МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.Л. СТАРИКОВА,
гимназия № 1505,
г. Москва
Дидактический материалдля
комплексного повторения
По произведениям современной
женской прозы
Старшие классы
Комплексная
пунктуационно-орфографическая работа с текстом
– хороший тренинг на уроках русского языка в
старших классах. Эта работа помогает
сформировать у учащихся устойчивые навыки
правописания и закрепить их, а также формирует
стилистическое чутье, знакомит с определенными
текстовыми «клише», учит самостоятельно
составлять тексты.
Предлагаемые тексты могут быть использованы и
как раздаточный материал с последующей
проверкой (самопроверкой), и как диктанты для
того или иного вида контроля. Кроме того, тексты
позволяют проводить на уроках, зачетах и
экзаменах словарно-семантический анализ
(обращение к различным толковым словарям,
выяснение значения незнакомых слов, подбор
синонимов, антонимов, сферы использования новых
для учащихся лексических единиц и т.д.) и
речеведческий (строение текста, стиль речи, тип
речи, связь предложений, тема и основная мысль
автора, изобразительно-выразительные средства и
синтаксические фигуры и т.д.).
ТЕКСТ № 1
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; правописание приставок; удвоенные
согласные в корне слова; окончания и суффиксы
существительных; окончания и суффиксы
прилагательных; суффиксы глаголов; н – нн в
прилагательных и причастиях; правописание
наречий; сложные прилагательные.
Основные пунктограммы: однородные
члены предложения; однородные и неоднородные
определения; обобщающие слова при однородных
членах предложения; обособленные согласованные
определения; сложное предложение.
Через Бумажные ворота Дворца дожей она
вошла в арочн_ю га(л,лл)ерею двора. Там постро_лась
рота к_р_бинеров. Рыжий дюжий к_питан выкрик_вал
команды и все (н_)очень дружно поворач_вались то
(в)право то (в)лево. Трубач(?) в заст_ра(н,нн)_м
св_т_рке очень точно нежно и сильно вып_вал
длинные музыкальные фразы.
Она поднялась (на)верх и часа два
бе_думно бродила по (ош_ломляющ_)огромн_м р_скошн_м
залам подходила к окнам (по)долгу глядела на
призрачн_ю укута(н,нн)_ю туманом лагуну. На
набережной еще не выключ_ли ф_нари их св_чение в
утре(н,нн)_м сыр_м тумане образов_вало м_гич_ские
нежнейшие (бе_конечно)печальные круги… Ей
казалось что величие Венеци_ с ее выр_стающ_ми из
воды пр_красн_ми обшарп_(н,нн)_ми дворцами с ее
безумн_ми художниками готов_ми ра_писать небо ее
зы_кость пр_красная обв_тшалость скользкие
зеленые от водор_слей погрузивш_еся в воду нижние
ступени лес_ниц ее бе_числе(н,нн)ые мосты и блеск и
радость единстве(н,нн)_й в мире площад_ и л_ловый
шлейф ее ф_нарей и узкие г_ндолы и ф_нфары
стари(н,нн)ых печных труб все обрече(н,нн)о,
обрече(н,нн)о, обрече(н,нн)о…
…Она поднялась на мостик и узк_й
извил_ст_й улочкой вышла на людн_ю заставле(н,нн)_ю
деревя(н,нн)_ми рядами площадь. Это был
утре(н,нн)ий блоши(н,нн)ый рынок.
Стари(н,нн)ые лампы тка(н,нн)ые кошельки
серебр_(н,нн)ые ножи и вилки старое тускловатое
венец_анское стекло золоче(н,нн)ое п_нсне в
футляре наволочка на подушку все было
выброше(н,нн)о пр_боем врем_ни на эту площадь как
волны выбрас_вают на берег водор_сли р_кушки и
прочий морской сор. Часа полтора она провела под
навесами переходила от пр_лавка к пр_лавку
подолгу застр_вала возле какой(нибудь)
стекля(н,нн)_й ст_ту_тки или (не)обыкнове(н,нн)ых
часов или зеркала почти раз_еде(н,нн)_го проказой
врем_ни. (С,з)десь было весело. Даже в этот зя_кий
осенний день все что было выставле(н,нн)о
(на)продажу вазы цветы пр_чудл_вые рыбы и животные
перел_вающиеся под светом ф_нарей г_рело жарко
как высокий в_тра(ш,ж) в соборе в (пол)день.
(По Д.Рубиной)
Ключ к тексту № 1
Через Бумажные ворота Дворца дожей она
вошла в арочную галерею двора. Там построилась
рота карабинеров. Рыжий дюжий капитан выкрикивал
команды, и все не очень дружно поворачивались то
вправо, то влево. Трубач в застиранном свитерке
очень точно, нежно и сильно выпевал длинные
музыкальные фразы.
Она поднялась наверх и часа два
бездумно бродила по ошеломляюще огромным,1
роскошным залам, подходила к окнам, подолгу
глядела на призрачную, укутанную туманом лагуну.
На набережной еще не выключили фонари,2 их
свечение в утреннем сыром тумане образовывало
магические, нежнейшие, бесконечно печальные
круги… Ей казалось, что величие Венеции с ее
вырастающими из воды прекрасными обшарпанными
дворцами, с ее безумными художниками, готовыми
расписать небо, ее зыбкость, прекрасная
обветшалость, скользкие, зеленые от водорослей,
погрузившиеся в воду нижние ступени лестниц, ее
бесчисленные мосты, и блеск и радость
единственной в мире площади, и лиловый шлейф ее
фонарей, и узкие гондолы, и фанфары старинных
печных труб – все обречено, обречено, обречено…
…Она поднялась на мостик и узкой
извилистой улочкой вышла на людную, заставленную
деревянными рядами площадь. Это был утренний
блошиный рынок.
Старинные лампы, тканые кошельки,
серебряные ножи и вилки, старое, тускловатое
венецианское стекло, золоченое пенсне в футляре,
наволочка на подушку – все было выброшено
прибоем времени на эту площадь, как волны
выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий
морской сор. Часа полтора она провела под
навесами, (:)3 переходила от прилавка к прилавку,
подолгу застревала возле какой-нибудь
стеклянной статуэтки, или необыкновенных часов,
или зеркала, почти разъеденного проказой
времени. Здесь было весело. Даже в этот зябкий
осенний день все, что было выставлено на продажу:
вазы, цветы, причудливые рыбы и животные,
переливающиеся под светом фонарей, – горело
жарко, как высокий витраж в соборе в полдень.
ТЕКСТ № 2
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; мягкий знак после шипящих;
правописание приставок; удвоенные согласные в
корне слова; суффиксы и окончания
существительных и прилагательных; суффиксы
глаголов; н – нн в прилагательных и
причастиях; сложные прилагательные.
Основные пунктограммы: тире
между подлежащим и сказуемым; однородные члены
предложения; однородные и неоднородные
определения; обобщающие слова при однородных
членах предложения; обособленные согласованные
определения; вводные конструкции; сложное
предложение.
Кордова безусловно город мужского
рода. И дело даже не в (ощутимо)трагическ_м
напр_жени_ которое и_ход_т от беле(н,нн)ых стен
глухо сж_мающ_х пространство узких и_пеп_ля_мых
солнцем улоч_к.
В торжестве(н,нн)ой бел_зне стен возникают то
кова(н,нн)ые железом деревя(н,нн)ые черные ворота
то нав_сные (а,о)журные ф_нари. Под выступающ_м
к_зырьком плоских крыш(?) проложе(н,нн)ы трубы
водостока краше(н,нн)ые синей зеленой голубой
краской.
Войдеш_ в парадное и обомле_ш_ за
волшебным круж_вом в к_лыхани_ зеленоватого
как(бы) подводного света блеск фикусовых листьев
игра бликов на к_рамических плитках на бронз_вых
блюдах и утв_ри потае(н,нн)ое м_рцание образов и
л_мпад и (не)пр_ме(н,нн)ый бег воды в крошечных
домашних ф_нтанах поющих свои серебря(н,нн)ые
песенки за всем этим светоносность
чу_стве(н,нн)ость и благородная сдержа(н,нн)ость…
В Мадрид_ хорошо уютно спокойно.
…Старая сень_ра сидела на ступенях
Прадо. Все в ее облик_ надме(н,нн)ая спина в черных
одеждах высокая прич_ска с гребнем белейший
пе(н,нн)ый воротник и медленно та_щая длинная
сигарета меж(?) к_стлявых пальцев зав_р_жило меня.
Она перекинула ногу на ногу под черной юбкой и
(не)пр_ступно глядела прямо перед собой а я все
пыталась угадать нащупать представить сюжетные
ходы этой судьбы. Ждала ли она кого просто
медленно докуривала свою жизнь? Она щ_лкнула
засте_кой парч_вого ридикюля достала (от)туда
зеркальце с длинной узорной ручкой и тюбик
губной помады кропотливо подновила
(кроваво)красным р_звалины опуще(н,нн)ых губ
поднялась и вошла в музей.
(По Д.Рубиной)
Ключ к тексту № 2
Кордова, безусловно, город мужского
рода. И дело даже не в ощутимо трагическом
напряжении, которое исходит от беленых стен,
глухо сжимающих пространство узких,
испепеляемых солнцем улочек.
В торжественной белизне стен
возникают то кованные железом деревянные черные
ворота, то навесные ажурные фонари. Под
выступающим козырьком плоских крыш проложены
трубы водостока, крашенные синей, зеленой,
голубой краской.
Войдешь в парадное – и обомлеешь: за
волшебным кружевом в колыхании зеленоватого, как
бы подводного света блеск фикусовых листьев,
игра бликов на керамических плитках, на
бронзовых блюдах и утвари, потаенное мерцание
образов и лампад и непременный бег воды в
крошечных домашних фонтанах, поющих свои
серебряные песенки, (–) за всем этим
светоносность, чувственность и благородная
сдержанность…
В Мадриде хорошо, уютно, спокойно.
…Старая сеньора сидела на ступенях
Прадо. Все в ее облике: надменная спина в черных
одеждах, высокая прическа с гребнем, белейший
пенный воротник и медленно тающая длинная
сигарета меж костлявых пальцев – заворожило
меня. Она перекинула ногу на ногу под черной
юбкой и неприступно глядела прямо перед собой, а
я все пыталась угадать, нащупать, представить
сюжетные ходы этой судьбы. Ждала ли она кого,
просто медленно докуривала свою жизнь? Она
щелкнула застежкой парчового ридикюля, достала
оттуда зеркальце с длинной узорной ручкой и
тюбик губной помады, кропотливо подновила
кроваво-красным развалины опущенных губ,
поднялась и вошла в музей.
ТЕКСТ № 3
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; удвоенные согласные в корне слова;
правописание приставок; суффиксы и окончания
существительных; суффиксы и окончания глаголов; н
– нн в прилагательных и причастиях; не и ни;
слитное и раздельное написание не с
различными частями речи; правописание наречий.
Основные пунктограммы: тире
между подлежащим и сказуемым; однородные члены
предложения; однородные и неоднородные
определения; обобщающие слова при однородных
членах предложения; обособленные согласованные
определения; обособленные обстоятельства;
вводные конструкции; сложное предложение.
Старый человек как ноябр_ская яблоня
все в нем засыпает. В ожидани_ ночи
останавливаются древес_ные соки зябн_т и ледене_т
бе_чувстве(н,нн)ый корень и медле(н,нн)о
поворач_вается над головой р_гатая ветка
пыльного (М,м)лечного (П,п)ути. И запрокинув голову
прост_рев сухие сучья к м_хнатым от ин_я звездам
покорное бре(н,нн)ое создание ждет погружаясь в
др_моту (н_)чая (н_)воскресения (н_)весны ждет пока
(н_)накат_т все унося с собой безмол_ный глухой вал
времени.
…Мы выб_рем день запрем за собой двери
спуст_мся (в)низ по холодн_й лес_нице выйд_м в
душный утре(н,нн)ий город и уед_м на дачу. Там
шумит на тепл_м ветру ход_т волнами розовая трава
там сосновые иглы засыпают старое крыльцо там в
опустевш_м покинут_м доме словно легкий ш_рох
проносится тень той что жила простая как лист
ясная как свет тихая как утре(н,нн)яя вода наивно
пож_лавшая когда(то) быть самой любимой.
Мы сойдем с электричк_ на бето(н,нн)ый
голый пе(р,рр)он пройдем под оси(н,нн)ым
жу(ж,жж)анием проводов туда где за заро_шими
иван(чаем) полянами спит пустой дом где
разр_слась одичалая с_рень где по крыльцу ходит
ворон и где мыши говорят друг(другу) мы пока тут
поживем…...
Мы идем через траву (в)брод разводя
густые зар_сли руками как пл_вцы дост_ем ключи.
Старая кривая дача вязн_т в густых травах буд(то)
затонувшая ло_ка. В комнатах темно от с_рени сосны
(з,с)давили хрупк_ю выпукл_ю грудь в_(р,рр)анды
ломкие дудки подмаренника раскрыли белые зонт_ки
сильно кричит как(будто) волнуясь (не)ведомая
молодая птица.
Нет пока (н_)дорожек (н_)тропинок в
океан_ травы цветы еще (н_)примяты только там где
мы прошли от ворот к крыльцу угадывается глухой
готовый сомкнут_ся ко(р,рр)идор. Жаль обломать
плотн_ю туг_ю гро_дь с_рени на ней как на
искрящ_мся свеж_м наст_ лежит синяя снеговая тень.
Мы п_ем чай на в_(р,рр)анде. Слова падают
в тишину с_рень неторопливо вломилась в
распахн_тое окно и слушает покач_ваясь наши
пустые обещания (н_)выполнимые про(э,е)кты розовые
но быстро выцвета_щие мечты...… (Н_)правда (н_)кто
(н_)приед_т (н_)кому приехать ее больше нет она
стала тенью и ве_хое ее жилище разве_т ночной
ветер.
(По Т.Толстой)
Ключ к тексту № 3
Старый человек (–) как ноябрьская
яблоня: все в нем засыпает. В ожидании ночи
останавливаются древесные соки, зябнет и
леденеет бесчувственный корень и медленно
поворачивается над головой рогатая ветка
пыльного Млечного Пути. И, запрокинув голову,
простерев сухие сучья к мохнатым от инея звездам,
покорное бренное создание ждет, погружаясь в
дремоту, не чая ни воскресения, ни весны, ждет, (–)
пока не накатит, все унося с собой, безмолвный,
глухой вал времени.
…Мы выберем день, запрем за собой
двери, спустимся вниз по холодной лестнице,
выйдем в душный утренний город и уедем на дачу.
Там шумит на теплом ветру, ходит волнами розовая
трава, там сосновые иглы засыпают старое крыльцо,
там в опустевшем, покинутом доме, словно легкий
шорох, проносится тень той, что жила, простая, как
лист, ясная, как свет, тихая, как утренняя вода,
наивно пожелавшая когда-то быть самой любимой.
Мы сойдем с электрички на бетонный
голый перрон, пройдем под осиным жужжанием
проводов туда, где за заросшими иван-чаем
полянами спит пустой дом, где разрослась
одичалая сирень, где по крыльцу ходит ворон и где
мыши говорят друг другу: «Мы пока тут поживем…».
Мы идем через траву вброд, разводя
густые заросли руками, как пловцы, достаем ключи.
Старая кривая дача вязнет в густых травах, будто
затонувшая лодка. В комнатах темно от сирени,
сосны сдавили хрупкую выпуклую грудь веранды,
ломкие дудки подмаренника раскрыли белые
зонтики, сильно кричит, как будто волнуясь,
неведомая молодая птица.
Нет пока ни дорожек, ни тропинок в
океане травы, цветы еще не примяты, только там,
где мы прошли от ворот к крыльцу, угадывается
глухой, готовый сомкнуться коридор. Жаль
обломать плотную, тугую гроздь сирени: на ней, как
на искрящемся свежем насте, лежит синяя снеговая
тень.
Мы пьем чай на веранде. Слова падают в
тишину, сирень неторопливо вломилась в
распахнутое окно и слушает, покачиваясь, наши
пустые обещания, невыполнимые проекты, розовые,
но быстро выцветающие мечты… Неправда, никто не
приедет, некому приехать: ее больше нет, она стала
тенью, и ветхое ее жилище развеет ночной ветер.
Продолжение следует
|