Я ИДУ НА УРОК
Л.Г. ЗАЗУЛИНА,
школа № 57,
г. Оренбург
Скульптурные портреты А.С. Пушкина
Урок по развитию речи (2 часа)
9-й класс
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ «ПАМЯТНИК А.С.
ПУШКИНУ СКУЛЬПТОРА О.К. КОМОВА»
Цели: познакомить с памятником
А.С. Пушкину в Твери работы О.К. Комова, развивать
умение анализа скульптурного портрета поэта;
совершенствовать речевую практику учащихся.
Оборудование: оформить
выставку-стенд работ О.К. Комова,
А.М. Опекушина и М.К. Аникушина.
Эпиграф урока:
Пушкин принадлежит к вечно живущим и
движущимся явлениям, не останавливающимся на той
точке, на которой застала их смерть, но
продолжающим развиваться в сознании общества.
Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и
как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит
следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и
более верное, и ни одна никогда не выскажет всего.
В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
Первый этап
Осмысление темы урока и постановка его
целей в связи с высказыванием Белинского.
– Как этот эпиграф связан с новой
темой?
– Что ждете вы от урока? Сформулируйте сами цели
своей учебной деятельности.
Второй этап. «Погружение в тему»
Составьте словарный диктант из слов,
лексические значения которых сейчас прозвучат.
(Все значения даны по словарю С.И. Ожегова или
Словарю иностранных слов.)
Что это?
– Искусство создания объемных
художественных произведений путем резьбы,
высекания, лепки или отливки;
– скульптурное изображение человека или
животных;
– мемориальное архитектурное сооружение;
– скульптурное или архитектурное сооружение в
память кого-, чего-нибудь;
– памятник, сооружение в виде суживающегося
кверху столба;
– каменная плита или столб с надписью или
рельефным изображением;
– лепить из глины или высекать из камня
художественное изображение;
– скульптурное изображение головы или верхней
части тела человека;
– скульптурное изображение или орнамент,
выступающий на плоской поверхности менее чем на
половину объема изображаемого предмета;
– основание памятника, колонны, статуи;
– подножие статуи;
– большой памятник;
– скульптурное изображение, выступающее над
плоскостью фона более чем на половину своего
объема.
Словарный диктант
Скульптура, статуя, мемориал,
памятник, обелиск, стела, ваять, бюст, барельеф,
постамент, пьедестал, монумент, горельеф.
Задания:
1. Подчеркните слова-синонимы, отметьте
звездочкой многозначные слова.
2. Подберите однокоренные слова,
синонимы и антонимы к слову ваять.
3. Чем отличается стела от обелиска,
памятник от монумента, статуя от бюста, барельеф
от горельефа?
4. Где в нашем городе мы можем увидеть
эти архитектурные сооружения?
Третий этап
Повторение пройденного.
Сообщения учащихся.
– Что вы уже знаете о скульптурных портретах А.С.
Пушкина из уроков литературы?
Материал к сообщению о памятнике А.М.
Опекушина (1838–1923)
1) На одной из шумных площадей Москвы,
где почти никогда не прекращают движение потоки
людей и машин, на высоком постаменте стоит
бронзовая фигура поэта... На пьедестале всегда
лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег
драпирует памятник своим белым покровом. Этот
памятник, так полюбившийся москвичам и гостям
столицы, знают многие. Но немногие знают, что о
нем в свое время писали и спорили, восхищались им
И.С. Тургенев и Г.И. Успенский, А.Ф. Писемский и А.А.
Фет, А.Ф. Кони и В.В. Стасов, И.Н. Крамской и П.М.
Третьяков, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Э.Г.
Багрицкий и многие другие.
(И.М. Суслов)
2) Пушкин родился в Москве, провел в ней
детские годы, а будучи уже прославленным поэтом,
неоднократно навещал родной город. Сколько раз
он проезжал и проходил здесь, где теперь стоит в
бронзе. Смотришь на его изваяние, и в голову
приходят пушкинские строки:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Уже пошло второе столетие, как сюда идет и
стар и млад, а у подножия – почти всегда цветы.
Идею увековечить память поэта первым выдвинул
В.Г. Белинский. Памятник был открыт в 1880 году в
конце Тверского бульвара. Сбор средств
проводился по всей России. Автор скульптуры –
А.М. Опекушин, сын крепостного крестьянина;
проект пьедестала выполнил архитектор И.С.
Богомолов. Открытие памятника превратилось в
большое торжество, в котором участвовали
виднейшие русские писатели.
Знаменитый русский писатель И.С. Тургенев при
открытии памятника сказал пророческие слова:
«Сияй же, как он, благородный медный лик,
воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и
гласи грядущим поколениям о нашем праве
называться великим народом, потому что среди
этого народа родился, в ряду многих великих, и
такой человек!».
