Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2004

ИНФОРМАЦИЯ

А.КУМАНЯЕВА,
г.Москва


Встреча авторов учебника с учителями и методистами

Учебник-практикум по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой известен многим учителям. Он был создан в 2001 г., рожден из разного, но богатейшего опыта двух ученых-методистов, имеющих сорокалетний стаж педагогической деятельности. Учебник был замечен педагогической общественностью благодаря яркому содержанию, необычному построению и, конечно же, благодаря семинарам, которые проводят авторы в разных городах России. Учебник отметили положительными рецензияим центральные педагогические издания (например, статья М.Р. Львова «В поисках учебника нового типа» в журнале «Русский язык в школе» № 3, 2002 г.). Планирование работы по новому учебнику публиковалось в журнале «Русский язык в школе» (№ 4, 5, 2003) и в газете «Русский язык» (№ 30, 31, 2003 г.). В 2001 г. учебник был отмечен дипломом I степени МПГУ как лучшая научная работа гуманитарного цикла. Учебник включен в перечень-каталог учебно-методических изданий, имеет гриф МО РФ.

В чем же своеобразие учебника? Каковы его достоинства и недостатки? Как по нему работается? Ответы на эти вопросы учителя, методисты и авторы могли обсудить на круглом столе, прошедшем 12 марта 2004 г. в рамках научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования» в МПГУ. На обсуждении нового учебника присутствовали д.п.н., проф. А.Д. Дейкина, к.п.н., проф. Т.М. Пахнова, д.п.н., проф. С.А. Леонов, к.п.н. В.В. Тихова (г. Кострома), методист ПОИПКРО В.И. Шенкман (г. Пермь), к.п.н., доцент Г.Ю. Козлова (г. Вологда), методист ТОИУУ Т.Н. Соловьева (г. Тверь), методист ТОИПКРО Т.В. Мирзоева (г. Тамбов), учителя русского языка и литературы А.А. Фурсова (г. Железногорск), М.В. Матвеева (г. Тамбов), Е.В. Кулемасова (г. Москва), Е.В. Пересветова (г. Москва).

Учителя и методисты поделились с авторами результатами своей работы, а создатели учебника рассказали о том, каким они его задумывали. А.Д. Дейкина отметила, что основная задача, которую ставили перед собой авторы, – развитие коммуникативной компетенции ученика – воплотилась в учебнике в полной мере. Сама структура учебника-практикума создает ситуацию общения учителя с учеником, учеников друг с другом, ученика с текстом. Авторы мечтали о том, чтобы работа по учебнику помогала уйти от авторитарного общения, создавала личностное поле в общении с учеником. Прежде всего это становится возможным благодаря текстам, предложенным для анализа. Отрывки из классических произведений, стихотворения, высказывания лингвистов, философов, публицистов создают эмоциональную основу уроков.

Т.М. Пахнова рассказала о своем опыте проведения семинаров для учителей, желающих работать по новому учебнику. Во время встреч педагоги очень часто задают одни и те же вопросы: не мало ли теории, не рассчитан ли учебник только на сильного ученика? Т.М. Пахнова отвечает, что авторы хотели бы, чтобы ученики приходили к теоретическим обобщениям необычным путем. Этот путь начинается с работы над текстом, которая побуждает ученика обратиться к источнику, понять, чего он не знает, о чем имеет недостаточные сведения, и, наконец, сделать открытие. Материалы для самопроверки помогут даже слабым ученикам освоить анализ и создание собственных текстов.

По мнению В.В. Тиховой, преподавателя кафедры русского языка КГУ им. Н.А. Некрасова, учебник-практикум обеспечивает стандарты образования по русскому языку и в общеобразовательной, и в профильной школе. Учебник интересен еще и тем, что в нем присутствуют способы подачи фатической речи, которая содержит информацию, поднимающую самоуважение ученика. В.В. Тихова считает, что учебник стимулирует развитие учащихся через практическую деятельность и создает прекрасные возможности для подготовки школьников к ЕГЭ, так как учит пониманию и созданию текста.

А.А. Фурсова, учительница из г. Железногорска, рассказала, что учебник нравится ученикам, потому что в нем нет набивших оскомину правил. Он позволяет детям быть успешными и работать, сотрудничая с учителем. Так, А.А. Фурсова предлагает ученикам самим выбирать тексты и задания для проведения уроков по определенной теме, что делает ребят соавторами учителя, искусственную речевую среду превращает в естественную. Старшеклассники, занимающиеся по учебнику, говорят, что он интересный, содержательный, глубокий, воспитывающий, умный.

С точки зрения В.И. Шенкман, пермского методиста, в учебнике собраны уникальные тексты, к ним предложены задания, обеспечивающие повторение и углубление знаний учащихся. Безусловно, работа по этому учебнику требует определенных усилий от учителя, так как приходится осваивать новые способы подачи теоретического материала, пересматривать привычную композицию урока. Но опыт, например, пермского учителя И.Н. Пшеничникова показывает, что труд педагога себя оправдывает. Ученики начинают критичнее относиться к своим и чужим высказываниям, потому что авторами учебника все сделано для того, чтобы развить у учащихся чувство языка.

Конечно, участники «круглого стола» высказали и свои замечания. Т.Н. Соловьева, методист из Твери, отметила, что учебник содержит большое количество текстов публицистического, научного, художественного стилей, но в нем совсем не представлены образцы официально-делового стиля. Нужно добавить тексты и задания, которые бы помогли старшеклассникам справиться с написанием резюме, автобиографии.

Авторы были благодарны учителям и методистам, высказавшим свои замечания и пожелания, потому что при освоении нового учебника опыт каждого учителя драгоценен. Прошедшая встреча доказала и то, что в рамках методической конференции подобные круглые столы насущно необходимы, так как именно они создают возможности для плодотворного общения учителей, ученых, методистов. Надеемся, что такие встречи станут традиционными.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru