РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково,
Смоленская обл.
Праздник славянской письменности
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему
вниманию урок по развитию речи в 6-м классе
«Праздник славянской письменности», который
рассчитан на 2 часа и проводится в конце мая (24–27).
ХОД УРОКА
I. Слово учителя о Кирилле и Мефодии.
Ребятам предлагается делать краткие
записи, чтобы в конце занятий принять участие в
викторине. Группе сильных учеников поручается
составить план рассказа учителя. Еще одна группа
готовит вопросы классу.
Кирилл и Мефодий – братья, создатели
славянского алфавита. Кирилл принял это имя
перед смертью при пострижении в монахи, его
мирское имя – Константин.
Родились они в семье византийского
военачальника из города Салоники. Константин был
очень способным учеником. Он своим умом и
прилежанием приводил в удивление учителей. Он
стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех,
которые могли совратить на зло. Он получил
блестящее образование в Константинополе. Его
учителями были крупнейшие представители
интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий,
будущий патриарх Константинопольский (эти имена
можно записать на доске). Скоро он стал
священником и библиотекарем при церкви святой
Софии в Константинополе. Он был защитником
православия, спорил с еретиками (значение этого
слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик,
мн. еретики – инакомыслящий,
заблуждающийся, отступник от православной веры).
Затем он преподавал философию в Константинополе,
за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в
столичном городе его тяготила, и он перебрался в
Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за
чтением книг.
В 863 году в Константинополь к
греческому царю пришли послы от хазар, просившие
прислать учителей для разъяснения истинной веры.
Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди,
Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы
благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл
согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на
апостольское служение. Они отправились вместе.
Кирилл и Мефодий прожили среди славян
40 месяцев, переходя с одного места на другое,
везде поучая народы на славянском языке. Для
этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу)
и перевели на славянский язык Евангелие и иные
богослужебные книги. Устраивая училища для
юношей, они приобрели много учеников. Чтобы
посвятить своих учеников в священный сан, они
отправились с ними в Рим.
Деятельность Кирилла и Мефодия
встретила сопротивление немецкого духовенства,
выступавшего против славянского письма и
требовавшего, чтобы богослужение совершалось
только на латинском языке.
По прибытии в Рим Кирилл тяжело
заболел и, получив от Господа извещение о скорой
кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через
50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил
священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия
стали священниками и дьяконами.
В конце 869 года Мефодий был поставлен
архиепископом практически всей Великой Моравии.
В 870 году во время войны Мефодий был арестован и
сослан в один из монастырей Швабии, где
содержался в очень жестоких условиях. Население
восстало против такого произвола, вмешался Папа
Иоанн VIII. Он написал епископу Падуанскому,
Гермерику: «Жестокость твоя превышает
жестокость любого светского тирана, даже
звериную свирепость: поместить в заключение
брата нашего и епископа Мефодия; в течение
долгого времени держать лютою зимой, во время
урагана, под открытым небом, оторвать его от
выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел
до такой степени безумия, что на синоде ударил бы
его кнутом, если бы тебе не помешали другие».
Вмешательство Папы сделало свое дело: новый
моравский князь Святополк добился освобождения
Мефодия.
Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его
смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли
себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый
славянский алфавит на основе греческого, был
дополнен буквами, заимствованными из глаголицы.
Этот новый алфавит получил название «кириллица»
в честь Кирилла.
В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был
установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский
народ, а теперь и все славянские народы
устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот
день в Болгарии города и села утопают в цветах.
Торжество начинается с демонстрации. С высоко
поднятыми над головами книжками, глобусами,
плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по
улицам. Их приветствуют писатели, рабочие,
учителя.
Учитель проверяет, как сильные
ученики справились с заданием.
Возможный план рассказа учителя
1. Братья Кирилл и Мефодий в юности:
а) Константин – способный ученик;
б) библиотекарь при церкви;
в) на Олимпе вместе с Мефодием.
2. Кирилл и Мефодий идут на
апостольское служение к хазарам.
3. Жизнь среди славян. Трудности и
победы.
4. Борьба немецкого духовенства против
учения Кирилла и Мефодия.
5. Смерть Кирилла и дальнейшая
деятельность Мефодия.
6. Заключение Мефодия в тюрьму и
недовольство народа.
7. Смерть Мефодия и учреждение
праздника в честь святых.
Ученики, готовившие вопросы, задают
их классу.
Викторина «Кто внимательнее»
(возможные вопросы для викторины)
– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями.)
– Какую почетную должность занимал Кирилл при
церкви Папы Николая I Великого? (Был
библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к
братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за
что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополя к
хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и
Мефодия?
II.
(На плакате, вывешенном на доске,
представлена славянская азбука.)
– Вглядитесь в очертания букв этой
ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию
сохранились в русской азбуке, какие вообще
исчезли?
(Подготовленный ученик рассказывает,
как учили грамоте на Руси. При наличии
театральных способностей у ребят этот материал
можно инсценировать.)
Можете ли вы себе представить, какой
была древнерусская школа? Длинный стол, между
столом и стеной – лавка, на стене – полка с
книгами и обязательно плетка. На лавках сидят
ученики. Они все босы. Значит, это школа не для
богачей, а для простых детей. За столом сидит
учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает
урок. Все следят за его ответом по своим книгам.
Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся,
ожидает наказания. Так изображена школа на одной
из гравюр 1634 года.
Учебный день продолжался долго.
Занятия начинались часов с семи утра и
продолжались до самого вечера (с двухчасовым
обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в
древнерусской школе. Уроками их можно назвать
очень условно. Каждый ученик получал от учителя
персональное задание: один делал первые шаги –
зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам»,
третий уже читал «Часослов». И все следовало
выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое
вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку
учат – на всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию.
(Учитель может проиграть эту ситуацию с группой
ребят.)
А – аз
Б – буки (буквы)
В – веди (знаю)
Г – глаголь (говори)
Д – добро
Е – есть
Ж – живот (жизнь) |
З – земля
Л – люди
М – мысль
Н – наш
О – он
П – покой |
|
Названия этих букв записаны на
доске. Дети пытаются выучить их и рассказать
учителю (I группа).
Прежде всего ученик должен был выучить
названия и изображения букв в том порядке, как
они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо
вызубрив азбуку, он переходил к чтению так
называемых складов.
Склады были напечатаны в букваре: ба ва
га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл
буквы, из которых состоит данное сочетание, а
потом уж произносил так, как надо при чтении:
Буки-аз – ба
веди-аз – ва
люди-есть – ле
покой-он – по
После складов в две буквы шли склады в
три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя
склады, ученик переходил к чтению первого
связного текста.
Таким образом, прежде чем прочитать
какую-то осмысленную фразу, ученик проводил
долгие часы и дни, зубря совершенно
бессмысленные сочетания ба, бе, бу... За каждую
ошибку наказывали розгами.
– Послушайте отрывок из книги
Н.Кончаловской «Наша древняя столица» (читает
подготовленный ученик).
Как церковный грамотей в старину учил
детей
В
старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.
– Понравилось ли вам в школе Руси?
Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам
в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были
только мальчики?
III.
А вот как вспоминает о постижении
грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)
Комната,
печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука.
Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись,
скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз.
Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по
которой учились наши предки?
Слово учителя
В начале XVIII века Петр I провел реформу
азбуки. Трудные для написания буквы были
заменены так называемым гражданским шрифтом.
Такого вида буквами с небольшим изменением
пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были
исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в
конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали
из алфавита?
1-й ученик (демонстрирует букву).
Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на
значок, которым астрономы изображают планету
Сатурн. Буквы «ять» и е произносились
совершенно одинаково.
До изгнания из азбуки букву «ять» называли
«буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как
она затрудняла правописание и приносила
(особенно школьникам) много огорчений. Им
приходилось механически изучать правила на
«ять». Ошибки на «ять» считались самыми
страшными. Выражение «знать на ять»
свидетельствовало о наилучших познаниях.
2-й ученик (демонстрирует букву).
«Ижица» выглядела, как римское v и чем-то
напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло
выражение «прописать ижицу», что означало
«выпороть, выдрать», а в более широком смысле –
«устроить кому-либо головомойку, дать крепкий
нагоняй».
3-й ученик. Буква «ер» (ъ),
так называемый твердый знак, сейчас считается
полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту
же скромную роль: отделяет согласную приставки
от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква
писалась в конце слов после твердых согласных.
Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем»,
«разбойником», «дармоедом», «кровососом» и
другими подобными словами. Буква «ер» на конце
слов пожирала более 8% времени и бумаги.
4-й ученик (демонстрирует букву).
Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф
– «ферт» – передавли один и тот же звук,
изначально, кстати, несвойственный русскому
языку; когда-то обе буквы попали в
старославянский язык из греческого вместо со
словами, в которых они встречались. Например,
слово финик восходит к греч. , а имя Федор
(еодоръ) содержит
элемент («бог»).
Фита встречалась намного реже: уже в греческом
языке, на котором говорили солунские братья, она
была архаизмом. Древнееврейские, египетские,
арабские слова, пришедшие к нам через посредство
греческого, а позже – латинские, английские,
французские, немецкие и прочие – все они могли
писаться только через ферт.
Народ заметил забавное сходство между рисунком
этой буквы и осанкой подбоченившегося человека.
Сначала слово ферт означало «руки в боки,
подбоченясь», затем появилось выражение ходить
фертом. В переносном смысле оно означает «быть
самодовольным щеголем, держаться с показным
ухарством и молодечеством».
Заключительное слово учителя
Таким образом, мы с вами узнали, какие
изменения произошли в русской азбуке, в ее
численном и буквенном составе. Немного
познакомились со святыми, в честь которых
названа была первая азбука. А теперь небольшая
викторина.
Викторина «Кто внимательнее»
– Когда празднуется день Кирилла и
Мефодия?
– Почему кириллица не дошла до нас?
– Кто внес изменения в русскую азбуку?
– Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За
что?
– Что значит ходить фертом? С какой буквой
это связано?
– Какая буква была настоящим бездельником и
самой дорогой буквой в мире? Почему?
– С какой буквой связано выражение прописать
ижицу?
|