ИНФОРМАЦИЯ
Учительский марафон в большом зале
В большом зале Дома учителя состоялся
круглый стол «Обновление содержания школьного
курса русского языка». Основу его программы
составили два выступления. Канд. филол. наук
В.И.Капинос подробно рассказала о концепции,
положенной в основу проекта нового школьного
стандарта по русскому языку. В соответствии с
этой концепцией школьный курс предполагает не
только изучение системы языка, но и усвоение
законов и правил разных видов речевой
деятельности.
Доцент О.Н. Зайцева рассказала о
подготовленном ею факультативе по истории
русского языка. Цель этого факультатива –
пробудить у школьников интерес к выразительным
возможностям слова, а материалом служат
преимущественно тексты духовно-религиозного
характера.
Доклады вызвали немало вопросов и
оживленных выступлений с мест. Большая часть
вопросов и выступлений касалась проблем Единого
государственного экзамена. Общим знаменателем
учительских высказываний была тревога за
последствия введения ЕГЭ.
Вторая встреча в Большом зале была
названа «Что происходит в русском языке и как к
этому относиться школьному учителю». И.о.
директора Института лингвистики РГГУ доцент И.А.
Шаронов говорил об акцентных и морфологических
вариантах в современном русском языке и их
отражении в словарях. По мнению заведующего
Кафедрой теоретической и прикладной лингвистики
того же института и научного редактора нашей
газеты проф. С.И. Гиндина определяющим среди
изменений, произошедших в последние десятилетия
в русском языке, стало преобразование отношений
во внешней системе языка, в его
функционально-стилистической и социальной
структуре. Поэтому магистральные направления
обогащения содержания школьного курса, по мнению
докладчика, лежат в сближении курса с живой
жизнью языка. С.И. Гиндин показал, на каком
текстовом материале это обогащение можно
осуществить. Одновременно в докладе
подчеркивалось, насколько в нынешней ситуации
возрастает роль учителя русского языка и в
формировании языкового вкуса учащихся, и в самом
развитии языка.
В ответах на вопросы докладчик
постарался очертить круг наиболее значимых для
школы разновидностей речи.
Статьи по материалам ряда докладов
предполагается поместить на страницах нашей
газеты.
|