Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2004

Я ИДУ НА УРОК

Н.Н. ИВКИНА,
Брянская обл.


О стыде перед русским словом

9-й класс

Заканчивая курс русского языка в 9-м классе, мы считаем необходимым поговорить о стыде перед русским словом, чтобы помочь учащемуся осознать, что его речь – его достоинство. На этом же уроке совершенствуем навыки конспектирования лекции, развиваем внимание, память, устную и письменную речь учащихся, решаем вопросы нравственного воспитания.

Перед уроком на доске записывается план лекции учителя:

I. Что такое сквернословие?

II. Опасность его распространения.

III. Решение проблемы сквернословия:

1.

2.

3.

IV. Советы, как беречь чистоту русской речи:

1.

2.

...

Уместно на уроке прозвучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать».

ХОД УРОКА

Урок начинается с определения его темы и цели.

Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше наша русская речь.

Дается задание учащимся: записать тезисы, опорные словосочетания, ключевые фразы для своего выступления по теме урока. Поможет план лекции, записанный на доске.

Лекция

На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.

Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непечатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно это – сквернословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.

Не говорите плохих слов сами. Я знаю: порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. Здесь спасительна мысль о том, что бывают периоды в жизни человека, когда нет рядом друзей, но остаются семья, работа, увлечения, учеба.

Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст». Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя его найти ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном напряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в качественном исполнении домашних дел.

А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.

Ругательству можно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день – мой главный день!». И приди в школу нарядным, наведи вокруг себя порядок, тепло улыбайся и сердечно похвали человека за мелочь. Помни о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так». А если не сдержались, попросите прощения.

Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Хорошие советы дает Булат Окуджава. Послушаем его песню «Давайте восклицать».

Обсуждение услышанного и записанного на уроке:

– О чем мы говорили на уроке? Какие вопросы затрагивали?
– Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь?
– Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд?
– Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили?
– Как эту проблему будете решать для себя?

Запишем вывод из сказанного: «Я исключение! Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль – это контроль изнутри!». Тренировочными упражнениями на данном уроке могут быть следующие.

Свободный диктант: предложение читается дважды; можно менять словесное выражение мысли, не искажая смысла фразы.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, то мы уже не поднимем незримую планку нашего авторитета.
Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.

Проверяем написанное: работаем над речевыми и грамматическими ошибками, объясняем трудные орфограммы и пунктограммы.

Синтаксический разбор предложения:

Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова. (Иоанн Златоуст, проповедник, патриарх Константинопольский)

Сочинение-миниатюра «Мое мнение о проблеме сквернословия».

И обобщат сказанное на уроке слова И.Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости, –
   Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
   Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
   Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
   Наш дар бесценный – речь.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru