ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
С.О. САВЧУК,
г. Москва
Учебное пособие для 10-х и 11-х классов
Г.Ф. Хлебинской
(М.: Оникс 21 век. Мир и
образование, 2003)
Мы знакомим учителей с новым учебным
пособием по русскому языку для старших классов
общеобразовательных учреждений Г.Ф. Хлебинской.
Оно состоит из двух книг: «Русский язык. 10-й класс.
Орфография и морфология» и «Русский язык. 11-й
класс. Синтаксис простого и сложного
предложения». В комплекте с книгами для учащихся
выпущены две брошюры для учителей, в которых
изложены программа курса, поурочное
планирование и методические рекомендации к
проведению уроков.
Пособие вышло третьим изданием. Первое
издание пособия на московском конкурсе
«Инновации-98» было отмечено дипломом I степени.
Второе издание на Всероссийском открытом
конкурсе «Педагогические инновации-2002» отмечено
дипломом лауреата. Третье издание, выпущенное в
свет совместно издательствами «ОНИКС 21 век» и
«Мир и Образование», получило гриф «Допущено
Министерством образования» и включено в
Федеральный перечень – каталог
учебно-методических изданий. В течение 5 лет
учебные пособия прошли успешную апробацию в
лицее № 1580 и других школах Южного округа г.
Москвы.
Несколько слов об авторе пособий.
Галина Федоровна Хлебинская – учитель-практик с
тридцатилетним опытом, причем последние 15 лет
работает в старших классах профильной школы
естественно-математического направления
(физико-математический лицей № 1580 при МГТУ
им. Н.Э. Баумана), лауреат конкурса «Грант
Москвы» в области гуманитарных наук в 2002 году.
В чем особенности нового учебного
пособия?
Первая особенность состоит в том,
что учебное пособие служит на уроке тетрадью
– этого требуют обобщающий характер и
интенсивность обучения в 10–11-х классах. При
наличии одного (редко двух) часа обучения в
неделю работа на уроке должна быть наглядной,
вестись в основном устно, но с карандашом в руке,
чтобы, вставляя орфограммы и пунктограммы, можно
было выполнить не 3, а 6–7 упражнений и работу с
текстом. Дома учащиеся должны также выполнить
несколько упражнений «в карандаше» и одно
письменно.
Вторая особенность пособий в том,
что в них используется экономная форма изложения
теоретического материала в виде таблиц и схем. В
обобщающих таблицах дается графическое
представление изученных орфограмм; объясняются
все виды постановки знаков препинания как в
простом, так и в сложном предложении; широко
используются схемы и таблицы, выделяющие и
обобщающие морфологические особенности каждой
части речи. Материал по развитию речи также по
мере возможности представлен в табличной форме.
Все это позволяет углубить и расширить
знания о системе языка, сформировать у учащихся
целостное представление о системе русского
правописания, выделить особенности стилей речи;
обратить внимание на нормативное употребление
языковых единиц в речи и указать типичные ошибки
при употреблении языковых единиц; «чтение»
таблиц и схем позволяет развить навыки устной
речи.
Третья особенность заключается в
использовании разнообразных упражнений, задания
в которых имеют комплексный характер, что
позволяет, выполняя упражнения на определенную
тему, повторять материал других разделов
русского языка. Так, в пособии широко
представлены упражнения, в которых сочетаются
орфографическая, пунктуационная работа и работа
с текстом; работа по орфографии, фразеологии и
стилистике; по орфографии, лексике и орфоэпии;
при повторении темы по пунктуации
предусматриваются задания по конструированию
предложений, расстановке знаков препинания,
морфемному анализу слова, лексическому анализу и
повторению литературоведческих терминов (11-й
класс, упр. 37, 38).
Кроме того, в учебных пособиях есть
виды упражнений, позволяющих быстро закрепить
или проверить знания учащихся по какой-либо теме.
Они напоминают упражнения, которые предлагались
ранее (да и сейчас) на карточках. Такие карточки
очень полезны по своему содержанию, но крайне
неудобны в использовании из-за нехватки времени
на уроке. Помещенные в учебную книгу, они
освобождаются от этих недостатков. Например, в
небольшом упражнении № 38 (10-й класс)
повторяется правописание 72 слов.
Четвертая особенность пособий
состоит в том, что наряду с
грамматико-правописной работой, которую автор
считает главной при обучении старшеклассников, в
пособии широко представлена работа по развитию
речи. Необходимый материал по стилистике и
теории текста подан в форме таблиц, основное же
внимание уделяется упражнениям, развивающим
коммуникативную компетенцию старшеклассников.
Это и конкретные примеры различных видов
переработки текста (простой и сложный планы,
сочинения-миниатюры, частичный и комплексный
анализ прозаических и стихотворных текстов, а
также задания разной степени сложности по
переработке текста), и примеры текстов различных
типов и стилей, и задания по анализу и
составлению текстов различных типов и стилей, и
отрывки из конкурсных работ учащихся на
олимпиадах по русскому языку.
Выполнение подобных заданий
способствует развитию эстетического вкуса,
навыков работы с текстом, умению выявлять и
использовать изобразительно-выразительные
средства; совершенствованию умений и навыков
создания текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров; повышает культуру речи, то
есть обеспечивает формирование коммуникативной,
языковой и лингвистической компетенций.
Пятая особенность: они содержат
материалы для контроля знаний учащихся по
каждому разделу курса русского языка. Задания
для проверки и самопроверки даны в форме тестов,
поэтому их можно использовать при подготовке
к Единому государственному экзамену.
Обучающие тесты (они даются под рубрикой
«Проверь себя») снабжены ответами, контрольные
тесты можно проводить как контрольные работы.
Шестая особенность: в них включены
средства активизации внимания учащихся на
уроках. Предусматриваются игровые моменты («Кто
быстрее», «Одним словом», «Без запинки»,
диктанты-шутки), заранее подготовленные
индивидуальные домашние задания как по
изучаемому материалу, так и по развитию речи
(устные и письменные), устное и письменное
рецензирование ответов, выступлений, докладов
товарищей.
Такие задания формируют культуру
учебно-научного и делового общения, культуру
публичной и разговорной речи; развивают
коммуникативные качества, навыки монологической
и диалогической речи, умение самостоятельно
работать с учебно-справочной литературой и
словарями.
Седьмая особенность касается
структуры учебных пособий. В каждой книге есть
раздел «Приложение», в который включены:
1) ответы к упражнениям со знаком «*» (к
упражнениям обучающего характера, упражнениям
по развитию речи, а также к упражнениям «Проверь
себя» и упражнениям повышенной сложности);
2) схемы постановки всех знаков
препинания;
3) «Справочный раздел» (10-й класс) и
«Круг сведений, необходимых для сдачи экзамена»
(11-й класс), в которых кратко изложены основные
сведения по русскому языку и приведены все виды
разборов с примерами. При этом автор старался
сопоставить различные точки зрения
ученых-лингвистов (составителей учебных пособий
по русскому языку) на языковые явления, поскольку
это имеет немаловажное значение для выпускника
на экзамене.
Восьмая особенность связана с
подбором дидактического материала. По мнению
автора, в учебных пособиях по возможности должны
быть использованы не отдельно взятые, хотя и
замечательные, предложения и тексты из
произведений классической литературы, критики,
публицистики и т.д., а предложения и тексты,
объединенные одной большой темой, отражающие
развитие родного языка в связи с конкретным
социально-историческим периодом, развитием
общественной мысли, литературы, критики и т.д., то
есть с проблемами, волнующими нацию в целом.
В предлагаемых учебных пособиях
представлено состояние
литературно-поэтического процесса в России с
середины XVIII по первую четверть XX века. Это
позволяет систематизировать и углубить знания
учащихся по истории литературы и развитию
критической мысли; знания о жизни и творчестве
поэтов; представить оценку их достижений как
современниками, так и филологами различных эпох.
Многие упражнения составлены по произведениям,
изучаемым в курсе русской литературы в 9–11-х
классах. Автор надеется, что дидактический
материал такого уровня будет способствовать не
только развитию учебных навыков и умений
учащихся, повышению культуры их устной и
письменной речи, но прежде всего решению главной
задачи современной школы – воспитанию
гражданина и патриота, формированию
представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа,
осознанию национального своеобразия русского
языка.
|