Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.
Предлог. Повторение изученного
(Урок-исследование)
Класс делится на две группы для
проведения микроисследования, а затем со своими
наблюдениями выступает представитель от группы.
Все записывают выводы, к которым пришла группа, и
обсуждают верность сделанных заключений.
ХОД УРОКА
1. Работа в группах.
Задание для первой группы (не
очень сильные ученики).
Игра «Дешифровка». Вы работаете на
телеграфе и получили телеграмму. Как вы знаете, в
телеграммах пропускаются предлоги и знаки
препинания для экономии. Ваша задача –
расшифровать телеграмму, вставляя предлоги и
расставляя знаки препинания. В конце работы вы
должны сделать вывод: с какими падежами могут
употребляться предлоги?
1. Конце месяца мы мамой приедем тобой.
(Ответ. В конце месяца мы с мамой
приедем за тобой.)
А теперь поработайте над таким
текстом.
2. Мы жили деревне окном нас был луг,
весь золотой множества цветущих одуванчиков.
Утром я пошел рыбалку заметил луг зеленый.
(Ответ. Мы жили в деревне, под
окном у нас был луг, весь золотой от множества
цветущих одуванчиков. Утром я пошел на рыбалку и
заметил, что луг зеленый.)
Вывод: предлоги могут
использоваться с именами существительными,
стоящими в косвенных падежах.
– Какие еще служебные части речи вы
вставили в телеграмму? Для чего они служат?
Союзы и и что соединяют
однородные члены (союз и) и части сложного
предложения (союз что).
Одновременно с первой группой
работает вторая (более сильные ученики).
Задание для второй группы.
Спишите текст, указывая над словами со скобками
части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи
могут употребляться предлоги, а с какими их
употребление невозможно?
Одна кошка (в)первые (по)шла (по)улице.
(Про)йдя первые шаги, она (в)спомнила (про)дом и
(за)глянула (в)окно, (в)котором только что
(за)горелся свет. (В)комнате кошка (у)видела
(у)стола пятерых детей. (На)одном был маскарадный
костюм. Кошка (за)бралась (на)форточку и стала
(на)блюдать (за)детьми.
Вывод: предлоги могут
употребляться с существительными, местоимениями
и числительными. Но никогда не употребляются с
глаголами, прилагательными, наречиями.
2. Коллективная работа.
Выберите правильное словосочетание
(записаны на доске).
Учиться на _____ , жить на ______ , приехать в
______ , прийти из ______ ; прийти с ______ ;
(факультете иностранных языков,
техникуме, курсах, Грузии, Кавказе, Молдавии,
Сибирь, Европу, Урал, магазина, школы, работы).
– Как же не ошибиться в выборе
предлога? Почему в одних словосочетаниях
используется предлог на, в, из, а в других
– иной?
Учитель. Существуют
предлоги-антонимы, которые требуют только
парного употребления. Если мы используем предлог
в, то его антонимом будет предлог из.
Для предлога на антонимом является
предлог с:
в – из
на – с
Теперь понятно, почему мы говорим в
школу и из школы, на работу и с
работы?
3. Самостоятельная работа.
А теперь проверим вашу внимательность.
Вставьте в записанные на доске
словосочетания нужные предлоги из
антонимических пар.
Уехать ______ Камчатку – приехать _________
Камчатки, уйти _________ школу – прийти ______ школы,
уйти _____ завод – прийти ____ завода, уехать _____
Москву – приехать _____ Москвы, отправиться _____
Африку – возвратиться _____ Африки.
4. Игра «Редактор».
А сейчас
мы проведем экзамен на самого внимательного
редактора. Представьте, что в вашу газету
поступила статья, в которой вам встретились
словосочетания, которые требуют исправления.
Найдите такие словосочетания и запишите их в
исправленном виде. Титул настоящего редактора
получит тот, кто за короткий срок найдет и
исправит все ошибки.
Выйти замуж за князем, уверенность в
друзей, вера в любовь, уделять внимание на
недостатки, обратить внимание на мелочи.
Итог урока. Что мы сегодня с вами
повторили? Чему научились?
Задание на дом. Желающие могут
составить рассказ «Почему предлоги пишутся со
всеми частями речи отдельно?» или выполнить
упражнение по учебнику.
Рассказ из книги В.Волиной «Учимся
играя».
Ссора предлогов со всеми словами
Жили в одном городе Морфологии
Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что
один раз так сильно поссорились с
Существительными, что те очень обиделись на
задир.
Когда с Предлогами рядом ставили
Существительные и Местоимения, они так далеко
отодвигались от них, что между ними умещалось
Прилагательное. Предлоги поссорились с
обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и
даже перестали разговаривать с бывшими соседями.
Постепенно они совсем отдалились.
Так Предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора
навек, решили записать в книгу Правил это
событие, ставшее потом правилом: предлог – это
слово, и с другими словами оно пишется всегда
раздельно.
|