Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 13/2004


Изучение синтаксиса в 8-м классе

Понятие о членах предложения

После изучения основных вопросов, связанных с осознанием предложения как синтаксической единицы, можно перейти к изучению строения предложения.

I. Закрепление пройденного материала.

(Дидактический материал – отрывок из «Вакхической песни».)

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы! <...…>
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте! <...…>
Да здравствуют музы, да здравствует разум!

(Можно оформить этот дидактический материал в виде раздаточного, а можно попросить учащихся написать его под диктовку.)

II. Изучение нового материала.

Ученики записывают материал для наблюдения, отвечают на следующие вопросы и выполняют задания: 1) выпишите грамматическую основу; 2) под словом, входящим в грамматическую основу, запишите слова, относящиеся к одному из членов основы. Такое расположение нужно лишь для наглядности, но можно обойтись и без него, просто определяя, какие именно слова связаны с грамматической основой и на какие вопросы они отвечают.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А.Пушкин)
2. Я занимался спустя рукава.
3. Два чувства равно близки нам...… (А.Пушкин)

Последний пример нуждается в предварительном рассмотрении с точки зрения способа выражения в нем подлежащего. Здесь ученики практически впервые сталкиваются с синтаксически неделимым словосочетанием. Разбираем с ними эту конструкцию – и убеждаемся в том, что в словосочетании два чувства слово чувства выражает основное смысловое значение, но при этом грамматически зависит от слова два, которое им управляет (можно попутно закрепить знания подчинительных связей слов). Теперь можно попросить детей дать определение синтаксически неделимого словосочетания.

Синтаксически неделимым называется такое словосочетание, в котором основное смысловое значение выражено грамматически зависимым словом.

После этого разбора можно вернуться к обобщению наблюдений и записать выводы. Мы видим, что в первом примере все знаменательные слова отвечают на какой-либо вопрос. Во втором примере фразеологизм спустя рукава отвечает на вопрос как, каким образом?, а в третьем речь идет о чувствах, но само по себе это слово не может быть подлежащим, т.к. является грамматически зависимым, стоит в косвенном падеже. Значит, словосочетания в двух последних примерах отвечают на один общий вопрос и могут быть вполне заменены отдельными словами, то есть они выполняют функции слов.

Теперь можно попросить детей дать определение членам предложения.

Членами предложения называются слова, выраженные знаменательными частями речи, или словосочетания, отвечающие на какой-либо вопрос, то есть связанные с другими словами грамматически и по смыслу.

Домашнее задание

Найдите или придумайте примеры, в которых члены предложения выражались бы различными способами.

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ КАК ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке.

Закрепление можно провести путем проверки домашнего задания. Три человека идут к доске с домашними тетрадями: 1-й записывает пример, в котором все члены предложения выражены знаменательными частями речи; 2-й – пример, в котором какой-либо член предложения выражен синтаксически неделимым словосочетанием; 3-й – пример с фразеологическим оборотом.

С классом в это время можно разобрать следующее предложение:

Там шесть приборов стоят на столе...… (А.Ахматова)

Этот пример поможет закрепить понятие о синтаксически неделимом словосочетании.

II. Материал для наблюдения.

1. Длинны волны расчесанных грив. (А.Ахматова)

Вопросы и задания

1. Составьте структурную схему (то есть на верхней строчке напишите грамматическую основу, а под каждым главным членом напишите относящиеся именно к нему второстепенные члены предложения), затем выпишите отдельно группу подлежащего и группу сказуемого.

2. Определите, к чему конкретно относятся второстепенные члены грив и расчесанных. Тут важно обратить внимание на то, что слово расчесанных относится не непосредственно к сказуемому длинны, а к второстепенному члену грив.

2. На холмах Грузии лежит ночная мгла...… (А.Пушкин)

Вопросы и задания

1. Составьте структурную схему.

2. Определите, к чему конкретно относятся второстепенные члены: ночная, на холмах, Грузии. Заметьте, что слово Грузии входит в группу сказуемого, но относится не непосредственно к сказуемому, а к второстепенному члену на холмах, то есть относится к сказуемому опосредствованно.

Теперь можно перейти к работе над определением того, что такое состав подлежащего и состав сказуемого.

Составом подлежащего (сказуемого) называется подлежащее (сказуемое) и слова, относящиеся к нему непосредственно или посредством других членов предложения.

Материал для наблюдения:

Роняет... … багряный свой убор. / Сребрит... … увянувшее поле. (А.Пушкин)

Вопросы

1. Понятны ли эти предложения в таком виде? Завершены ли они по смыслу?
2. Что необходимо для того, чтобы они были завершены по смыслу?
3. Можно ли опустить в них сказуемые?
4. Из скольких членов состоят их грамматические основы?
5. Что возникает при отсутствии какого-либо из них?

Вместе с учениками даем определение двусоставного предложения:

Двусоставным называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого – и отсутствие одного из них вызывает смысловую незавершенность.

Материал для наблюдения

(находим подлежащее и определяем морфологический способ его выражения):

1. И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей. (А.Пушкин)
2. Кто стучится в дверь ко мне? (С.Маршак)
3. Курить – здоровью вредить.
4. Пять меньше шести.
5. Каждый рукою касался перил. (С.Маршак)
6. В клетке жили два чижа. (С.Маршак)
7. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. (С.Маршак)

Дети дают определение подлежащего и устанавливают способы его выражения.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении.

Домашнее задание.

Придумайте по два примера на каждый способ выражения подлежащего. (Примеры можно придумать самостоятельно, а можно найти в художественной литературе.)

СКАЗУЕМОЕ. ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

I. Закрепление изученного

на предыдущем уроке материала. Для закрепления можно двух человек вызвать к доске для работы по индивидуальным заданиям, аналогичным приведенным ниже:

Опять, как в годы з_л_тые, Три стертых треп_(т,ть)ся шлеи... (А.Блок)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, найти подлежащее и определить морфологический способ его выражения

Быть может, кто из прое_жающих Посмотр_т пристальней из окон... (А.Блок)

Вставить пропущенные буквы, найти подлежащее и определить морфологический способ его выражения

С классом в это время можно разобрать другие примеры:

1. Сухое золото кла(с,сс)ической весны / Унос_т времени прозрачная стр_мнина. (А.Блок)
2. Вставали со(н,нн)ые за стеклами / И обв_дили ровным взглядом / Платформу, сад с кустами блеклыми, / Ее, жандарма с нею рядом... (А.Блок)

Проверяем написанное на доске. Затем примеры переписываются в тетради.

II. Изучение нового материала проводится в виде анализа материала для наблюдения.

Найдите и подчеркните подлежащие и слова, которые что-либо о них сообщают:

1. Снег падал и раскисал.
2. Ты дров натаскай ко мне наверх дня на два.
3. Я б детей учить пошел.
4. Жизнь прожить – не поле перейти.

После разбора этих примеров и выяснения того, какие слова что-либо сообщают о подлежащих, можно попросить учеников самостоятельно дать определение сказуемого. В результате должно получиться такое определение:

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что сообщается о подлежащем.

III. Материал для наблюдения

(записывая, дети находят сказуемые и определяют, чем в них выражены грамматическое и смысловое значения):

1. Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин)
2. Я б хотел забыться и заснуть. (М.Лермонтов)

Сравните эти примеры с предыдущими. Как в сказуемых выражается смысловое и грамматическое значение? (В трех предыдущих примерах смысловое и грамматическое значение сказуемых выражалось одним и тем же словом, в последних двух – разными словами.) Теперь можно попросить детей дать определение простого и составного сказуемого.

Простым называется сказуемое, в котором смысловое значение и значение предикативности выражено одним и тем же словом. Составным называется сказуемое, в котором смысловое значение и значение предикативности выражены разными словами.

Чем выражаются смысловые значения сказуемых в последних двух примерах? (Инфинитивами.)

Чем выражаются в них грамматические значения? (Вспомогательными глаголами. Здесь можно обратить внимание на то, что в роли вспомогательных глаголов часто употребляются модальные и фазисные глаголы.)

Дайте определение составного глагольного сказуемого:

Составным глагольным называется сказуемое, в котором основное смысловое значение выражено инфинитивом, а грамматическое значение – вспомогательным глаголом.

Домашнее задание.

Придумайте или найдите по два примера на каждый способ выражения сказуемого.

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

I. Закрепление изученного материала.

Для закрепления можно вызвать двух человек и предложить им индивидуальные задания в виде карточек. Примерные варианты приводятся ниже:

Он вздохнул о ветхой лачужк_, стал бранить об_их своих дочерей и работницу за их медле(н,нн)ость и сам пр_нялся им п_м_гать. (А.Пушкин)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, определить вид сказуемого и способ его выражения

Адриян об_ш_л свое жилище, сел у окошка и пр_к_зал г_товить сам_вар. (А.Пушкин)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, определить вид сказуемого и способ его выражения

С классом можно в это время устно проверить домашнее задание или разобрать следующее предложение:

Расстаться настало нам время. (А.Пушкин)

Разобрать по членам, найти сказуемое и определить его тип.

Пример, записанный на доске, ученики переписывают в тетради.

II. Изучение новой темы

проводим в форме анализа материала для наблюдения.

Найдите и подчеркните подлежащие и сказуемые и определите, чем морфологически выражаются смысловые и грамматические значения сказуемых.

1. Бопре в отечестве своем был парикмахером. (А.Пушкин)
2. Здесь будет город заложен. (А.Пушкин)
3. Я был озлоблен, он – угрюм. (А.Пушкин)
4. Пятью пять – двадцать пять.

После того как будет установлено, чем выражаются в этих сказуемых смысловые значения, а чем – грамматические, можно всем вместе приступить к выводу определения составного именного сказуемого:

Составным именным называется сказуемое, в котором основное смысловое значение выражено именной частью, а грамматическое – глаголом-связкой. Именная часть морфологически выражается существительным, кратким прилагательным, количественным числительным, кратким причастием.

III. Закрепление.

В качестве закрепления изученного можно разобрать следующие предложения (или можно оформить их в виде индивидуальных заданий).

1. Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин)
2. Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. (А.Пушкин)
3. Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник. (А.Пушкин)

Домашнее задание

Придумайте или найдите по 5 примеров на все случаи выражения именной части составного именного сказуемого.

Пунктуация в предложениях с составными сказуемыми

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке.

Закрепление можно провести в виде индивидуальных заданий, вызвав к доске двух или трех учеников. Примеры заданий даны ниже.

Последние п_житки гробовщика Адрияна Прохорова были взвале(н,нн)ы на п_х_ро(н,нн)ые дроги... (Пушкин)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы, определить виды сказуемых и морфологические способы их выражения. Определить значения предикативности

П_я(н,нн)а от в_селого шума, Душа (не)бывалым полна. (Блок)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы, определить виды сказуемых и морфологические способы их выражения. Определить значения предикативности

Пусть м_лч_ливой др_мотой Белые дыш_т поля. (Не)измеримой работой Зан_та снов_ земля. (Заболоцкий)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы, определить виды сказуемых и морфологические способы их выражения. Определить значения предикативности

С классом в это время можно устно проверить домашнее задание или разобрать следующие примеры:

1. Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого тленья.

(А.Блок)

2. Дали слепы, дни безгневны.
Сомкнуты уста.
В непрозрачном сне царевны
Синева пуста.

(А.Блок)

После разбора написанное на доске ученики переписывают в тетради.

II. Изучение новой темы.

Как обычно, изучение новой темы начинаем с записывания и анализа материала для наблюдения. (При разборе морфологических способов выражения подлежащих и сказуемых ученики должны наблюдать за интонационным рисунком предложений, то есть за движением тона и паузировкой, и обозначать их: движение тона – соответствующими стрелками, а паузы – вертикальными линиями).

1. Услуга в дружбе – вещь святая. (И.Крылов)
2. Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания. (А.Пушкин)
3. Удельный вес золота – 19,3.
4. Аврал – это общая работа на корабле. (И.Гончаров)

Мы видим, что при определенных морфологических способах выражения подлежащих и сказуемых возникает и определенный интонационный рисунок таких конструкций, то есть пауза перед сказуемым и повышение тона. Эту интонацию мы и обозначаем на письме при помощи тире. Вообще в курсе синтаксиса надо как можно больше обращать внимания на интонацию как на фактор живой речи, который получает отражение и в пунктуационной системе. Это характерно и для однородных членов, и для обособленных, и для конструкций, не связанных с предложением грамматически.

Теперь можно попросить учеников обобщить сделанные наблюдения и сформулировать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

III.

На этом же уроке, мне кажется, целесообразно разобрать вопросы отсутствия запятых перед союзом как, когда он вводит именную часть составного сказуемого, а также частицы не, отменяющей необходимость постановки тире. Проводим это в форме анализа материала для наблюдения:

1. Отец и мать ей как чужие.
2. Как ребенок душою я стал.
3. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А.Пушкин)
4. Бедность не порок.

В предпоследнем примере обращаем внимание детей на то, что оборот с союзом как заменяется оборотом со словом в качестве.

Записываем правило об отсутствии тире в предложениях с составными сказуемыми, если перед сказуемым есть отрицательная частица, а также правила об отсутствии запятой перед союзом как.

Домашнее задание

Найти или придумать по пять примеров на случаи постановки тире и по два-три примера на отсутствие тире.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru