ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004
Правописание безударных гласных в
корне слова
Компакт-тема № 8
Безударные гласные, проверяемые
ударением
Большинство корней в русском языке
пишется в соответствии с основным принципом
русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с
безударным гласным пишется та же гласная буква,
что и в слове, где она под ударением. (Достижение
– достичь, растяжение – растянет).
Упражнение
Подберите проверочные слова и
вставьте пропущенные буквы.
Прогл_тить, препод_ватель,
перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение.
раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный,
под_лить.
При подборе однокоренных слов следует
помнить о важном ограничении: нельзя проверять
безударную гласную корня глаголами, в которых
есть суффикс -ива-/-ыва-. В силу
исторических причин во многих глаголах, где есть
суффикс -ива-/-ыва-, придающий им значение
несовершенного вида, безударное о
чередуется с ударным а:
проглотить – глотка, а не проглатывать;
опоздавший – поздно, а не опаздывать;
спросить – спрос, а не спрашивать.
Подбирая проверку, надо правильно
разделить слово на составляющие его морфемы и
найти корень. При этом необходимо учитывать
лексическое значение слов. Ведь бывают слова,
которые звучат одинаково, а значение имеют
разное и пишутся по-разному (они называются
омофонами):
примирять врагов (мир) – примерять
платье (мерить, мерка, примерка);
поседеть от невзгод (седенький)
– посидеть на завалинке (сидя);
поласкать котенка (ласка)
– полоскать белье (полощет);
кратчайшее расстояние (краткость)
– кротчайшее создание (кроткий);
посветить фонариком (свет) – посвятить
жизнь (святость).
Трудности возникают и с паронимами
(греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») –
словами, похожими по звучанию (но полностью в
звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими),
например: покорять и покарать (первое
проверяется словом покорность, второе – кара).
Или другая пара: обоняние –
«способность различать запахи» и обаяние –
«способность производить приятное впечатление,
очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании
слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние
– обо- – приставка, -ня- – корень,
который мы находим в родственных словах снять,
унять, принять, -ниj- – суффикс
существительного, -э – окончание. В слове обаяние,
которое происходит от глагола баяти –
«красиво говорить, заговаривать», о- –
приставка, -баj- – корень, -а- – глагольный
суффикс, -ниj- – суффикс существительного, -э
– окончание.
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы, подобрав
проверочные слова.
Разв_вается флаг; разв_вается
промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил
склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять
заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон;
просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
вл_стелин; просл_влять; укр_титель;
пок_рать;
изм_рение; разув_рять; дост_жение цели;
неисч_рпаемый запас;
объед_няться; неприм_римые враги;
увл_кательно; раздв_жная стенка;
сож_ление; раск_ленный; благосл_влять;
вообр_жение;
прор_дить проросшую морковь; тр_стись
от страха; разр_дить международную обстановку;
тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.
Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные
в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е.
невозможно подобрать пример, в котором гласный
стоял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.
В школьной практике подобные слова
называются словарными. Их правописание
опирается на традицию, а то, как их следует
писать, мы узнаем из словарей. В этом случае
«работает» традиционный принцип русской
орфографии. И здесь остается только один путь –
запоминание. Чаще всего не поддаются проверке
заимствованные слова: архитектор, концепция,
периферия, эскалатор.
Большую группу в нашем языке
составляют заимствования из старославянского
языка. Среди них есть корни с так называемым
неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им
соответствуют исконно русские (древнерусские)
полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-,
-ело-/-оло-:
град (старослав.) – город (русск.),
здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
глас (старослав.) – голос (русск.),
злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.),
пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом,
ошеломить (русск.), млеко (старослав.)
– молоко (русск.).
Такие сочетания не надо проверять
ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление
полногласных и неполногласных сочетаний не
вызывает трудностей. Однако не все
соответственные пары возможно восстановить в
современном языке, например: в парах мороз –
мраз, корова – крава второй вариант корня
утрачен, он есть лишь в других славянских языках.
Есть слово благо (старослав.), но слово с
полногласием болого не сохранилось в
современном литературном языке, есть лишь Бологое
(имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих
старославянское происхождение, стилистически
окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др.
– высокие. Они были принадлежностью книжной,
торжественной и поэтической речи. Это связано с
тем, что старославянский язык,
литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был
языком сакральным, т.е. на нем велось
богослужение, именно на него с древнегреческого
языка была переведена Библия. Другие слова со
старославянскими корнями за долгую жизнь в
русском языке утратили возвышенную окраску,
обрели новое значение и употребляются как
нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава:
1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги,
статьи.
Упражнения
1. Сравните пары слов. Какие из слов
могут быть расценены как старославянизмы?
Прах – порох, храм – хоромы, влачить –
волочить, мрак – морок, переворот – превращение,
молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить –
заполонить, древесина – дерево, хранить –
похоронить.
Ответ: прах, храм, влачить, мрак,
превращение, младший, кладезь, пленить,
древесина, хранить.
2. Что значит слово прах в
приведенных текстах?
а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.
(А.Пушкин)
б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах!
Сомнений нет! (А.К.Толстой)
Словарные значения: 1. высокое. Тело
человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое.
Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что
недолговечно, ничтожно, малоценно.
Ответ: а) 2; б) 1.
Помогает правильно писать слова с
непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia,
из etymon «истина» и logos «понятие, учение») –
наука о происхождении слов.
Например, слово уважать происходит
от увага «внимание, уважение», вага «вес».
Проверочное слово в современном языке – важный.
Можно привести параллели из других славянских
языков.
Сметана – «снятая часть скисшего
молока» – происходит от сметать – «сгребать,
собирать».
Впечатление исторически восходит
к слову печать. Это то, что впечаталось в
память.
Слово преодолеть родственно
существительному доля: одолеть – значит о
+ долеть «делить», от доля – «часть,
участь». Первоначально – «получить свою долю».
Слово забастовка, появившееся в России в
конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин
карточной игры – отказ продолжать игру, имеет
корень basta – «хватит».
Порой люди создают ложные объяснения
происхождения слов: пиджак – спинжак
(надевается на спину), скопидом «человек,
бережливый до скупости», – скупидом. Такие
смешные и неправильные объяснения ученые
называют «народной этимологией».
Упражнения
1. Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест,
ор_гинальный, ун_в_рситет;
ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель,
ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
атр_бут, д_летант, абон_мент,
прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
тр_диция, к_мпаньон, иде_логия,
п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
2. Вставьте пропущенные буквы,
определив происхождение слова:
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец
(пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить,
п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник,
соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
(Подсказки: петь, кислый/киснуть,
мять, клев (клевать – задевать, задирать
кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо»
(околица), чин – «порядок», «должность, звание»,
копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров,
черный, пальма: паломники возвращались из
святых мест с пальмовыми ветками; зеркало;
простой: простыня – из простого полотна,
белый).
3. Какой ряд целиком состоит из слов, в
которых пропущенные безударные гласные
проверяются ударением?
1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
Ответ: 3.
4. Какой ряд целиком состоит из слов, в
которых пропущенные безударные гласные не
проверяются ударением?
1) увл_кательный, оч_рование,
обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
Ответ: 2.
Чередование гласных в корне
Помимо корней с безударными гласными,
проверяемыми ударением, и с теми, которые
проверить нельзя, существуют корни с различными
чередованиями гласных.
Чередование гласных и/е в
корне
и перед суффиксом -а- |
е в остальных
случаях |
собирать – бир(а) –
запирать – пир(а) –
обдирать – дир(а) –
обтирать – тир(а) –
замирать – мир(а) –
выжигать – жиг(а) –
вычитать – чит(а) –
Исключения: сочетать, сочетание
расстилать – стил(а) –
блистать – блист(а ) – |
бер – соберет
пер – запереть
дер – обдерет
тер – обтереть
мер – замереть
жег – выжег
чет – вычет
стел – расстелить
блест – блестеть |
Как видно из таблицы, корней, в
которых и чередуется с е, всего девять.
При этом в корне пишется и перед
суффиксом -а-.
Корни с чередующимися гласными надо выучить,
чтобы не возникало соблазна в противоречащих
друг другу проверках. Например, слово затираю,
казалось бы, можно проверить словами протер
и протирка, а слово стелить – стелет
и подстилка. Какой же образец выбрать для
проверки? Никакой!
Противопоставление е и и
в корнях глаголов, как правило, соответствует
противопоставлению совершенного и
несовершенного вида: умереть – умирать,
затереть – затирать, выжечь – выжигать,
расстелить – расстилать, обдеру – обдираю.
Это чередование гласных является
очень древним, оно относится еще к
праславянскому периоду и встречается во всех
славянских языках. В отдельных корнях до сих пор
сохранились четыре ступени чередования – е – и
– о – ноль звука: соберу – собирать – сбор –
брать; умереть – умирать – мор – мрут.
