Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО


Полезные мелочи

 

 

1. Укороти слово

Эту эффективную «мелочь» мы получили от Ирины Ивановны Мишкеткуль из Ногинска.

У каждого из нас есть ученики с неплохой грамотностью, допускающие ошибки в длинных словах, когда нет времени на рассуждение о составе или подбор проверочных слов. Таким ученикам можно посоветовать просто быстренько укоротить слово.
Чем слово короче, тем оно понятнее и доступнее для понимания:

соседствует – сосед, революционный – революция, коллективист – коллектив, властный – власть, раболепствовать – раболепный, пятачок – пятак, примадонна – прима, переломилась – ломилась, растворились – раствор. Такое укорачивание во многих случаях и окажется проверкой. Но это необязательно.

2. Что веревка, что бечевка

Еще одна «мелочь» от И.И. Мишкеткуль.

В некоторых трудных словах с несколькими орфограммами что-то можно объяснить, а что-то все равно приходится запоминать. В таких случаях лучше не связываться с объяснениями, а запоминать по аналогии. Например, бечевка как веревка, гарцевать как танцевать...…

Этот список можно продолжить.

3. Когда течет содержимое

Рассказывает Сергей Владимирович Волков.

При изучении темы «Двоеточие в бессоюзном предложении» (или «Двоеточие при обобщающем слове, в прямой речи и т.п.») я рисую детям на доске кувшин, лежащий на боку. Жирно выделенное двоеточие – это горлышко, устье; в отверстие между двумя точками выливается из кувшина его содержимое (вода, молоко, вино – по желанию). Эта картинка иллюстрирует смысловую суть двоеточия: оно открывает ворота неизвестному, таящемуся в предшествующем фрагменте. Кувшин стоял – и то, что в нем, было скрыто от взора, кувшин лег на бок – и потекло содержимое (вино, молоко, вода – по вкусу). «Учитель строгим голосом сказал: ...…» – а что именно сказал, узнаем после двоеточия (прямая речь). «Я люблю такие вещи: ...…» – а какие именно – во второй части (обобщающее слово). «Придется тебя выставить вон: ...…» – на естественный вопрос почему? ответ будет дан после двоеточия (бессоюзное предложение). Можно специально останавливаться после прочтения первой части предложений с двоеточием – если слушатель тут же «взрывается» («а что же дальше?», «почему?», «поясните, я не понимаю», «ну что же вы замолкли перед самым интересным?»), то, значит, это – точно место двоеточия.

Правда, в последнее время двоеточие стало активно вытесняться в некоторых позициях тире. Это и понятно – тире самой своей формой напоминает указательную стрелку, оно помогает мысли перескакивать с одного факта на другой, не теряя связи между ними. Оно чертит маршрут мысли. И одновременно горизонтально ориентированное тире помогает физически раздвинуть слова текста, впустить в предложение воздух, дать отдышаться. Ткань (возвратимся к исконному значению слова текст) высказывания становится реже, легче, невесомее. Такого эффекта вертикальному, узенькому двоеточию не добиться никогда.
Нехитрый наглядный рисунок позволяет не только сэкономить массу времени на объяснение теоретического материала, но и связать воедино изучаемые в разных классах и разнородные на первый взгляд явления.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru