Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Тесты для абитуриентов

Служебные части речи

Предлоги

Задание 1. К каким частям речи относятся выделенные слова?

КП-44

1 имя существительное

2 предлог

3 наречие

4 глагол (деепричастие)

1) Вокруг стояла тишина.
2) На основании из гранита стоит величественный памятник.
3) На основании приказа он был переведен на другую должность.
4) Опоздавший быстро шел по проходу, не смотря по сторонам.
5) И взрослые, и дети собрались вокруг большого костра.
6) Молодая семья жила дружно и согласно.
7) «Я попрошу вас не вмешиваться в следствие», – резко сказал полковник.
8) Впереди что-то зачернело.
9) В отношении к новичку чувствовалась настороженность.
10) Вследствие больших потерь отряд отступил.
11) Согласно сообщению пресс-службы кинофестиваля награждение победителей состоится в Доме кино.
12) Женщины собрались в кружок, судя и рядя о происшедшем.
13) Охотники прошли рощу вдоль и поперек.
14) Навстречу шла женщина с мальчиком.
15) По пути мы зашли на почту.
16) Пестрым кругом вертелся хоровод.
17) Судя по закату день завтра будет ветреным.
18) Нам нужно поговорить в отношении плана научных работ.

Задание 2. К каким разрядам относятся выделенные производные предлоги?

КП-73

1 отглагольные

2 отыменные

3 наречные

1) Сквозь рокот моторов послышались голоса.
2) Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. (К.Паустовский)
3) Воробей поскакал по веткам, а потом нырнул внутрь скворечника.
4) Серый немигающий глаз глядел вслед улетевшей туче. (Е.Носов)
5) Детство писателя прошло среди полей, среди лесов, в небольшой деревушке.
6) В силу своего высокого положения в лугах он (гусь) жил беспечно и вольготно. (Е.Носов)
7) По случаю волнения на море купание было запрещено.
8) Все были встревожены и озабочены, исключая Павла Ивановича.
9) Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака. (К.Паустовский)
10) Долго-долго поднималась и опускалась рука с белым платочком, махавшая вслед уходящему поезду.
11) Генка читал и за обедом, и за ужином, используя в качестве подставки пузатую сахарницу. (В.Алексеев)
12) Несмотря на сильные дожди, работа в поле велась круглосуточно.
13) По мере подъема в гору воздух становился чище и прохладнее.
14) Футляр от скрипки по-прежнему лежал на земле против памятника. (А.Платонов)
15) Как часто мы не знаем людей, живущих рядом с нами.
16) В продолжение следующих пяти дней мы медленно продвигались вперед.
17) Он любезно согласился сопровождать нас в течение всего времени нашего пребывания в Берлине.
18) Мимо нас, окутанные пылью, шли машины.

Задание 3. К какой группе с точки зрения структуры относятся выделенные предлоги?

КП-74

1 простые

2 сложные

3 составные

4 сложно-составные

1) Мы духом одно, понимаете сами: по линии сердца нет раздела. (В.Маяковский)
2) Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. (Е.Носов)
3) Гул доносился откуда-то из-под земли.
4) По мере нашего продвижения в глубь континента растительность меняла свой характер.
5) В силу создавшихся условий первоначальный план придется изменить.
6) Мальчики проникли в дом без помех.
7) Я выглянул из-под плаща. (Е.Носов)
8) Л.Толстой остро переживал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа.
9) По причине слабого здоровья Матвей был освобожден от сверхурочных работ.
10) Из-за куста вышел человек в белом костюме.
11) Из-под дуба, из-под вяза, из-под вязова коренья бежит зайка-горностайка. (Песня)
12) Через пять минут я вернусь.
13) Пароход бесшумно отчалил от берега.
14) Нам предстоит многое сделать в отношении поставленных задач.
15) По-над Доном ехал отряд казаков.
16) Он пострадал из-за своей неосмотрительности.
17) С моря дул свежий ветер.
18) В продолжение доклада в зале стояла тишина

Союзы

3адание 1. К какой части речи относится слово что в следующих предложениях?

КП-72

1 местоимение

2 союз

1) Только сейчас люди начинают понимать, что борьба за охрану окружающей среды – это борьба за выживание человечества.
2) Я сидел на корточках около муравейника так долго, что затекли ноги.
3) Игорь понял, что разговор окончен и надо уходить.
4) Генка решил, что эту лекцию ему непременно надо послушать. (В.Алексеев)
5) Костя уже знал, что ему нужно: глядеть в эти глаза и слушать этот голос. (Б.Васильев)
6) Их (листьев) было так много, что мы не могли ловить рыбу. (К.Паустовский)
7) Мы были уверены, что огонь пугает зверей. (К.Паустовский)
8) Он с трудом расслышал, что она спросила. (Б.Васильев)
9) Сережа сидел притихший, думая о том, что его ожидает на новом месте.
10) Мы знали, что путь через лес короче, но в темноте побоялись сбиться с дороги.
11) Пациентов в тот день было так много, что врач с трудом успевал их записывать.
12) Все, что окружало нас, казалось необыкновенным. (К.Паустовский)
13) Капа говорила всем, что очень устала. (Б.Васильев)
14) ...он теперь доволен и покоен и живет нормально, как если бы добился всего, о чем ему мечталось. (Ю.Казаков)
15) Шел снег, и он заметил, что на ветровом стекле машины работает счетчик. (В.Распутин)
16) Не верьте, если вам скажут, что в тундре мало жизни.

3адание 2. К каким группам по структуре относятся союзы в данных предложениях?

КП-34

1 простые одиночные

2 повторяющиеся

3 составные

4 двойные

1) Не только я, приезжий человек, но и местный житель не отыскал бы сейчас тропинку в поскотине. (Ф.Абрамов)
2) Участники концерта веселы, несмотря на то что позади трудный день.
3) На улицах было тихо и хорошо, а у реки тем более.
4) Мы были уверены, что огонь пугает зверей.
5) Каждый должен видеть и перспективу, и возможность творческого роста.
6) Было темно, и дорогу я определял не столько на глаз, сколько на слух.
7) Как только по деревне пронесся слух о возвращении Максима, в Лизину избу поспешил народ.
8) Прежде чем построить, надо разобрать руины.
9) Верхушки сосен раскачивались и шумели, как море.
10) В колоннах демонстрантов гул и смех, а в вышине реет песня.
11) Растет число добровольных помощников реставраторам, так как память о прошлом дорога людям.
12) Каждый понимал и необходимость труда, и его пользу.
13) Нельзя понять, обмер ли воробей на время или навечно. (А.Платонов)
14) Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал.
15) Чем труднее и масштабнее задачи, тем важнее активное участие масс в достижении цели.
16) ...Он положил скрипку на место и заплакал, потому что не все может выразить музыка... (А.Платонов)
17) Молотки стучали то сердито и настойчиво, то звонко и весело.

3адание 3. Какие смысловые отношения между однородными членами предложения и частями сложносочиненного предложения выражаются с помощью выделенных сочинительных союзов?

КП-65

1 присоединительные

2 разделительные

3 сопоставительные

4 противительные

5 соединительные

1) Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (А.Платонов)
2) Страда отшумела, и теперь по обе стороны большака чернела по-осеннему засмиревшая земля. (Е.Носов)
3) За ночь прорубь затянуло прозрачным и, видимо, очень толстым стеклом. (В.Белов)
4) В окна лилось зимнее, однако очень яркое солнце. (В.Белов)
5) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (К.Паустовский)
6) В деревне соседней чинить собираются крышу... То крик петушиный... То – оклик, шагами дробимый... (Н.Матвеева)
7) Коля пошел было к воротам на улицу, но тут же остановился. (Ю.Казаков)
8) Ночь нарастала, но была по-прежнему мерклой, без теней. (В.Распутин)
9) В доме и на улице было удивительно спокойно и тихо. (В.Белов)
10) И это было всего месяц назад! И уже две недели она не жила дома, училась на курсах медсестер. (Ю.Казаков)
11) Сейчас пройдет дождь, и все в природе освежится и легко вздохнет. (А.Чехов)
12) Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. (М.Булгаков)
13) Распалясь, подожгли заодно и кузницу. Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря. (Е.Носов)
14) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи... (Ю.Казаков)
15) Он носил дрова, разжигал печку, а ей не хотелось ничего.
16) ...все так неясно и неопределенно, зато незнакомо, горячо и полно ощущением новизны. (Ю.Казаков)
17) А кроме них, были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину. (Ф.Абрамов)

3адание 4. Какие смысловые отношения между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения выражаются с помощью выделенных подчинительных союзов?

КП-34

1 изъяснительные

2 временные

3 сравнительные

4 образа действия

1) И глядели они на Аполошкины руки, на длинные, в сивой окалине клещи, на гневно ревущий огонь так, будто отродясь ничего диковиннее и не зрели. (Е.Носов)
2) Несомненно, дерево это заслуживает гораздо большего внимания, нежели уделяют ему сегодня. (П.Проскурин)
3) Я знал не только понаслышке, что труд его в большой чести. (А.Твардовский)
4) ...я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (Е.Носов)
5) Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна. (А.Чехов)
6) Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. (Е.Носов)
7) Куст выпускает тень – как чернильную тучу под страхом погони выбрасывает кальмар. (Н.Матвеева)
8) Морозные поленья звенели, как звенел за двором наст. (В.Белов)
9) Михаил Львович каждый год сажает новые леса, и ему уже прислали бронзовую медаль и диплом. Он хлопочет, чтобы не истребляли старых. (А.Чехов)
10) Он говорит, что леса украшают землю, что они учат человека понимать прекрасное... (А.Чехов)
11) Глядят исподлобья кусты в недоверье зловредном, как если бы каждый на их покушался покой. (Н.Матвеева)
12) Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти. (А.Чехов)
13) Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась. (Е.Носов)
14) Но нам казалось, что она больше всех довольна, что приехала сюда. (А.Яшин)
15) Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. (Е.Носов)

3адание 5. Какие смысловые отношения между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения выражаются с помощью выделенных подчинительных союзов?

КП-15

1 условные

2 уступительные

3 следствия

4 причины

5 цели

1) Ни слова, ни полслова не скажет, а только бережно завернет деталь в тряпочку и опустит в карман. Тут уж и без слов понятно: раз взял, стало быть, выручит. (Е.Носов)
2) Она (Дуняшка) хоть и была повыше матери, но подростковое пальтишко узило ее в плечах. (Е.Носов)
3) А мне грустно, что они уехали. (А.Чехов)
4) ...он (ветер) не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать. (А.Платонов)
5) Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножить то, что ему дано. (А.Чехов)
6) Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко-далеко, на болотах, ...кричат журавли. (А.Яшин)
7) Вот ведь как получается: рядом бегает крошечная пичуга, и оттого, что она не считает тебя своим врагом, чувствуешь большое удовлетворение. (Е.Носов)
8) Молвит он: «Коль жив я буду, чудный остров навещу». (А.Пушкин)
9) Несмотря на то что старый деревянный дом гудел и вздрагивал каждым своим бревном и каждой своей потолочиной, я заставил себя лежать... (Ф.Абрамов)
10) – Без флага кораблю нельзя, – одобрил дядя Сергей. – Только поднимать его еще рано, потому что у корабля нет названия. (Е.Носов)
11) Уже туман наглухо заткал реку, так что огонь, зажженный на той стороне, был похож на мутное желтоватое пятно. (Ф.Абрамов)
12) Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. (К.Паустовский)
13) Максим... совсем уже в потемках накидал досок возле крыльца – чтобы по утрам не плавать матери в росяной траве. (Ф.Абрамов)
14) Тисс заслуживает большего внимания озеленителей, ибо он дымоустойчив.
15) И хотя нарушен не мой покой и мне решительно ничего не угрожает, но почему-то тоже становится неуютно от повисшего над землей черного силуэта. (Е.Носов)
16) Надо как-то устраиваться, если хочешь жить. (В.Распутин)
17) Но скорее всего оттого завороженно стояли старики, что никогда не привыкнет человек смотреть с мертвым сердцем на то, как калится, краснеет металл... (Е.Носов)
18) Шофер резко увеличил скорость, так что у нас появилась надежда не опоздать к поезду.
19) Чтобы погасить раскачивание ведер, я изредка менял длину шагов. (В.Белов)
20) Костя был готов на все, лишь бы посмешить товарищей.

Частицы

Задание 1. Какой частью речи является слово весь (все, вся, все) в следующих предложениях?

КП-54

1 местоимение-прилагательное

2 субстантивированное местоимение

3 частица

4 наречие

1) Был морозный солнечный день, и ему все нравилось. (Ю.Казаков)
2) Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (Е.Носов)
3) ...смех начинал разбирать его все больше и больше. (В.Распутин)
4) После северных туманов все здесь было ярче и звонче, даже трамваи. (В.Распутин)
5) Потом (гусь) снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу. (Е.Носов)
6) Удар был настолько сильным, что боль сразу охватила все тело. (В.Распутин)
7) Писем не было, и мать становилась все печальнее.
8) Весь вечер ушел на разговоры и воспоминания.
9) Все мне дорого в этом тихом, заповедном уголке.
10) Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и все натужнее звякали спицы моего велосипеда. (Е.Носов)
11) Казалось, она (туча), как мешок, распоролась вся, от края и до края. (Е.Носов)
12) Кажется, мы обо всем договорились.
13) Все найденное пес приносил к моим ногам, ожидая похвалы.
14) ...Весь город спал последним предрассветным сном. (В.Распутин)
15) Прощай, хозяин дорогой, а я иду вслед за водой, все дальше, все дальше... (Песня)

Задание 2. К каким разрядам по функции относятся выделенные частицы?

КП-65

1 формообразующие

2 словообразующие

3 модальные

4 эмоционально-экспрессивные

5 смысловые

1) Он увидел, что и здесь, среди молодых и красивых, она была все-таки лучше всех. (Ю.Казаков)
2) Настена постояла еще, как бы не понимая, не веря, что ее действительно изгнали из дому. (В.Распутин)
3) И понимать тут нечего, просто неинтересно. (А.Чехов)
4) Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! (А.Чехов)
5) Если бы не яркий огонь в окошке, можно было бы подумать, что там уже все спят. (Ф.Абрамов)
6) Никто не оспаривает у тебя твоих прав. (А.Чехов)
7) Какой вы смешной... (А.Чехов)
8) Ну и погода сегодня.
9) «Да ведь когда по живому-то месту пилят, и старое дерево скрипит», – еще примирительней сказала Милентьевна. (Ф.Абрамов)
10) Если бы не было жизни в книгах – в жизни бы не было книг. (Н.Матвеева)
11) Чуду царь Салтан дивится, а комар-то злится, злится. (А.Пушкин)
12) Что за площадка? (П.Проскурин)
13) «Ничего себе строгости», – подумала я.
14) Когда-то древние эллины... желая узнать, что уготовано им в ближайшем будущем, отправлялись в путь-дорогу.
15) К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон. (А.Пушкин)
16) Но какая мощная крона! (П.Проскурин)
17) Только оптимист будет всю жизнь оберегать и холить деревце, имея реальную перспективу дождаться лишь жидкой тени первых ветвей его кроны. (П.Проскурин)
18) Как же старательно он работал!
19) В любую даль нас провожая, напомнит Волга всякий раз: мол, у меня вы все – волжане, а я – одна у всех у вас. (А.Твардовский)

3адание 3. Какие смысловые оттенки вносят в высказывание выделенные частицы?

КП-24

1 усиление смысловой значимости

2 уточнение смысла

3 выделение, ограничение

4 указание

1) Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна. (А.Чехов)
2) Вот моя деревня. (И.Суриков)
3) Рылеев писал: «Одни тираны и рабы его внезапной смерти рады».
4) Вот так худо-бедно и жила деревня. (В.Распутин)
5) Нужно хвалить только ее одну. (А.Чехов)
6) Это случилось приблизительно неделю назад.
7) Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой. (В.Распутин)
8) Еще такая даль до Волги, а там-то и начнется даль – за той великой водной гранью. (А.Твардовский)
9) «Вон она, вон!» – кричал Нестор. (В.Распутин)
10) Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. (М.Булгаков)
11) Настена же таила такое, что почему-то касалось всех и было против всех. (В.Распутин)
12) Одно несомненно: ритмика и гармония звуков способны воодушевить, заставить испытывать наслаждение или повергнуть в транс не только одного человека. (Из газеты)
13) Как именно будет выглядеть театр, станет ясно через год. (Из газеты)
14) Без людей ей стало легче, и она с укором покивала себе: вот до чего уж дошло. (В.Распутин)
15) Даже верхушек прибрежных елей на той стороне не было видно. (Ф.Абрамов)
16) Любопытно, что музыкальные интересы проявляют и те, кто способен только рычать. (Из газеты)
17) Она засмеялась еще громче. (В.Распутин)
18) Лесов все меньше и меньше. (А.Чехов)
19) ...Только с багром в руках она тринадцать раз прошла свою реку от вершины до устья. (Ф.Абрамов)

Задание 4. Какие модальные оттенки вносят в высказывания выделенные частицы?

КП-35

1 модально-волевые

2 степень достоверности

3 утвердительные

4 отрицательные

5 вопросительные

1) ...его обыкновенная работа и то, что нет у него никакой славы, вовсе не печалит, не ужасает его. (Ю.Казаков)
2) Лебедь белая молчит и, подумав, говорит: «Да! Такая есть девица...». (А.Пушкин)
3) Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь. (А.Чехов)
4) Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей? (А.Чехов)
5) Как будто бы вы и хороший, душевный человек... (А.Чехов)
6) Нет, нет! Не оставляйте меня с ним! (А.Чехов)
7) А? Ну, да... хорошо... (А.Чехов)
8) – Да, мы не верим в Бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. (М.Булгаков)
9) Пусть идут спать, но и ты уходи. (А.Чехов)
10) А что бы не жить ему в своей вилле на берегу лазурного залива...
11) К этому ли мы стремимся?
12) Он не любил ни войн, ни драк.
13) Соня: Когда же мы увидимся?
Астров: Не раньше лета, должно быть. Зимой едва ли... (А.Чехов)
14) «А ну давай попробуем», – сказал Денис Иванович. (Е.Носов)
15) Нет, вы не старомодны. (Н.Матвеева)
16) – Что – не видал такого золота? – спросила меня Евгения. (Ф.Абрамов)
17) Крысолов, увлекающий грызунов звуками дудочки, – отнюдь не легенда.
18) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землею Солнце. (И.Соколов-Микитов)
19) Туман стоял странный – я только теперь понял, что на окошках не занавески белели. (Ф.Абрамов)
20) Давайте смотреть не назад, а вперед.

Из учебного пособия «Современный русский язык. Тесты».
Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой.
М.: Издательский центр «Академия», 2002

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru