ПОДСПОРЬЕ
Словарные диктанты
Старшие классы
ГОРНИЛО ГРОЗНОЙ БОРЬБЫ
Я думаю, коллективизация была ложной,
неудавшейся мерою(,) и в ошибке нельзя было
признаться. Чтобы скрыть неудачу, надо было всеми
средствами устрашения отучить людей судить и
думать и принудить их видеть несуществующее и
доказывать обратное очевидности. Отсюда
беспримерная жестокость ежовщины, обнародование
не рассчитанной на применение конституции,
введение выборов, не основанных на выборном
начале.
И когда возгорелась война, ее реальные ужасы,
реальная опасность и угроза реальной смерти были
благом по сравнению с бесчеловечным
владычеством выдумки и несли облегчение, потому
что ограничивали колдовскую силу мертвой буквы.
Люди не только в твоем положении, на каторге, но
все решительно, в тылу и на фронте, вздохнули
свободнее, всею грудью, и упоенно, с чувством
истинного счастья бросились в горнило грозной
борьбы, смертельной и спасительной.
Война – особое звено в цепи революционных
десятилетий. Кончилось действие причин, прямо
лежавших в природе переворота. Стали сказываться
итоги косвенные, плоды плодов, последствия
последствий. Извлеченная из бедствий закалка
характеров, неизбалованность, героизм,
готовность к крупному, отчаянному, небывалому.
Это качества сказочные, ошеломляющие, и они
составляют нравственный цвет поколения. (163
слова)
(по Б.Пастернаку)
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, запятая, поставленная
автором перед союзом и в 1-м предложении,
является авторским знаком препинания или она
обязательна?
2. Покажите графически, какие
синтаксические отношения связывают сказуемые
главной части 2-го предложения.
3. Выпишите из текста диктанта все
слова (если нужно – словосочетания), имеющие
приставку не- или частицу не, и
объясните условия слитного и раздельного их
написания.
4. Можно ли утверждать, что в словах из
3-го абзаца бросились в горнило грозной борьбы
использован художественный прием аллитерации?
Приведите свои аргументы.
5. Как вы понимаете выражение колдовская
сила мертвой буквы? Кратко напишите об этом.
НОВЫЙ ФРОНТ
Движение к Сталинградскому фронту
вновь сформированных частей шло тайно, в ночное
время.
Северо-западней Сталинграда, в среднем течении
Дона, сгущалась, тяжелела сила нового фронта.
Эшелоны разгружались на вновь построенной
железной дороге, прямо в степи... <...>
Едва рассветало, шумевшие ночью железные реки
замирали, и лишь легкий пыльный туман стоял над
степью. Днем стволы пушек обрастали сухим
бурьяном и охапками соломы, и, казалось, не
было в мире более молчаливых существ, чем эти
слившиеся с осенней степью артиллерийские
стволы. Самолеты, распластав крылья, словно
мертвые, высосанные насекомые, стояли на
аэродромах, прикрытые паутиной маскировочных
сеток... <...>
А по левому берегу Волги(,) пустынными(,)
солончаковыми степями шли на юг, минуя дымящийся
и гремящий Сталинград, танковые соединения,
артиллерийские дивизии и уходили к тихим заводям
и затонам. Войска, переправившись через Волгу,
оседали в калмыцкой степи, в соляном межозерье, и
тысячи русских людей начинали произносить
странные им слова: «Барманцак», «Цаца»... То шло
полное скопление сил в калмыцких степях на
правом плече немцев. Советское верховное
командование готовило окружение сталинградских
дивизий Паулюса.
Темными ночами под осенними облаками и
звездами пароходы, паромы и баржи переправили на
правый, калмыцкий берег, что южнее Сталинграда,
танковый корпус Новикова...
Миллионы людей видели, как пошли в сторону
Сталинграда тяжелые русские пушки, минометы и
полученные по ленд-лизу* колонны
грузовых «Доджей» и «Фордов».
И все же, хотя движение это было видимо
миллионами людей, сосредоточение огромных
воинских масс, нацеленных для наступления
северо-западнее и южнее Сталинграда, шло втайне. (225
слов)
(По В.Гроссману)
Вопросы и задания
1. Приведите доказательства,
подтверждающие, что выделенное слово в 3-м абзаце
не является членом предложения. (Если у вас
другое мнение, попробуйте доказать, что вы правы.)
2. Согласны ли вы с тем, что заключенные
в скобки запятые в 4-м абзаце – авторские знаки
препинания? Аргументируйте свой ответ.
3. Как вы считаете, можно ли по
процитированным словам в 4-м абзаце предположить
(хотя бы приблизительно), к какой группе языков
относится калмыцкий язык?
4. Над словом видимо из последнего абзаца
надпишите, к какой части речи оно относится.
Материал подготовлен Т.Н.
ЛЕОНТЬЕВОЙ
МИТИНА ЛЮБОВЬ
1. Они с Катей шли в двенадцатом часу
утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно
уступила весне, на солнце было почти жарко. Как
будто правда прилетели жаворонки и принесли с
собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с
домов капали капели, дворники скалывали лед с
тротуаров, сбрасывали липкий снег с крыш, всюду
было многолюдно, оживленно. Высокие облака
расходились тонким белым дымом, сливаясь с
влажно синеющим небом. Вдали с благостной
задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной
монастырь. Но лучше всего было то, что Катя <...>
вся дышала простосердечием и близостью, часто и с
детской доверчивостью брала Митю под руку и
снизу заглядывала в лицо ему, счастливому даже
как будто слегка высокомерно. (111 слов)
2. Он был болезненно, пьяно несчастен и
вместе с тем болезненно счастлив, <...> и так же
воспринимал он и все окружающее – дома, улицы,
идущих и едущих по ним, погоду, все время
по-весеннему хмурившуюся, запах пыли и дождя,
церковный запах тополей, распускавшихся за
заборами в переулках: все говорило о горечи
разлуки и о сладости надежды на лето... (55 слов)
(По И.Бунину)
Задание
Подчеркните в 1-м тексте
грамматические основы предложений. Выпишите из
приведеных отрывков все наречия и частицы (в
разные столбики). Среди наречий выделите наречия
степени.
Материал подготовлен Л.А. ГОНЧАР
* Ленд-лиз – система
передачи США (взаймы или в аренду) вооружения,
продовольствия и т.д. странам антигитлеровской
коалиции в период Второй мировой войны.
|