каким разделом языкознания мы сейчас работаем? (Морфология.)

– Что изучает морфология? (Части речи, их свойства и изменение, грамматические признаки и формы слов.)

2. – Да, верно. И многое о частях речи вы уже знаете, но еще многое предстоит узнать. Чтобы уточнить ваши знания, предлагаю вам такое задание:

Выслушав следующие утверждения, определите, какие из них являются истинными, а какие – ложными.

  • Все слова русского языка имеют лексическое и грамматическое значение.

  • Грамматические значения выражены окончаниями.

  • Лексические и грамматические значения нужны, чтобы называть различные явления нашего мира.

  • Словоформа является представителем слова в связной речи; предложение состоит из словоформ.

  • Все слова русского языка можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.

3. – Молодцы! Вы достаточно хорошо владеете изученным материалом. А теперь, используя свои знания, найдите среди данных предложений 3-е лишнее по использованию частей речи в предложении (карточка № 1). Ваша задача:

1) Прочитать предложения, раскрыть скобки.
2) Определить, какие части речи использованы в них.
3) Выписать лишнее предложение.

а) Сказочно фантастический характер (при)дают картине леса громадные папоротники.

(Д.Мамин-Сибиряк)

б) Молчит (о)паловая даль моря, певуче плещут волны.

(М.Горький)

в) Лесной край (у)ходил (в)нежную мглу, (и)переливчатым звоном (про)тянул (над)нами первый косяк журавлей.

(К.Паустовский)

– Прочитайте предложение, которое вы выписали.
– Все согласны?
– Почему вы решили, что именно это предложение является 3-м лишним? (Кроме самостоятельных, есть служебные части речи.)
– Откуда вам это известно? Где вы их увидели? (В, и, над.)
– А я считаю, что это приставки. Кто может убедить меня в обратном? (Между служебным словом и самостоятельным можно поставить вопрос.)
– Правильно?

4. – Хорошо, поработаем еще с предложением. Посмотрите: какими членами оно представлено?
– Я не согласна с тобой, потому что не все слова в предложении подчеркнуты. Пропущены в, и, над. (Это служебные слова.)
– Вы согласны с таким выводом?
– А как ты это определил? (Нет лексического значения, не отвечают на вопросы.)
– А какую роль они играют в предложении?
– Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.
– Так какое исследование мы проведем на уроке? (Мы должны проследить, какую роль играют служебные слова в предложении.)

5. – Посмотрите внимательно на записанные на доске слова. К какому типу слов они относятся? (В, к, с, да, или, до, как, за, то, под, но, над, на, не, вот.)
– На сколько групп их можно разделить?
– Почему же все они относятся к одному типу, к служебным словам, а имеют разные названия? (Наверное, выполняют разную роль в предложении.)
– Какую?

6. – Давайте посмотрим на примерах. Прочитайте запись на доске; является ли она предложением?
Ваня выскочил своей рогожки, а Павлуша криком бросился собаками. (Нет.)
– Почему вы так решили? (Нет связи.)
– Все с этим согласны?
– Почему же нет связи? Ведь мы знаем, что отношения между словами в предложении выражаются в грамматических формах?

I вариант

(Пропущены служебные слова.)

– С этим все согласны?
– А союз?
– А кто знает, как называются служебные слова, которые служат для связи слов в предложении? (Предлоги.)
– Спишите предложение, вставьте пропущенные предлоги (в парах).
– Прочитайте получившееся предложение.
– Правильно ли восстановлена связь?
– Посмотрите: к каким словам относятся предлоги? (К cуществительным.)
– А на зависимость от какой части речи указывают они в данном предложении? (На глагол.)
– Давайте сделаем вывод: для чего служат предлоги?

Предлоги выражают зависимость самостоятельных частей речи друг от друга.

II вариант

(Пропущены предлоги.)

– А какие еще служебные слова есть в предложении? (Союз а.)
– Для чего служит союз а в данном предложении? (Связывает 2 предикативные части.)
– Докажите, что это действительно так. (Ваня выскочил, Павлуша бросился.)
– С этим вы согласны?
– А что еще могут соединять союзы? (Однородные члены предложения.)
– Приведите примеры.
– Давайте сделаем вывод: для чего служат союзы?

Союзы соединяют предикативные части сложного предложения или однородные члены.

– Я вас правильно поняла: отношения между словами в предложении могут быть выражены не только грамматическими формами, но и с помощью служебных слов?

7. – С ролью союзов и предлогов мы разобрались. Это все служебные части речи? (Еще частицы.)
– Посмотрите внимательно на записанные предложения. Обратите внимание на выделенные частицы.

1) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский)
2) Вот приходит осень с цепью кленов голых. (С.Есенин)
3) Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)

– Какие значения они вносят в предложения? (Усиление отрицания, указательные, вопросительные.)
– Какой вывод сделаем о роли частиц в предложении?

Частицы вносят дополнительные оттенки значения.

– Запишите понравившееся предложение, выделите частицу.

8. – А теперь обратимся к нашему учебнику. Самостоятельно прочитайте 1-ю и 2-ю части параграфа на стр. 110 (см. учебник под редакцией М.В. Панова).
– Что еще вы узнали о роли предлогов и союзов в предложении?

Предлоги сотрудничают с падежными окончаниями.
Союзы работают независимо от аффиксов.

9. – Выполните тренировочные упражнения, и применим свои знания на практике.
– Прочитайте тексты задания 147 и ответьте на вопросы.
– Так чем же различаются служебные и самостоятельные части речи? (К служебным нельзя поставить вопрос; самостоятельные части речи можно заменить другим словом.)
– Молодцы!
– Хочу предложить еще одну интересную работу. Посмотрите на карточку № 2. Вашему вниманию предлагаются словосочетания, но в них нарушена грамматическая связь. Восстановите ее, используя предлоги.
– Прочитайте, что получилось. А в каких словосочетаниях не получилось?
– Используя союзы, составьте с данными словосочетаниями сложные предложения. Запишите в тетрадь.
– Прочитайте свои предложения. А мы слушаем внимательно: являются ли они сложными?
– Молодцы!

10. – Итог урока.
– А сейчас вспомните: над каким вопросом мы работали?
– Мы ответили на поставленный вопрос?
– Все выводы, которые мы сделали, я занесла в таблицу, вы ее получите по окончании урока, но она не закончена, мы продолжим ее заполнять на следующих уроках.
– Как вы думаете, мы все знаем о служебных частях речи? Знакомы ли мы, например, с такими предлогами, как в данном предложении?

Товарищи шли навстречу друг другу.

– Значит, на следующих уроках мы продолжим работу со служебными словами.
– Оценки за урок.

Домашнее задание. Составьте небольшую сказку о приключениях служебных частей речи в стране Морфология.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1

– Сказочно фантастический характер (при)дают картине леса громадные папоротники. (Д.Мамин-Сибиряк)

– Молчит (о)паловая даль моря, певуче плещут волны. (М.Горький)

– Лесной край (у)ходил (в)нежную мглу, (и)переливчатым звоном (про)тянул (над)нами первый косяк журавлей. (К.Паустовский)

 

Карточка № 2

Показаться туч, долететь самолетом, расположиться лесу, отъехать берега, дочитать книгу, добраться деревни, цветок оранжереи.

 

Служебные части речи

Союзы – соединяют предикативные части сложного предложения или однородные члены.

Союзы работают независимо от аффиксов.

Предлоги – выражают зависимость самостоятельных частей речи друг от друга. Предлоги сотрудничают с падежными окончаниями.

Частицы – вносят дополнительные оттенки значения в предложения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru