ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Е.А.КАЦ,
г.Москва
Три текста на повторение орфографии и
пунктуации
10 - 11-е классы
Текст №1
Прочитайте текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Сколь бы з_гадочн_м явлен_ем
(н_)ост_валась молния все(же) н_кому в голову
(н_)пр_дет усомнит(?)ся в ее существовани_. Совсем
(по)иному относят(?)ся люди к шаровой молни_ многие
и по сей день сч_тают ее оптическ_й и(л,лл)юзией и
даже выдумкой. Ра_сказы людей видевш_х шаровую
молнию наталк_вают(?)ся порой на такое(же)
(не)доверие как ра_сказы о встречах с летающ_ми
тарелками. Так что на п_верку шаровая молния
(не)столько редкое сколько «социально скрытое»
явление многие оч_видц_ оп_сают(?)ся (не)доверия и
насмешек и (по)тому пр_дпоч_тают
(не)распр_странят(?)ся о виде(н,нн)_м. Между тем
и_следования пров_де(н,нн)ые только в одной
(не)больш_й д_лин_ в Австрийск_х Альпах пок_зали
что за шестьдесят лет на те(р,рр)_тории в сто
квадратных километров шаровую молнию видели
дев_тнадцать раз. Это значит что оч_видцев шаровой
молни_ г_раздо больше чем людей видевш_х место в
которое ударила обычная молния. В наш_й стране
данные наблюдений за шаровыми молниями
соб_рают(?)ся гру(п,пп)ами уче(н,нн)ых при
Ярославск_м государстве(н,нн)_м ун_верситете и при
Институте высоких температур в Москве. В банке
данных ро(с,сс)ийск_х уче(н,нн)ых есть в час(?)ности
информация о сорока пяти встречах вое(н,нн)ых
сам_летов с шаровыми молниями. Шесть из таких
«св_даний» закончились гибелью сам_летов.
Уче(н,нн)ым дов_лось узнать о губительных
свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры
электричества. Летом 1753 года профе(с,сс)ор Рихман
п_гиб наблюдая в П_тербурге за воздействием грозы
на изобрете(н,нн)ое им устройство для изм_рения
электрического поля в атмосфере. От
мета(л,лл)ического стержня отд_лился голубой
огне(н,нн)ый шар вел_чиной с кулак и ударил
Рихмана стоявш_го в шаге от пр_бора прямо в лоб.
При этом раздался треск напом_навш_й выстрел
из п_столета.
Шансы увидеть шаровую молнию весьма
(не)вел_ки пр_мерно один к десяти тысячам. Впрочем
есть люди для которых встреча с молнией правда не
шаровой а обыкнове(н,нн)ой дело привычное. В
американца Роя Салливана молния попадала семь
раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце
правой ноги во второй раз молния с_жгла ему брови
в третий кожу на левом плече в четвертый волосы в
пятый опять же волосы которые успели к тому
врем_ни зан_во отр_сти. Последние два п_падания
пр_шлись в ногу и в ж_вот. Теперь у Салливана
особые дов_рительные отн_шения с молнией. Перед
тем как в меня попадает молния ра_сказ_вает он
волосы нач_нают потреск_вать это верный с_гнал.
Через две с_кунды она в меня б(?)ет. Так что
спрятат(?)ся сами пон_маете я не успеваю.
(По материалам журнала «Гео»)
Задания
1. Определите стиль текста. Докажите
свое мнение.
2. Выделите в тексте признаки научного
стиля: а) слова, подчеркивающие логичность,
точность изложения; б) абстрактную лексику и
специальные термины (если они есть); в) сказуемые,
подчеркивающие объективность изложения.
Относится ли данный текст к научно-популярному
подстилю? Докажите.
3. Определите тип речи.
4. Какая связь (цепная иди параллельная)
предложений в первом абзаце?
5. Найдите ключевые слова, связывающие
предложения первого абзаца.
6. Определите время и вид
глаголов-сказуемых во втором абзаце.
7. Найдите в тексте вводные слова,
обороты и предложения. Определите их роль в этом
тексте. Какими синонимичными вводными словами,
оборотами и предложениями их можно было бы
заменить?
8. Произведите морфемный и
словообразовательный разбор выделенных слов.
9. Выпишите из текста два слова без
окончания и два с нулевым окончанием. Укажите их
часть речи.
10. Найдите слова с приставками на з(с),
объясни те их правописание.
11.Из предложений первого абзаца
выпишите сло восочетания, укажите главное и
зависимое слова, охарактеризуйте их по способу
связи.
12. Выпишите из текста примеры
различных типов сказуемых. Произведите их
синтаксический разбор.
13. Выпишите из текста не менее трех
примеров разных видов обстоятельств с теми
словами, от которых они зависят. Укажите вопрос,
на который каждое из них отвечает.
14. Укажите пример неполных предложений
(в том числе в составе сложного) и запишите, какие
члены опущены.
Текст для самоконтроля
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Сколь бы загадочным явлением ни
оставалась молния, все же никому в голову не
придет усомниться в ее существовании. Совсем
по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие
и по сей день считают ее оптической иллюзией и
даже выдумкой. Рассказы людей, видевших шаровую
молнию, наталкиваются порой на такое же
недоверие, как рассказы о встречах с летающими
тарелками. Так что на поверку шаровая молния – не
столько редкое, сколько «социально скрытое»
явление: многие очевидцы опасаются недоверия и
насмешек и потому предпочитают не
распространяться о виденном. Между тем
исследования, проведенные только в одной
небольшой долине в Австрийских Альпах, показали,
что за шестьдесят лет на территории в сто
квадратных километров шаровую молнию видели
девятнадцать раз. Это значит, что очевидцев
шаровой молнии гораздо больше, чем людей,
видевших место, в которое ударила обычная молния.
В нашей стране данные наблюдений за шаровыми
молниями собираются группами ученых при
Ярославском государственном университете и при
Институте высоких температур в Москве. В банке
данных российских ученых есть, в частности,
информация о сорока пяти встречах военных
самолетов с шаровыми молниями. Шесть из таких
«свиданий» закончились гибелью самолетов.
Ученым довелось узнать о губительных
свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры
электричества. Летом 1753 года профессор Рихман
погиб, наблюдая в Петербурге за воздействием
грозы на изобретенное им устройство для
измерения электрического поля в атмосфере. От
металлического стержня отделился голубой
огненный шар величиной с кулак и ударил Рихмана,
стоявшего в шаге от прибора, прямо в лоб. При этом
раздался треск, напоминавший выстрел из
пистолета.
Шансы увидеть шаровую молнию весьма
невелики – примерно один к десяти тысячам.
Впрочем, есть люди, для которых встреча с молнией
– правда, не шаровой, а обыкновенной – дело
привычное. В американца Роя Салливана молния
попадала семь раз. Первая встреча стоила ему
ногтя на пальце правой ноги, во второй раз молния
сожгла ему брови, в третий – кожу на левом плече,
в четвертый – волосы, в пятый – опять же волосы,
которые успели к тому времени заново отрасти.
Последние два попадания пришлись в ногу и в
живот. Теперь у Салливана особые, доверительные
отношения с молнией. «Перед тем как в меня
попадает молния, – рассказывает он, – волосы
начинают потрескивать – это верный сигнал. Через
две секунды она в меня бьет. Так что спрятаться,
сами понимаете, я не успеваю».
Текст № 2
Прочитайте текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
МИРАЖИ
1. Антонио Минази (м_нах)доминиканец из
итальянского города Реджо-ди-Каламбрия с
уд_влени_м устав_лся на море. 2. Там где обычно
корабли ра_секали носом волны в воздухе зависли
в_личестве(н,нн)ые замки. 3. А чуть подальше
движ_т(?)ся целое войско рыцарей в латах!
4. М_нах (на)столько был пор_жен
сверх_естестве(н,нн)ыми видениями что написал об
этом книгу. 5. Антонио поверил в м_раж призрак
внезапно по_вивш_йся в воздухе. 6. Конеч(?)но
(н_)каких дворцов там (не)было и в помине. 7. Сегодня
такие _вления мы называ_м фата-моргана по им_ни
л_г_ндарной феи Морганы которая согласно древн_му
пр_данию своим волшебством м_рочила людей.
8. М_ражи по_вляют(?)ся везде где
ч_редуют(?)ся слои теплого и х_лодного воздуха. 9.
На их границ_ и возн_ка_т столь (не)обычный
оптический э(ф,фф)ект воздух отр_жая лучи
пр_враща_т(?)ся в некое подобие зеркала. 10. Эти
картинки постоя(н,нн)о перем_щают(?)ся и мы вид_м
уд_вительные вещи которые на самом деле могут
находит(?)ся очень далеко от нас.
11. Такие пр_родные _вления часто можно
наблюдать напр_мер в пустынях где днем
раск_ле(н,нн)ый п_сок нагр_ва_т воздух (в)низу а
выше он остает(?)ся х_лодным. 12. Вот и нач_на_т
(в)дали бл_стеть чудес(?)ные озера. 13. Ах сколько
утомле(н,нн)ых зно_м путников обр_тало надежду!
14. Вода! Неужели вода?! ликовали они. 15. Чем
быстрее однако несчас(?)ные шли к спасительн_му
водоему тем дальше отступала от них заветная
синяя гладь. 16. Ясно это было (н_)какое не озеро а
всего лишь голубое небо вернее его отр_жение на
земле. 17. Бывало (из)за м_ража в пустын_ гибли целые
к_р_ваны. 18. «Зеркальный» слой воздуха может
распол_гат(?)ся и в небе. 19. Тогда на г_p_зонте
«рисуются» даже те пр_дметы которые находят(?)ся
далеко от нас. 20. Похоже име(н,нн)о так викинги
открыли Гренландию. 21. Древние мор_плаватели
случайно заметили в небе отр_жение далекого
острова когда более 1000 лет назад б_р_здили
Атлантический океан. 22. Ну а что же увид_л Антонио
Минази? 23. Кто знает! 24. Часто слои «зеркального»
воздуха смеш_вают(?)ся. 25. Тогда видны и вовсе
ф_нтастические картины. 26. Может быть так и
возн_кают «летающие тарелки»? 27. Однако все м_ражи
об_ед_ня_т одно достаточ(?)но легкого дуновения
ветерка чтобы они бе_следно и_чезли.
(По материалам журнала «Гео»)
Задания
1. Определите стиль текста. Докажите
свое мнение.
2. Определите тип речи.
3. Что выражено в заглавии – тема или
идея?
4. Найдите ключевые слова, связывающие
предложения первого абзаца.
5. Какие языковые средства,
используемые в данном тексте, сближают его с
научным и художественным текстами?
6. Найдите в тексте вводные слова и
обороты. Укажите номера предложений, в которых
они встречаются. Определите их роль в этом
тексте.
7. Выпишите из второго абзаца
существительные по группам в зависимости от их
лексико-грамматического значения: вещественные,
конкретные, отвлеченные, собирательные.
8. Найдите разносклоняемое
существительное, произведите его
морфологический разбор. Приведите еще примеры
таких слов.
9. Выпишите из предложений № 11–20 имена
прилагательные по разрядам, выделите в них
морфемы.
10. Выпишите глаголы, относящиеся ко II
спряжению, образуйте от них все возможные
глагольные формы.
11. Выпишите словосочетания (по одному
примеру) на каждый способ связи. Произведите их
разбор, укажите вид связи.
12. Укажите номера предложений, в
которых подлежащее одновременно является
средством связи простых предложений в составе
сложного.
13. Найдите в тексте сложное
предложение с сочинением и подчинением, укажите
его номер, составьте схему.
14. Найдите в тексте предложение с
однородными придаточными, укажите его номер,
составьте схему.
15.Какой частью речи является слово однако
в предложении № 27? В какой роли оно выступает в
предложении № 15?
Текст для самоконтроля
МИРАЖИ
Антонио Минази, монах-доминиканец из
итальянского города Реджо-ди-Каламбрия, с
удивлением уставился на море. Там, где обычно
корабли рассекали носом волны, в воздухе зависли
величественные замки. А чуть подальше движется
целое войско рыцарей в латах!
Монах настолько был поражен
сверхъестественными видениями, что написал об
этом книгу. Антонио поверил в мираж, призрак,
внезапно появившийся в воздухе. Конечно, никаких
дворцов там не было и в помине. Сегодня такие
явления мы называем фата-моргана – по имени
легендарной феи Морганы, которая согласно
древнему преданию своим волшебством морочила
людей.
Миражи появляются везде, где
чередуются слои теплого и холодного воздуха. На
их границе и возникает столь необычный
оптический эффект: воздух, отражая лучи,
превращается в некое подобие зеркала. Эти
картинки постоянно перемещаются, и мы видим
удивительные вещи, которые на самом деле могут
находиться очень далеко от нас.
Такие природные явления часто можно
наблюдать, например, в пустынях, где днем
раскаленный песок нагревает воздух внизу, а выше
он остается холодным. Вот и начинают вдали
блестеть чудесные озера. Ах, сколько утомленных
зноем путников обретало надежду! «Вода! Неужели
вода?!» – ликовали они. Чем быстрее, однако,
несчастные шли к спасительному водоему, тем
дальше отступала от них заветная синяя гладь.
Ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь
голубое небо, вернее, его отражение на земле.
Бывало, из-за миража в пустыне гибли целые
караваны. «Зеркальный» слой воздуха может
располагаться и в небе. Тогда на горизонте
«рисуются» даже те предметы, которые находятся
далеко от нас. Похоже, именно так викинги открыли
Гренландию. Древние мореплаватели случайно
заметили в небе отражение далекого острова,
когда более 1000 лет назад бороздили Атлантический
океан. Ну а что же увидел Антонио Минази? Кто
знает! Часто слои «зеркального» воздуха
смешиваются. Тогда видны и вовсе фантастические
картины. Может быть, так и возникают «летающие
тарелки»? Однако все миражи объединяет одно:
достаточно легкого дуновения ветерка, чтобы они
бесследно исчезли.
Текст № 3
Прочитайте текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ
С точк_ зрения зооморфологии
существе(н,нн)ых различий между в_зможностями
ч_ловеч_ской руки и лапы об_зьяны нет. Ч_ловек
б_рет мелк_й пр_дмет конч_ками больш_го и
ук_зательн_го пальц_в и ш_мпанзе делает точно
так(же) но чуть более (не)уклюже вот и вся разн_ца.
Однако если перечислить все что мож_т
ч_ловеческая рука (по)мимо хв_тания стан_т яс(?)но
(на)сколько д_леко мы ушли от своих лаза_щ_х по
д_ревьям предков. Красн_речивее всего об этом
св_детельствует язык на котором разг_варивают
глух_немые язык жестов. В этом языке руки
полностью б_рут на себя функции звучащ_й речи. Но
и просто разг_варивая друг с другом мы все равно
пом_га_м себе руками. Жест как правило сопутству_т
словес(?)ному об_яснению. Попробуйте например
об_яснить ребенку что такое винтовая лес(?)ница и
вы увид_те как ваша рука начнет эн_ргично р_совать
в воздухе петли с_рпантина. Речь и жест_куляция
прочно связа(н,нн)ы в наш_м мозгу. Люди которым во
время эксп_р_мента запр_щалось сопр_в_ждать б_седу
дв_жением рук г_в_рили г_раздо менее отчетл_во,
вяло с трудом формулир_вали мысль и путали
отдельные п_нятия.
Активная жест_куляция незам_нимый
помощ(?)ник речи когда орат_ру приход_т(?)ся
выступать на почтительн_м ра(с,сс)тояни_ от
публики. (По)этому актеры на сцене жест_кулируют
г_раздо активнее чем в кино. Адольф Гитлер брал в
двадцатые годы уроки у актера Базиля игравш_го в
пр_дворн_м т_атре г_роические роли. Вероятно у
него буду_щий фюрер научился прост_рать руки к
слушателям и пр_влекать их скорее жестами чем
аргументами. Жесты выдают ч_ловека когда он лжет.
Зрители которым было дано задание выр_жать
в_сторги по пов_ду заведомо бе_помощ(?)ного фильма
разобл_чали себя скудостью и (не)выразит_льностью
жест_куляци_. По (не)которым (не)зависимым от слов
дв_жениям вроде постук_вания пальцами по столу мы
мож_м судить о внутре(н,нн)ем состояни_
соб_седника угад_ва_м исходящ_ от него
добр_ж_лательность или угрозу. Другие дв_жения
например почес_вание затылка св_детельствуют о
(не)хватке слов или смущени_ говорящ_го. Может
быть в этом жесте залож_(н,нн)а так(же)
подс_знат_льная попытка ст_мулировать мозг. Этими
вопросами зан_ма_т(?)ся психология жестов. Она
однако соверше(н,нн)о бе_сильна перед загадкой
того как име(н,нн)о мозг к_нтролиру_т дв_жения рук
и включа_т их в контекст пов_дения и речи.
Получа_т(?)ся что мы пр_бл_зительно пр_дставля_м
себе связь моторики с абстрактным мышлени_м и
ос_зани_м но как и благ_даря чему действу_т эта
связь остает(?)ся для нас тайной за семью п_чатями.
(По материалам журнала «Гео»)
Задания
1. Определите стиль текста. Докажите
свое мнение.
2. Найдите фразеологизм в тексте,
объясните его значение.
3. Составьте схемы сложных предложений
первого абзаца.
4. Найдите вводные слова, выпишите их,
укажите значения, подберите к ним вводные слова с
тем же значением.
5. Выпишите сложные слова и укажите
способ образования.
6. Выпишите по два примера
согласованных и несогласованных определений с
определяемыми словами. Произведите разбор этих
словосочетаний.
7. Проиллюстрируйте данные правила
примерами из текста.
– Различается написание не с
отглагольными прилагательными на мый и с
причастиями на мый: при наличии
пояснительных слов первые пишутся слитно (как и
отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К
прилагательным на мый относятся слова,
образованные от непереходных глаголов или от
глаголов совершенного вида. На эти слова
распространяются общие правила написания не
с прилагательными, то есть они пишутся слитно и
при наличии пояснительных слов, а также в краткой
форме.
– Тире ставится между подлежащим и
сказуемым при отсутствии связки, если оба
главных члена предложения выражены
существительными в именительном падеже.
– Запятая и тире в сложноподчиненном
предложении ставятся в качестве единого знака
перед словом, которое повторяется для того, чтобы
связать с ним новое предложение или дальнейшую
часть того же предложения.
Текст для самоконтроля
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ
С точки зрения зооморфологии
существенных различий между возможностями
человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек
берет мелкий предмет кончиками большого и
указательного пальцев, и шимпанзе делает точно
так же, но чуть более неуклюже, – вот и вся
разница. Однако если перечислить все, что может
человеческая рука помимо хватания, станет ясно,
насколько далеко мы ушли от своих лазающих по
деревьям предков. Красноречивее всего об этом
свидетельствует язык, на котором разговаривают
глухонемые, – язык жестов. В этом языке руки
полностью берут на себя функции звучащей речи. Но
и просто разговаривая друг с другом, мы все равно
помогаем себе руками. Жест, как правило,
сопутствует словесному объяснению. Попробуйте,
например, объяснить ребенку, что такое винтовая
лестница, и вы увидите, как ваша рука начнет
энергично рисовать в воздухе петли серпантина.
Речь и жестикуляция прочно связаны в нашем мозгу.
Люди, которым во время эксперимента запрещалось
сопровождать беседу движением рук, говорили
гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом
формулировали мысль и путали отдельные понятия.
Активная жестикуляция – незаменимый
помощник речи, когда оратору приходится
выступать на почтительном расстоянии от публики.
Поэтому актеры на сцене жестикулируют гораздо
активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в
двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в
придворном театре героические роли. Вероятно, у
него будущий фюрер научился простирать руки к
слушателям и привлекать их скорее жестами, чем
аргументами. Жесты выдают человека, когда он
лжет. Зрители, которым было дано задание выражать
восторги по поводу заведомо беспомощного фильма,
разоблачали себя скудостью и невыразительностью
жестикуляции. По некоторым независимым от слов
движениям, вроде постукивания пальцами по столу,
мы можем судить о внутреннем состоянии
собеседника, угадываем исходящую от него
доброжелательность или угрозу. Другие движения,
например, почесывание затылка, свидетельствуют о
нехватке слов или смущении говорящего. Может
быть, в этом жесте заложена также
подсознательная попытка стимулировать мозг.
Этими вопросами занимается психология жестов.
Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой
того, как именно мозг контролирует движения рук и
включает их в контекст поведения и речи.
Получается, что мы приблизительно представляем
себе связь моторики с абстрактным мышлением и
осязанием, но как и благодаря чему действует эта
связь, остается для нас тайной за семью печатями.
|