ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
И.Л. СТАРИКОВА,
гимназия № 1505,
г. Москва
Продолжение. Начало в № 20/2004
Дидактический материал для
комплексного повторения
По произведениям современной
женской прозы
Старшие классы
ТЕКСТ № 4
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; удвоенные согласные в корне слова;
правописание приставок; суффиксы и окончания
существительных; суффиксы глаголов; н – нн в
прилагательных и причастиях; не и ни;
слитное и раздельное написание не с
различными частями речи; правописание наречий.
Основные пунктограммы: однородные
члены предложения; однородные и неоднородные
определения; обобщающие слова при однородных
членах предложения; обособленные согласованные
и несогласованные определения; обособленные
обстоятельства; конструкции, вводимые
сравнительными союзами; сложное предложение.
За ноч(?) и_чезли все горо_ские дворники.
Усатые и лысые с сизыми носами гр_мадные глыбы в
к_ричневых тел_грейках с прокуре(н,нн)ыми зычными
голосами дворники всех мастей похожие на
(Ч,ч)еховских извоз_иков все вым_рли за сегодн_шн_ю
ноч(?).
(Н_)кто (н_)см_тал с тро(т,тт)уаров в кучи ж_лтые и
красные листья валявш_еся на земле как дохлые
золотые ры_ки и (н_)кто (н_)будил меня утром
перекл_каясь и гр_мя ведрами.
А в прошлый четверг когда мне соб_рался пр_снит_ся
(н_)обыкнове(н,нн)ый сон даже (н_)сон еще а только
ощущение надв_гающ_гося снов_дения без событий и
действующ_х лиц сотк_(н,нн)ое из радос_ного
ож_дания меня разбудили дворники. Они гр_мели
ведрами и шарк_ли метлами по тро(т,тт)уару см_тая в
кучи пр_красные мертвые листья вчера еще
струивш_еся в воздух_ словно золотые рыбки в
аквар_уме. Я проснулась и увид_ла что деревья
пож_лтели вдруг за одну ноч(?) как с_деет за одну
ноч(?) человек переживший тяж_лое горе. Даже
деревц_ посаже(н,нн)ое мной весной на
су(б,бб)отнике стояло теперь вздраг_вая
золотистой ш_в_люрой и было похоже на ребенка с
взлохмаче(н,нн)ой рыж_й головой.
А сегодня ночью все горо_ские дворники и_чезли. И
это было просто (з,с)дорово город завале(н,нн)ый
листьями. (Н_)наводнение а налистнение…...
(По Д.Рубиной)
Ключ к тексту № 4
За ночь исчезли все городские
дворники. Усатые и лысые, с сизыми носами,
громадные глыбы в коричневых телогрейках, с
прокуренными зычными голосами, дворники всех
мастей, похожие на чеховских извозчиков, все
вымерли за сегодняшнюю ночь.
Никто не сметал с тротуаров в кучи желтые и
красные листья, валявшиеся на земле, как дохлые
золотые рыбки, и никто не будил меня утром,
перекликаясь и гремя ведрами.
А в прошлый четверг, когда мне собирался
присниться необыкновенный сон, даже не сон еще, а
только ощущение надвигающегося сновидения, без
событий и действующих лиц, сотканное из
радостного ожидания, меня разбудили дворники.
Они гремели ведрами и шаркали метлами по
тротуару, сметая в кучи прекрасные мертвые
листья, вчера еще струившиеся в воздухе, словно
золотые рыбки в аквариуме. Я проснулась и
увидела, что деревья пожелтели вдруг за одну
ночь, как седеет за одну ночь человек, переживший
тяжелое горе. Даже деревце, посаженное мной
весной на субботнике, стояло теперь, вздрагивая
золотистой шевелюрой, и было похоже на ребенка с
взлохмаченной рыжей головой.
А сегодня ночью все городские дворники исчезли. И
это было просто здорово : // – 1 город, заваленный
листьями. Не наводнение, а налистнение...…
ТЕКСТ № 5
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; удвоенные согласные в корне слова;
правописание приставок; гласные после шипящих и ч;
суффиксы и окончания существительных; суффиксы и
окончания прилагательных; суффиксы и окончания
глаголов; н – нн в прилагательных и
причастиях; гласные в причастиях; правописание
наречий.
Основные пунктограммы: однородные
члены предложения; однородные и неоднородные
определения; обособленные согласованные
определения; обособленные обстоятельства;
уточняющие члены предложения; сложное
предложение.
Далеко за городом за пустырями окра_н
за сорными ольховыми перелесками в стороне от
больших дорог (по)среди сосновых лесов и полян
иван(чая) заброш_(н,нн)ая окруж_(н,нн)ая разро_ш_йся
с_ренью тихо старе_т дача. Ржаве_т замок
подгн_вает крыльцо чертополох заглушил
цветочные гря_ки и од_чавшая отойдя от забора
(с)начал_ (н_)смело потом все увере(н,нн)ее движ_тся
по саду малина спл_таясь с кр_пивой в колюч_ю
изгородь.
...…Надвигает_ся август спускает_ся вечер. Спиной
к нам лицом к закату стоит ч_рный лес смотр_т как
высоко над головой в апельси(н,нн)ых морях
дог_рают жи_кие а(л,лл)ые острова. Вышла первая
звезда и подб_рается ночная сырость. Женщины
с_дящие на крылечках натяг_вают подолы на колени
говорят тише подняв темные лица к небес_ной
тиш_не. Ч_рный кот бе_шумно выход_т из ч_рной травы
кл_дет на ступеньку ч_рную мышку. Скоро погасн_т
последний небес_ный остров с востока надвин_тся
тьма озеро глухо заговорит тяж_лыми волнами;
завороч_ется клубами застон_т ра_прямляясь дикий
озерный ветер и понесет_ся в безлюдные темные
просторы с единстве(н,нн)ой осенн_й целью
пр_гибать кусты р_нять созревшие сем_на гнать
колючие без_мя(н,нн)ые клубки по остывающ_м
клеверн_м д_линам по (н_)хоже(н,нн)ым перелескам и
загудев взв_ваясь к растр_воже(н,нн)ому небу
(з,с)дует первый пуч_к слабых (мимо)летных
соскальз_вающих в без_ну звезд.
Поз_ней ночью (в)новь подним_тся ветер и пролетев
над бушующ_м пусты(н,нн)ым озером и набрав
вод_(н,нн)ой пыли и гула безлюдных просторов
сорвет с крыши железный лист и погромыхав им
швыря_т в сад. Св_стит пр_гибающаяся под ветром
трава сыпл_тся на влажн_ю ночн_ю землю дикие ягоды
семена диких р_стений что(бы) прор_сти мрачным
ур_жаем дракон_их зубов.
(По Т.Толстой)
Ключ к тексту № 5
Далеко за городом, за пустырями окраин,
за сорными ольховыми перелесками, в стороне от
больших дорог, посреди сосновых лесов и полян
иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся
сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок,
подгнивает крыльцо, чертополох заглушил
цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора,
сначала несмело, потом все увереннее движется по
саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую
изгородь.
…Надвигается август, спускается вечер. Спиной к
нам, лицом к закату стоит черный лес, смотрит, как
высоко над головой в апельсинных морях догорают
жидкие алые острова. Вышла первая звезда, и
подбирается ночная сырость. Женщины, сидящие на
крылечках, натягивают подолы на колени, говорят
тише, подняв темные лица к небесной тишине.
Черный кот, бесшумно выходит из черной травы,
кладет на ступеньку черную мышку. Скоро погаснет
последний небесный остров, с востока надвинется
тьма, озеро глухо заговорит тяжелыми волнами;
заворочается клубами, застонет, распрямляясь,
дикий озерный ветер и понесется в безлюдные
темные просторы с единственной осенней целью –
пригибать кусты, ронять созревшие семена, гнать
колючие безымянные клубки по остывающим
клеверным долинам, по нехоженым перелескам и,
загудев, взвиваясь к растревоженному небу, сдует
первый пучок слабых, мимолетных, соскальзывающих
в бездну звезд.
Поздней ночью вновь поднимется ветер и, пролетев
над бушующим пустынным озером и набрав водяной
пыли и гула безлюдных просторов, сорвет с крыши
железный лист и, погромыхав им, швыряет в сад.
Свистит пригибающаяся под ветром трава, сыплются
на влажную ночную землю дикие ягоды, семена диких
растений, чтобы прорасти мрачным урожаем
драконьих зубов.
ТЕКСТ № 6
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; удвоенные согласные в корне слова;
правописание приставок; суффиксы и окончания
существительных; суффиксы и окончания
прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н
– нн в прилагательных, причастиях и наречиях;
правописание наречий; слитное и раздельное
написание не с различными частями речи;
различение на письме не и ни.
Основные пунктограммы: однородные
члены предложения; однородные и неоднородные
определения; обособленные дополнения;
обособленные согласованные определения;
обособленные обстоятельства; вводные
конструкции; сложное предложение.
Отец в молодост_ был очень красив. Нос с
горбинкой яркие ч_рные глаза. (На)верное прим_сь
греч_ской или кавказ_кой крови сказ_валась.
Мама(же) (на)против на девич_их фотографиях (н_)так
хороша собой лицо пухл_нькое глаза (н_)большие нос
картош_чкой. А вот в более зрелом возр_сте когда я
уже стала кое(что) пон_мать мама похорошела. Она
сильно похудела лицо стало определе(н,нн)ее более
запоминающ_еся лицо у нее стало.
Отец был человек безмерных стр_стей. Спор_ик был
обидч_вый вспыльч_вый и (н_)обыкновенно добрый. А
вернее сказать (н)добрый а бескорыс_ный. Он был
исти(н,нн)о человек буду(?)щего как я это пон_маю. О
своей выгод_ он (н_)заботился даже и (н_)понимал
кажет_ся что это такое. Готов был все отдать. Но
кроме книг у него (н_)чего (н_)было а свою
библ_отеку он всегда делал ко(м,мм)унальной.
(Н_)насилие он и_повед_вал горяч_ и ярост_о как все
что он делал. Но он был однако сторо(н,нн)иком
(н_)насилия в обществе(н,нн)ой жизн_ а в домашн_й
(на)оборот страшным десп_том. Но он был од_рен
ре_кой особе(н,нн)остью внушать свои идеи была в
нем большая зар_зительность как у Толстого и
думается мама была на самом деле жертвой его
ре_кос_но об_льстительного х_рактера. Она за ним
(по)всюду след_вала во всем ему дов_рялась. Она его
безмерно любила и к уд_влению многих ради него
пом_няла свою городскую жизнь скромн_й
учительниц_ музык_ на деревенск_ю и в деревне она
(н_)музыку пр_под_вала а каш_варила на десяток
человек ст_рала д_ила коров. Всему научилась
старалась ради папы ей хотелось к тому(же) быть
самой лучш_й его учениц_й.
(По Л.Улицкой)
Ключ к тексту № 6
Отец в молодости был очень красив. Нос
с горбинкой, яркие черные глаза. Наверное,
примесь греческой или кавказской крови
сказывалась. Мама же, напротив, на девичьих
фотографиях не так хороша собой: лицо пухленькое,
глаза небольшие, нос картошечкой. А вот в более
зрелом возрасте, когда я уже стала кое-что
понимать, мама похорошела. Она сильно похудела,
лицо стало определеннее, более запоминающееся
лицо у нее стало.
Отец был человек безмерных страстей. Спорщик был,
обидчивый, вспыльчивый и необыкновенно добрый. А
вернее сказать, не добрый, а бескорыстный. Он был
истинно человек будущего, как я это понимаю. О
своей выгоде он не заботился, даже и не понимал,
кажется, что это такое. Готов был все отдать. Но,
кроме книг, у него ничего не было, а свою
библиотеку он всегда делал коммунальной.
Ненасилие он исповедовал горячо и яростно, как
все, что он делал. Но он был, однако, сторонником
ненасилия в общественной жизни, а в домашней,
наоборот, страшным деспотом. Но он был одарен
редкой особенностью – 2 внушать свои идеи;
была в нем большая заразительность, как у
Толстого, и, думается, мама была на самом деле
жертвой его редкостно обольстительного
характера. Она за ним повсюду следовала, во всем
ему доверялась. Она его безмерно любила и, к
удивлению многих, ради него поменяла свою
городскую жизнь скромной учительницы музыки на
деревенскую, и в деревне она не музыку
преподавала, а кашеварила на десяток человек,
стирала, доила коров. Всему научилась, старалась
ради папы, ей хотелось к тому же быть самой лучшей
его ученицей.
ТЕКСТ № 7
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; правописание приставок; суффиксы и
окончания существительных; суффиксы и окончания
прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н
– нн в прилагательных, причастиях и наречиях;
правописание наречий; слитное и раздельное
написание не с различными частями речи;
различение на письме не и ни.
