МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Н.А.ШАПИРО
Полезные мелочи
В последнем выпуске этого учебного года мы
помещаем «мелочи», которые учителю уже не
удастся использовать немедля. Но, может быть, они
окажутся кстати в первые сентябрьские дни, когда
дети захотят рассказать вам о летних
путешествиях, о недавних победах или о съеденных
за каникулы фруктах, а вы им – об основных
принципах постановки знаков препинания.
Хорошего вам лета, дорогие коллеги!
1. Веселые классики
В 2003 году в издательстве «Детская
литература» вышла книга «Классики: лучшие стихи
современных детских писателей», которая на одной
из первых страниц названа
«хохотательно-литературно-художественным
изданием для детей от 7 до 70 лет». Книжка
действительно веселая, красивая – и очень
пригодная для разнообразного использования на
уроках русского языка. Скажем, изучая омонимы, вы
можете, сообщив ее название, предложить ученикам
догадаться, что изображено на ее обложке. Вот
будет радость, если кто-нибудь сообразит, что
языковую игру создатели начали прямо с обложки и
расчертили ее пронумерованными клетками –
«классиками» (а не заполнили портретами
выдающихся поэтов, как можно было бы
предположить)! Многие коротенькие стихотворения
окажутся для учителя очень полезными мелочами.
Например, такие миниатюры Сергея Белорусца,
которые способны заменить подробный рассказ о
том, что не у каждого глагола образуются все
теоретически возможные формы и что если их
все-таки можно образовать, то делать это нужно
аккуратно, чтобы не попасть в смешное положение.
И ТЫ ЗАПОМНИ…
– На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай,
И не едь,
И не ездий никогда,
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!
НАУКА ПОБЕЖАТЬ
Прежде чем кого-то победить,
Надобно себя же убедить
В том, что ты способен побеждать.
Чтоб в итоге первым прибежать,
Я себя сначала убедю,
А потом так резво побежу,
Что кого угодно побежу.
В общем, всех на свете побежду
И любого в этом убежду!..
Если очень-очень захотишь,
То и убедишь, и победишь!
2. Скромное обаяние хозяев
Ученики Ирины Самуиловны Савельзон,
помогая себе и товарищам запомнить, как
образуется форма множественного числа
родительного падежа от некоторых «вкусных»
существительных, сочинили сказочку о том, как
однажды фрукты собрались на свой фруктовый бал и
семьи приехавших с юга абрикосов, мандаринов,
апельсинов явились очень нарядные, в одежде со
шлейфами – окончанием -ов, а местным жителям,
яблокам, как хозяевам бала, неприлично было так
наряжаться, вот и явилось семейство яблок без
всяких шлейфов – но все равно выглядело отлично.
На всякий случай напомним, что на этот бал не были
приглашены овощи – огурцы и помидоры, а также
чересчур экзотичные фрукты, еще не научившиеся
склоняться по-русски, – такие, как киви и авокадо.
3. Стена, но с окошком
Рассказывает Юлий Анатольевич Халфин.
Однажды я решил дать всю пунктуацию в
4-м классе. Мы выяснили, что точка – это стена,
которая разделяет две комнаты. Точка с
запятой – это тоже довольно основательная
перегородка, но не доверху. Запятая – низенькая
перегородочка. А потом, когда я объяснил смысл
двоеточия и сослался на Маршака («В оба глаза я
гляжу, за порядком я слежу»), один мальчик сказал,
что двоеточие – это тоже стенка, разделяющая
комнаты, но в ней окошко, и через него видно, что в
другой комнате.
|