(И.Мячин)
3) «Уходим мы или приходим, а он –
всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в
заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда
стоит» – так определила Марина Цветаева
бессмертие поэта, воплощенного в его памятнике...
Пушкин в изображении Опекушина уже не
возвышенный поэт-олимпиец, ...а конкретный
человек, значительно более близкий нам и живой...
Это образ большого внутреннего содержания,
пленяющий своей одухотворенностью. С каким
мастерством переданы в лице работа мысли,
погруженность в себя, даже сам момент
творчества!.. Простота и величие, ясность и
скорбность, открытость и погруженность в себя
гармонично сочетаются в этом образе поэта.
Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а
лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался,
Опекушин приподнял памятник над обыденностью,
суетой жизни. Его Пушкин шествует через века,
смотрит сквозь время. ...«Я воздвиг памятник» –
строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к
своему стихотворению, в полной мере применима к
бронзовому изваянию Опекушина.
(Е.В. Павлова)
Материал к сообщению о памятнике М.К.
Аникушина (1917–1997)
1) Михаил Константинович Аникушин
получил первое место на Всесоюзном конкурсе
1949 года за сооружение памятника А.С. Пушкину в
Ленинграде. Хрупкая, изящная фигура поэта
застыла как бы в момент чтения стихов. Позже
Аникушин объяснил свой замысел: «Пушкин очень
яркий человек по характеру, прост в своих
действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался
отбросить все детали, которые заслонили бы это
живое изображение нашего великого поэта... Я
хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина
веяло радостью и солнцем... Эта работа, которая
продолжалась более семи лет, была осуществлением
творческой мечты. И работали мы с архитектором
В.А. Петровым с большим подъемом, стремясь найти
наиболее верное решение этого памятника... Мне
хотелось выразить в нем обаяние Пушкина,
благородство характера, его любовь к свободе,
мечты о светлом будущем России...».
(О.В. Яхонт)
2) К Аникушину, создателю скульптурной
Пушкинианы, поэзия Пушкина с ее живым, гибким,
страстным, певучим словом и дивными сказками
пришла еще в детстве. Пришла и навсегда осталась
в сердце скульптора.
Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в
атмосфере его поэзии. Он стремился прочесть
Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта
во взаимосвязи с его поэзией, пластически
выразив свое понимание Пушкина. Скульптор
следовал правде не бытовой, а поэтической и
внешнее сходство подчинял сходству образному.
Его Пушкин одухотворен и поэтичен.
(А.Замошкин)
3) Монумент был воздвигнут в 1957 году на
площади Искусств, где находится здание Русского
музея, построенного Росси, и памятник мог войти в
сложившийся ансамбль лишь при условии строгого
учета классических традиций. Отказавшись от
решения формы крупными объемами,
несвойственными ваянию пушкинской поры, мастер,
однако, для своего творения нашел современное
звучание в широких и свободных ритмах. Их рождает
вольный жест отведенной вправо руки поэта,
словно приветствующего этим движением
восходящее солнце нового дня, а также линия
динамично отброшенной свежим утренним ветром
полы сюртука. Перед зрителем – Пушкин,
певец-гражданин, возвещающий народу, что тьма
неминуемо скроется и воссияет заря свободы.
(И.И. Пикулев)
Четвертый этап
Пушкиниана О.К. Комова (1932–1994)
а) Слово о скульпторе.
Есть в искусстве так называемые
«пробные камни». Скажем, для актера – роль
Гамлета, для балерины – роль Жизели. Для
скульптора – это образ Пушкина.
Олег Константинович Комов, народный художник
РСФСР, член-корреспондент Академии художеств
России, к образу Пушкина пришел не сразу. Первые
его работы были окрашены особым лиризмом, а
обратился он к малой пластике: «Девушка с
телефоном», «Моющая полы», «Зеркало», «Стекло»,
«Девушка, протирающая окна». Работы были сразу
замечены, доброжелательно приняты публикой,
некоторыми критиками.
Впервые к образу Пушкина Комов обратился в 1965 г.,
когда создал миниатюрную бронзовую статуэтку
«Пушкин и Пущин», а затем «Пушкин и Гончарова».
Именно они послужили основой памятника в
Молдавии (1972), в Твери (1974), Болдине (1979), в Пскове
(1983).
«Работая над каждым из них, я старался взглянуть
на поэта под разным углом, а это очень сложно, –
признавался О.Комов. – Когда я закончил свой
четвертый памятник Пушкину – с няней, мне
думалось, что я высказался до конца. И только
теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой
Пушкин впереди и я только на подходе к нему».
б) Беседа о памятнике А.С. Пушкину в
Твери.
1) Что вы знаете об истории создания
этого памятника?
