ИНФОРМАЦИЯ
Т.Н. ЛЕОНТЬЕВА
Мастер-классы на Марафоне-2004
30 марта в Московском доме учителя
собралось более 500 человек. Не только москвичи, но
и гости из далеких и близких городов: Сургута,
Петрозаводска, Воронежа, Твери...
Наибольший успех выпал на долю
мастер-классов. Первый мастер-класс «Зачем нужен
анализ текста на уроке русского языка?» вела
профессор Евгения Антонова. Мастер-класс
проходил очень оживленно.
Учителя оказались в роли учеников: они
все получили текст со стихотворением Ахматовой и
активно участвовали в работе – не только
отвечали на вопросы, занимались анализом, но и
спорили, отстаивали свое мнение; они сами как бы
выстраивали урок, придавая ему вместе с ведущим
нужную форму.
Сделав обзор учебной литературы,
посвященный анализу текста, Антонова заключила,
что в школе, несмотря на растущий интерес к
анализу текста, никаких хороших методик
проведения этой работы нет. Да и само понятие анализ
текста, если взять его не в
литературоведческом аспекте, – весьма туманное.
Школьная практика анализа текста сводится к
набору шаблонных вопросов и выполняется
учениками механически. В итоге ученики остаются
равнодушными к содержанию текста.
– Когда мы приступаем к анализу
текста, как мы говорим с учениками, какую форму
глаголов мы употребляем? – задает Е.Антонова
вопрос слушателям.
– Глаголы в повелительном наклонении,
– почему-то смущаясь, отвечает зал.
Понятно, что между ведущим
мастер-класса и учителями установилось
взаимопонимание, что первый шаг к новому
«уроку-коммуникации» сделан. (Подробнее о новом
подходе Е.Антоновой см. «Русский язык» № 11/2004.)
Валентина Дибобес, учитель-практик,
работающая по учебнику под ред. М.В. Панова, вела
второй мастер-класс «Организация учебной
деятельности на уроке русского языка». В основу
учебной деятельности по программе М.В. Панова
положен исследовательский принцип.
Исследователем языкового явления становится сам
ученик. Умело поставленные учителем вопросы
втягивают детей в изыскания, в результате
которых они делают собственные выводы.
В.Дибобес на фонетическом материале
продемонстрировала, как это получается. На
уроках дети проходят путь от наблюдения за
произношением к открытию фонетических законов
языка. Как они к этому приходят? Через понимание,
что русская буква обозначает фонему. На этом же
понимании основано обучение орфографии.
Осознанное письмо – это когда ребенок сам ставит
орфографическую задачу. Он сам находит слабую
позицию фонемы и осознает ее как источник
возможной орфографической ошибки. Способ
решения задачи он тоже ищет сам – это могут быть
проверка, применение правила, обращение к
словарю.
Знание законов языка помогает решать и
другие практические задачи, такие, как овладение
нормами литературного языка и совершенствование
собственной речи.
На мастер-классе у Надежды Шапиро
«Приемы редактирования текста и работа над
ошибками школьного сочинения» учителям пришлось
потрудиться: они анализировали сочинение
девятиклассника, в котором недостатки было
чрезвычайно трудно отделить от достоинств. Все
дружно обсуждали, как оценить сочинение, как
выстроить дальнейшую работу над ошибками.
Обычно у учителя столько претензий к
неудачному сочинению, что бывает трудно
объяснить ученику, в чем ошибки и что можно
исправлять. Существуют два основных типа ошибок
– речевые и структурные. И скорее всего не
получится эффективно осмыслить и исправить
сразу все; нужно выбирать для проработки
что-нибудь одно – самое важное или самое
понятное ученику.
Опыт исправления речевых ошибок –
устранение неоправданных повторов и т.п. – есть у
каждого учителя. Труднее понять ошибки в
построении текста. Учитель должен сам
разобраться, почему сочинение кажется сумбурным
и невнятным. Возможно, в нем есть фрагменты, не
имеющие отношения к теме, – их нужно отметить
особым образом или предложить ученику самому их
отыскать и исключить. Может быть, работу стоит
осмыслить с точки зрения соответствия
доказательств высказанным мыслям – ведь обычное
ученическое сочинение представляет собой
рассуждение. Тогда может обнаружиться, что надо
исправлять формулировку тезиса или заменять
доказательство. Очень часто в ученических
работах приводятся цитаты или близкий к тексту
пересказ эпизодов, а зачем они, какую мысль
подтверждают, не сказано. Значит, нужны
добавления. И наоборот – бывает необходимо
подобрать подтверждение мысли, которая выглядит
голословной, не связанной с текстом.
|