Основные пунктограммы: однородные
члены предложения; однородные и неоднородные
определения; обобщающие слова при однородных
членах предложения; обособленные согласованные
определения; обособленные обстоятельства;
вводные конструкции; передача диалога на письме;
сложное предложение.
Можно мне пойти домой прош_птала Таня.
После четвертого урока ты пойдеш_ домой твердо
сказала учительница.
В первый раз в жизн_ Таня столкнулась с чужой
волей с насил_ем в его самой легкой форм_. До этого
м_мента ж_лания окружающ_х и ее собстве(н,нн)ые
ж_лания счас_ливо совп_дали и ей в голову
(н_)пр_ходило что может быть иначе. Оказывает_ся
это и была взрослая жизнь подч_нение чужой вол_. С
этого м_мента ок_залось что(бы) (по)прежнему быть
счас_ливой надо быть увере(н,нн)ой что ты сама
ж_лаеш_ именно того чего от тебя требу_т взрослые.
Она разумеет_ся этого (н_)думала скорее эта идея
накрыла ее (с)верху и начала подм_нать под себя.
До конца четвертого урока она прос_дела на парт_ в
столбняк_ (н_)выходя даже на перемены. Девочки от
которых она ждала дружбы ок_зались злыми
об_зьянами они ск_кали (во)круг нее дерг_ли за косы
тык_ли пальцами и обидно см_ялись. Таня сил_лась
понять за что они ее (н_)навид_ли и (н_)догад_валась
что они таким способом лиш_ выр_жают инт_рес к ней.
Она и пр_дставить себе (н)могла что через
(н_)сколько месяцев эти же самые девочки будут
отча_(н,нн)о (с,сс)орит_ся между собой и даже
драт_ся за право стоять с ней в одной пар_ д_журить
по классу и просто идти по ко(р,рр)идору.
Таня как вы_снилось обл_дала ре_ким и
трудноопред_лимым кач_ством все что она (н_)делала
завяз_вала бант оберт_вала тетрадь стрях_вала с
рук капли воды после мытья морщ_ла нос при улыбк_
каждое ее движение (с)разу становилось заметным
пр_тягат_льным а сама она образцом для подр_жания.
Даже ее м_неру задумавшись пр_хватывать зубами
пушистый хвост_к косы переняли все у кого были
косы…...
(По Л.Улицкой)
Ключ к тексту № 7
– Можно
мне пойти домой? – прошептала Таня.
– После четвертого урока ты пойдешь домой! –
твердо сказала учительница.
В первый раз в жизни Таня столкнулась с чужой
волей, с насилием в его самой легкой форме. До
этого момента желания окружающих и ее
собственные желания счастливо совпадали, и ей в
голову не приходило, что может быть иначе.
Оказывается, это и была взрослая жизнь –
подчинение чужой воле. С этого момента оказалось:
чтобы по-прежнему быть счастливой, надо быть
уверенной, что ты сама желаешь именно того, чего
от тебя требуют взрослые. Она, разумеется, этого
не думала; скорее эта идея накрыла ее сверху и
начала подминать под себя.
До конца четвертого урока она просидела на парте
в столбняке, не выходя даже на перемены. Девочки,
от которых она ждала дружбы, оказались злыми
обезьянами: они скакали вокруг нее, дергали за
косы, тыкали пальцами и обидно смеялись. Таня
силилась понять, за что они ее ненавидели, и не
догадывалась, что они таким способом лишь
выражают интерес к ней. Она и представить себе не
могла, что через несколько месяцев эти же самые
девочки будут отчаянно ссориться между собой и
даже драться за право стоять с ней в одной паре,
дежурить по классу и просто идти по коридору.
Таня, как выяснилось, обладала редким и
трудноопределимым качеством: все, что она ни
делала, – завязывала бант, обертывала тетрадь,
стряхивала с рук капли воды после мытья, морщила
нос при улыбке, – каждое ее движение сразу
становилось заметным, притягательным, а сама она
– образцом для подражания. Даже ее манеру –
задумавшись, прихватывать зубами пушистый
хвостик косы – переняли все, у кого были косы…
ТЕКСТ № 8
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; правописание приставок; суффиксы и
окончания существительных; суффиксы и окончания
прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н
– нн в прилагательных, причастиях и наречиях;
правописание наречий; слитное и раздельное
написание не с различными частями речи;
различение на письме не и ни.
Основные пунктограммы: однородные
члены предложения; однородные и неоднородные
определения; обособленные согласованные
определения; обособленные приложения;
обособленные обстоятельства; уточняющие члены
предложения; обороты, вводимые сравнительными
союзами; сложное предложение.
Словно услыш_в голос учит_ля мальчик
оглянулся на конц_ртмейстера маленькую
седенькую Марью Филипповну она дала ля
для настройк_ мальчик подкрутил колки и достав
носовой платок ра(с,сс)телил его на подбородк_ где
скрипка сопр_касается с ше_й. Тишина секунды
перед музыкой что лед_нят и покал_вают и (на)конец
бурное вступление форт_пьяно.
Едва вступила скрипка я поняла что это настоящее
по той бе(с,сс)ильно р_внивой тоске которую я
испыт_ваю всегда когда музыка прон_кает в душу
(без)спросу (по)тому (что) (в)роде(бы) имеет право
как человек еще (не)давно любимый имеющий ключ_ от
твоей кв_ртиры и возможность войти туда когда
вздумает_ся.
(С)начала скрипка только проб_вала голос
(н_)ви(н,нн)ый и хрупкий. Она спраш_вала себя и
отвечала себе и была правдива и открыта (до)конца
как светлая девочка. Было и коке_ство там но
грац_озное почти детское коке_ство. Вот она
запела полным голосом ра_катилась протяжным
к_нтральто но скоро стала взб_раться (в)верх
(на)ц_почках зам_рая заманивая кого(то) и
(по)тревожному ходу коротко обрывающ_хся ша_ков
становилось ясно что это рисков_(н,нн)ая игра.
Потом наступила жу_кая короткая пауза и скрипка
вдруг заголосила исто_ными воплями и на самом
мучит_льном хриплом стон_ ее оборвало форт_пьяно
бурливым па(с,сс)ажем катящ_мся (в)низ в басы и там
в басах долго топталась м_лва перемал_вала чужое
(н_)счастье...… Пока звучало форт_пьяно мальчик
достал из к_рмана сурдинку надел на струны и
когда скрипка вступила (в)новь она уже была
интриган(?)кой и голос ее звучал вкра_чиво и
коварно и все она лгала все лгала. О то была
опас_ная игра!
(По Д.Рубиной)
Ключ к тексту № 8
Словно услышав голос учителя, мальчик
оглянулся на концертмейстера – маленькую
седенькую Марью Филипповну: она дала ля
для настройки, мальчик подкрутил колки и, достав
носовой платок, расстелил его на подбородке, где
скрипка соприкасается с шеей. Тишина, секунды
перед музыкой, что леденят и покалывают, и
наконец бурное вступление фортепьяно.
Едва вступила скрипка, я поняла, что это
настоящее, по той бессильно ревнивой тоске,
которую я испытываю всегда, когда музыка
проникает в душу без спросу, потому что вроде бы
имеет право, как человек, еще недавно любимый,
имеющий ключ от твоей квартиры и возможность
войти туда(,) когда вздумается.
Сначала скрипка только пробовала голос, невинный
и хрупкий. Она спрашивала себя и отвечала себе и
была правдива и открыта до конца, как светлая
девочка. Было и кокетство там, но грациозное,
почти детское кокетство. Вот она запела полным
голосом, раскатилась протяжным контральто, но
скоро стала взбираться вверх на цыпочках,
замирая, заманивая кого-то, и по тревожному ходу
коротко обрывающихся шажков становилось ясно,
что это рискованная игра. Потом наступила жуткая
короткая пауза, и скрипка вдруг заголосила
истошными воплями, и на самом мучительном,
хриплом стоне ее оборвало фортепьяно бурливым
пассажем, катящимся вниз, в басы, и там, в басах,
долго топталось: молва перемалывала чужое
несчастье… Пока звучало фортепьяно, мальчик
достал из кармана сурдинку, надел на струны, и,
когда скрипка вступила вновь, она уже была
интриганкой, и голос ее звучал вкрадчиво и
коварно, и все она лгала, все лгала. О, то была
опасная игра!
ТЕКСТ № 9
Основные орфограммы: проверяемые,
чередующиеся и непроверяемые гласные в корне
слова; проверяемые и непроверяемые согласные в
корне слова; правописание приставок;
правописание собственных наименований; суффиксы
и окончания существительных; суффиксы и
окончания прилагательных; суффиксы и окончания
глаголов; н – нн в прилагательных, причастиях
и наречиях; правописание наречий; слитное и
раздельное написание не с различными частями
речи; правописание предлогов и союзов;
различение на письме не и ни.
Основные пунктограммы: тире между
подлежащим и сказуемым; однородные члены
предложения; однородные и неоднородные
определения; обособленные согласованные
определения; обособленные приложения;
обособленные обстоятельства; уточняющие члены
предложения; обороты, вводимые сравнительными
союзами; сложное предложение.
Про то что в (М,м)ертвом море можно
читать газету написа(н,нн)о во всех справочниках
всех пут_водителях всех брош_рах всех стран мира
на всех мысл_мых языках. Для наглядност_ часто
печатают и фотографию (н_)кто толстый в очках
улыбаясь покач_ваясь на воде как если бы он сидел
дома в кресл_ действительно читает. Мертвая вода
самое действенное в мире средство от кожных
болезней и едва(ли) (н_)половина стр_дальцев
(на)всегда вылечивается после мес_чного курса на
(с,з)дешних курортах. Курорты (н_)дешевы но
кам_нистые берега обширны пусты(н,нн)ы и бе_платны
для всех а езды сюда от Иерусалима сорок минут.
С детства помню вопрос из Занимательной
географи_ в каком море нельзя утонуть? Утонуть в
(М,м)ертвом море правда так же затруднит_льно как
нырнуть с надувным кругом вода в десять раз
соло(н,нн)ее (С,с)ред_земноморской выталкивает
(на)верх. За(то) если капля ее поп_дет в глаз
человек потом годы ра(с,сс)казывает об этом
пр_ятелям наглядно изобр_жая перенесе(н,нн)ые им
ужасы и муки. На вкус она горька и соло(н,нн)а так
что этого то(же) (н_)забуд_шь. Купальщики
(н_)брызгаются а торжестве(н,нн)о и стра(н,нн)о
плавают в сидяч_м положени_ как если бы под ними
были (н_)вид_мые стулья. На берегу к_русели с
прес_ной водой после моря и душа ощущение полного
перерождения как(будто) вам дали новое легкое
(н_)ноше(н,нн)ое тело с ш_лковой кож_й. И (н_)возможно
(н_)вспомнить (н_)задумат_ся о темн_м смысл_ сказк_ о
ворон_ который должен был куда(то) слетать и
пр_нести мертв_й воды и живой воды что(бы)
во_кресить убитого. И (н_)возможно (н_)думать о всех
и_целениях во_крешениях пр_ображениях которыми
полна история этой земли.
(По Т.Толстой)
Ключ к тексту № 9
Про то, что в Мертвом море можно читать
газету, написано во всех справочниках, всех
путеводителях, всех брошюрах всех стран мира на
всех мыслимых языках. Для наглядности часто
печатают и фотографию: некто толстый, в очках,
улыбаясь, покачиваясь на воде, как если бы он
сидел дома в кресле, действительно читает.
Мертвая вода – самое действенное в мире средство
от кожных болезней, и едва ли не половина
страдальцев навсегда вылечивается после
месячного курса на здешних курортах. Курорты
недешевы, но каменистые берега обширны, пустынны
и бесплатны для всех, а езды сюда от Иерусалима
сорок минут.
С детства помню вопрос из «Занимательной
географии»: в каком море нельзя утонуть? Утонуть
в Мертвом море, правда, так же затруднительно, как
нырнуть с надувным кругом: вода в десять раз
солонее средиземноморской, выталкивает наверх.
Зато если капля ее попадет в глаз, человек потом
годы рассказывает об этом приятелям, наглядно
изображая перенесенные им ужасы и муки. На вкус
она горька и солона, так что этого тоже не
забудешь. Купальщики не брызгаются, а
торжественно и странно плавают в сидячем
положении, как если бы под ними были невидимые
стулья. На берегу карусели с пресной водой, после
моря и душа ощущение полного перерождения, как
будто вам дали новое, легкое, неношеное тело с
шелковой кожей. И невозможно не вспомнить, не
задуматься о темном смысле сказки о вороне,
который должен был куда-то слетать и принести
мертвой воды и живой воды, чтобы воскресить
убитого. И невозможно не думать о всех
исцелениях, воскрешениях, преображениях,
которыми полна история этой земли.
|