Композицию памятника подсказал Комову рисунок
самого Пушкина на полях рукописи «Евгения
Онегина», где поэт изобразил себя вместе с героем
романа на берегу Невы. Скульптор вначале
выполнил статуэтку, которую назвал «Белая ночь»,
и ее композицию почти полностью использовал для
решения памятника.
2) На каком фоне изображен скульптурный
портрет Пушкина? Вспомните, где установлены
памятники Опекушина и Аникушина. Как
местоположение скульптуры влияет на ее
содержание, характер модели?
Неудачно вписанный в архитектурное окружение
памятник никто не заметит, он как бы перестанет
существовать. Поэтому монументальность моделей
Опекушина и Аникушина подчеркивается
пространством Тверского бульвара и площади
Искусств. Памятник работы О.Комова вызывает
ощущение легкости и свободы благодаря простору
протекающей за памятником Волги и открывающейся
на другом берегу панораме Твери.
3) О.Комов – мастер детали, и это
помогает ему удачно организовать пространство
около памятника. Как влияют детали на восприятие
скульптурного изображения поэта?
Комов, организуя пространство около памятника,
вводит в него подлинные детали городского
ансамбля начала XIX века – старые фонари, решетку
набережной, перед памятником даже была вымощена
брусчатка, воссоздающая атмосферу пушкинского
времени. Эти детали усиливают лирическую сторону
созданного образа.
4) Опишите позу скульптурного портрета
А.С. Пушкина.
В старом парке на берегу Волги, у ажурной ограды,
облокотившись на нее и глядя на текущую вдаль
реку, спиной к обрыву стоит Пушкин. Правая рука
поэта согнута в локте, через нее перекинут плащ,
часть которого падает свободными складками на
решетку. Еще издали, увидев силуэт фигуры,
понимаешь, что это Пушкин.
5) Всмотритесь в скульптурный лик
Пушкина. Что нового привнес в характер поэта
О.Комов по сравнению с предшественниками?
У Опекушина Пушкин грустный, задумчивый, он
несколько устало и тяжело склонил голову и
смотрит на зрителя сверху, он будто одинок среди
людей. У Аникушина – вдохновенный поэт, пророк,
он как бы немного возвышается над толпой. У
Комова Пушкин легок, светел, изящен, задумчив и
серьезен одновременно. Поэт не над людьми, а с
людьми и лишь своей исключительностью,
гениальностью возвышается над ними, причем в его
фигуре чувствуется движение. У Опекушина Пушкин
застыл в глубокой задумчивости. У Комова поэт
только что повернул голову, и создается
впечатление, что в следующую минуту он обернется
к нам. Приближенность к зрителю, возможно,
достигается еще и тем, что комовский памятник
невелик по размеру, всего в полтора раза больше
натуральной величины. Эта приближенность
персонажа к зрителю свойственна всем памятникам
Комова.
6) Прочитайте еще раз эпиграф к уроку,
где критик Белинский определил поэта как явление
вечно живущее и движущееся. Что нового в
понимание Пушкина привнес памятник, созданный
почти нашим современником – скульптором
О.Комовым?
Пушкин скульптора Комова кажется запечатленным
здесь документально точно, но в то же время нет
ощущения временной отдаленности от нас поэта,
будто все случилось не когда-то, а именно сегодня.
Иными словами, ощущаешь современность
скульптуры. Наверное, потому, что комовский
Пушкин отвечает нашему сегодняшнему
представлению о поэте.
Пятый этап. Деловая игра
Закрепление полученных знаний.
Задания группе
«Корреспонденты».
1. Вставьте пропущенные в тексте
орфограммы и пунктограммы, обозначьте их
графически.
2. Используя данную статью, напишите
интервью со скульптором О.К. Комовым. Разыграйте
интервью перед классом.
Мадрид, 28 января 1981 года.
«Тысячи жителей столицы Испании приняли участие
в церемони_ открытия памятника А.С. Пушкину в
городском парк_ Фуэнте дель Берро.
Мэр Мадрида Энрике Тьерно Гальван торжестве_о
снял п_крывало с м_нумента...»
«Память, фотографии выре_ки из газет вспоминает
скульптор О.К. Комов сохр_нили этот дор_гой для
меня момент жизн_. Должен отмет_ть что на Западе
очень вн_мательно относятся к мест_пол_жению
памятника. Я доволен что точка зрения тех кто
определял мадридский адрес Пушкина, совпала с
моей. Хорошо конечно когда поэт стоит на большой
площад_. Вокру_ к_пит жизнь. Трол_ейбусы трамваи
спешащие люди. Но мне кажется (не)плохо если около
памятника господству_т тишина едва слыш_н шум
ветра поют птицы время от времен_ хрустит грав_й
на доро_ке в такт шагам случайных прохожих.
Думается такая обстановка дает возможность
мысле_о бесед_вать с поэтом, как бы войти с ним в
психологический контакт. И именно такое общение
ра_крыва_т человечность гения.
Первой моей попыткой изобразить поэта был эски_
«Пушкин, опирающ_йся на колонну». Я пытался уже и
тогда найти тот почти (не)заметный узелок который
свяжет во_дино традиции классики и совреме_ости.
Именно этот эски_ и перерос потом в памятник
Пушкину в молдо_ском селе Долна и в Мадрид_».
(О.К. Комов)
Задания группе «Экскурсоводы».
1. Вставьте пропущенные в тексте
орфограммы и пунктограммы, обозначьте их
графически.
2. Перед вами первая «пушкинская»
работа О.Комова. Это маленькая статуэтка из
бронзы «Пушкин и Пущин. Село Михайловское».
Используя данный текст, расскажите об этой
работе, дополнив своими наблюдениями.
Пушкин сидит на скамье о_хвати_ к_лено
руками. Он застыл в характерной позе в состояни_
активн_ покоя. Рядом ст_ящий Пущин смотр_т выше
г_л_вы Пушкина задумался или заслушался.
Интересно что жанровая на первый взгля_ сцена на
наших глазах пр_обрета_т новое звучание. Мы
(не)вид_м действия. Фигура наход_тся в поко_.
Возможно Пушкин читает (в)слух свои стихи и его
друг прон_кновенно слушает главное что между
ними образу_тся внутренняя связь воспринима_мая
нами через удачную композиц_ю ритм линий движени_
форм очертания с_луэта. «Два человека в п_ртрете
говорил В.А. Фаворский это не один плюс второй а
что(то) совсем иное что (не)пр_надлежит (ни)тому
(ни)другому человеку. Вероятно это пространство
которое возника_т между ними со всем своим
эмоц_ональным содержанием». В групповом портрете
А.Пушкина и И.Пущина скульптор пластическ_м
языком (не)обыкнове_о богатым и ясным создает
атмосферу поэтического творчества.
В дальнейшей работе над образом Пушкина Комов
о_ход_т от подобной трактовк_ образа он
пре_почита_т путь более сложный хотя и
традицио_ый, – создание психологического
портрета-памятника в котором классическая
строгость композиц_и соч_тается с трепетным
желанием передать существо духовной жизни поэта.
(О.В. Яхонт)
Задания группе «Редакторы».
1. Вставьте пропущенные в тексте
орфограммы и пунктограммы, обозначьте их
графически.
2. Напишите вступительную статью к
каталогу скульптурных произведений О.Комова,
используя материал урока и текста.
В пят_десятые годы когда формир_валось
мирово_рение Комова художника и человека в
изобразительном иску_тве еще были сильны
традиц_и 30–40-х годов. С одной стороны это были
работы проникнутые пафосом строительства
м_л_дого государства (яркий пример – скульптуры
Мухиной) с другой стороны созд_вались
произведения показывающие жизнь пр_украше_о
пр_глаже_о.
Студенты заполнивш_е мастерские художестве_ых
вузов после войны выступили с новой программой
пр_зывая обратит_ся к человеку сегодняшнего дня.
«Ч_ткой программы у нас (не)было вспомина_т Комов
направление возникло стихийно. Это была обыч_ная
реакц_я последующих поколений на иску_тво
предыдущих. Оно получило название “суровый
стиль”».
У Комова нет пр_ходных стандартных работ. В
разных жанрах малая пластика монументальная
скульптура п_ртрет рисунок он поднима_тся до
уровня подлинного иску_тва. А как много_бразен
кру_ его интересов! Салтыков-Щедрин Суворов Репин
Дмитрий Донской Козьма Минин Рублев Венецианов
Пушкин Лермонтов Чайковский Гагарин Королев
Курчатов... И в каждой работе проникновение в
духовный мир героя вера в творческую мысль в
духовную крас_ту человека.
(И.Лобанова)
Шестой этап
Проверка творческих заданий.
– Чем вас обогатил сегодняшний урок?
Домашнее задание
Опишите памятник А.С. Пушкину в Твери
скульптора О.К. Комова.
Литература
1. Замошкин А. Михаил
Константинович Аникушин. Л., 1979.
2. Суслов И.М. Памятник Пушкину в
Москве. М., 1968.
3. Павлова Е.В. Пушкин в портретах. В
2 тт. М., 1983.
4. Пикулев И.И. Русское
изобразительное искусство. М., 1977.
5. Яхонт О.В. Советская скульптура.
М., 1988.
6. Лобанова И. Открыть новое. (Журнал
«Смена», 1985 г.).
7. Комов О.К. «Как дань привычную,
любовь я пронесу». (Журнал «Творчество», 1986 г.).
|