Слова с о в корне «оторвались» от родного
гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы.
Они обросли уже своими словообразовательными
гнездами: сбор – сборище – сборник – собор –
соборный – соборность.
Упражнения
1. Определите, в какой строке на месте
пропусков должно быть только и.
1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.
Ответ: 2.
2. Определите, в какой строке на месте
пропусков должно быть только е.
1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.
Ответ: 3.
3. Распределите слова в два столбика:
один с и в корне, другой – с е.
Соб_ратель, расст_латься, п_рила,
обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться,
разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут,
изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать
(белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться,
заст_лить.
4. Распределите слова в два столбика:
в один поместите слова с чередующимися корнями, а
в другой – с корнями, проверяемыми ударением.
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный
(мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие
(обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать
(плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись
(проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.
Ответ:
чередующиеся корни: замереть,
умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты,
рассчитать, сосчитать;
проверяемые ударением корни: измерять
– мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять
– мерка, смириться – мир, примерявший –
примерка, читальный, вычитать (рукопись),
читательский – прочитанный, читка.
Чередование гласных о/а в корне
Корни с подобным чередованием делятся
на несколько групп.
1. Правописание корня зависит от
ударения. В тех гласных, которые стоят под
ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует
запоминать только безударные корни.
Под ударением |
Без ударения |
-гар- загар, огарок |
-гор- загорелый, угорел |
Исключения: выгарки,
изгарь, пригарь |
-зар- – -зор -
зарево, зори
-клан- – -клон- кланяться, поклон
-твар- – -твор- тварь, творчество |
-зар- заря,
озарить
-клон- склонение, наклонить
-твор- творение |
Исключение:
утварь |
2. Правописание корня зависит от
суффикса -а-.
В корне а перед
суффиксом -а-.
-кас- касаться, касательная
-лаг- полагаться, прилагательное |
В корне о в других
случаях
-кос- прикоснуться,
прикосновение
-лож- положить, изложение |
Исключение: полог |
3. Правописание корня зависит от
последующей согласной.
а перед ст, щ
-раст- – -ращ- возраст, растить,
выращивать, приращение |
о перед остальными
-рос- заросли, вырос |
Исключения: росток
(и образованные от него подросток, подростковый),
ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
|
а перед к о перед ч
ускакать, скакуны выскочу, подскочить |
о перед ч
ускакать, скакуны выскочу, подскочить |
Исключения: скачок, скачи,
скачу и др. |
|
К этому же случаю – зависимость от
последующей согласной – можно отнести и корни -лаг-
– -лож-.
4. Правописание корня в зависимости от
смысла.
-равн- корень со
значением «одинаковый, равный, сходный»
-ровн- корень со значением
«гладкий, ровный, прямой»
Подравняться, уравнение, подровнять,
уровень.
Исключения: равнина и
производные от него |
-мак- – корень со
значением «погружать, опускать в жидкость
-мок- – корень со значением
«впитывать, пропускать жидкость»
Макать в чай, обмакнуть в краску,
промокашка, вымокнуть под дождем |
Распознавать корни -равн-/-ровн-
бывает трудно, поскольку их значения часто
близки. Исторически они означали одно и то же,
но корень -ровн- исконно русский, а -равн-
по происхождению старославянский. Наиболее
частотные слова с этими корнями следует просто
выучить.
Чередование в корне -плов-/-плав-/-плыв-
не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец,
пловчиха, но плавучесть, плавучий;
ы – в словах плывуны, плывущий,
плывя.
Существует еще одно важное
чередование.
Ударное а или я в
безударном положении чередуется с -им или
-ин :
начать – начинать; принять
– принимать, понять – понимать, снять
– снимать, сжать -сжимать. При этом
правописание -им, -ин, как видно из
примеров, связано с последующим суффиксом -а-.
Упражнения
I.В каких словах надо вставить а?
1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.
Ответ: 1, 4, 5.
II. В каких словах надо вставить о?
1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).
Ответ: 1, 2, 4, 5
III. В каких словах надо
вставить а?
1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.
Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.
IV. В каких словах надо
вставить о?
1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.
Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.
V. Вставьте пропущенные буквы,
обозначьте корни.
ГРЕЦИЯ
Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце,
шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн,
которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн
подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные
глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины
гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция
– родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают
горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их
шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью.
У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых
м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами
бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и
пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу
свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине,
расст_лающейся между морем и горами, обл_ка
цв_точной пыли.
|