Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2004

НАША ПОЧТА

В.Д. ВОРОНЦОВ,
Ханты-Мансийский автономный округ


Подготовка выпускников к Единому государственному экзамену по русскому языку

Из опыта работы

Уважаемая редакция,

разрешите воспользоваться вашим предложением высказаться о введении в школе Единого государственного экзамена («Русский язык» № 5/2004).

Эксперимент по введению ЕГЭ начался в стране в 2001 году, количество участвующих регионов увеличивается (в 2003 году, судя по документам, – 49), круг предметов для сдачи расширяется, все больше вузов засчитывает результаты экзамена. Я не располагаю точными сведениями – сколько выпускников по России выбирали и сдавали экзамен, возможно, с учетом этого года их будет сотни тысяч. Далее. Прибавьте сюда учителей, родителей и просто тех людей, которые были и будут задействованы в столь массовом мероприятии (вплоть до летчиков, доставлявших детей к местам сдачи); прибавьте сюда неоднозначные высказывания компетентных и не очень людей, отрицательно окрашенное общественное мнение; прибавьте сюда... впрочем, многое можно еще прибавить, – и тогда мы увидим истинный масштаб явления, обозначенного еще непривычным для уха словом, – ЕГЭ.

Я считаю вашу газету довольно авторитетным изданием, по-своему отражающим общественное мнение, но после просмотра номеров с 1-го по 13-й за этот год обнаружил всего три публикации, напрямую относящиеся к ЕГЭ: контрольно-измерительные материалы (КИМ) из пособия челябинских учителей (№ 1 и № 5) и письмо Е.В. Юминовой из г. Ижевска (№ 5). Несомненно, есть много интересных материалов, которые можно использовать для подготовки к экзаменам. Но все же, все же... Более того, возможно, редакция будет и далее помещать КИМ, но сейчас нужны не они. Издатели оказались, как всегда, проворными и наводнили рынок пособиями, разнящимися формой, тиражом, объемом и содержанием. Некоторые мои выпускники имеют по нескольку брошюр с желто-синими обложками. Количество оказалось достижимо быстрее, чем качество. Впрочем, качеством они различаются не очень: идет в основном перепечатка из сборников ранних изданий.

Итак, КИМ достаточно. Испытываем затруднения в другом...

В Ханты-Мансийском округе уже второй год учащимся 11-х классов предлагается сдавать ЕГЭ по нескольким предметам, в том числе и по русскому языку. В прошлом году трое одиннадцатиклассников (и девочка моей уважаемой коллеги Валентины Евгеньевны Юрьевой) выбрали ЕГЭ. Материалы, присланные в школу, вначале нас просто поразили: пропуска, инструкции, задания, бланки... Также экзотическими оказались потом условия проведения экзамена: милиционер у входа, обезлюдевшее здание, сидящие взволнованные более чем нужно ученики. За девочек я особо не переживал, а вот Максим... (Максим, извини меня). На мои осторожные вопросы он упорно отвечал одно и то же: буду сдавать в любом случае.

В середине июня из Интернета извлекли данные с указанием правильно и ошибочно выполненных заданий, оценки у всех – «хорошо». В общем-то неплохо, но я решил, что результаты могли быть лучше. Поэтому, предполагая, что некоторые учащиеся обязательно выберут ЕГЭ, уже в сентябре опросил всех (у меня четыре одиннадцатых класса) и составил список. В нем оказалось 55 человек. Это меня озадачило. Тех, первых трех, я готовил без большого напряжения. Удавалось прорабатывать объемный материал вечером, когда дети приходили на занятие (индивидуально-групповое). Работали с заданиями из блоков А, Б, анализировали текст и совместно составляли рецензии. При этом в учебном плане был выделен 1 час на русский язык. В этом же году при одном часе в неделю и двух индивидуально-групповых занятиях нужно подготовить к 3 июня пятьдесят с лишним человек. В цейтноте оказались дети и учитель. Министерство образования, очевидно, проанализирует проблему, вдруг возникшую в этом году, предполагаю, у многих и многих коллег.

В следующем учебном году необходимо увеличить количество часов на русский язык; исходя из опыта утверждаю, что в старших классах нужно не менее двух часов в неделю. (И хорошо было бы, чтобы эти два часа стояли прямо, гордо и смело, а не были упрятаны ни в какую «область». Государственный язык, великий и могучий, в силу своей универсальности и всеобщности как явления достоин того, чтобы быть первым из всех предметов! В этом решении руководства образования будет проявлена логика, разумность и – отброшена ложная стыдливость.)

Итак, обнаружив такое большое количество желающих сдавать русский, я решил поставить дело на прочную основу. На зимних каникулах проанализировал ситуацию. Вопрос заключался в следующем: систематизировать материал для повторения, скомпоновав его оптимальным образом. Идти по заданиям ЕГЭ, разбирая множество примеров, уже не хотелось. Можно было заняться орфографией, синтаксисом или, например, идти последовательно по разделам языка. Наконец пришло решение: содержательную часть работы должна составить морфология. В тематическом плане первая запись выглядела так.

Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Род, число, падежи. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Суффиксы. Сложные имена существительные. Синтаксическая роль. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление приложений и дополнений. Обращение.

Мне казалось, что при таком подходе – с основой на морфологию – удастся осуществить блочный принцип, и знания учащихся восстановятся и придут в систему.

12 января я провел первое занятие. Все сначала шло хорошо, но по мере продвижения вперед в душе начал ощущаться дискомфорт, переросший в недоумение. Что-то в работе было не то... Теперь, в конце апреля, уже ясно вижу причину, а в феврале раздумывал и колебался. Сейчас я пришел к выводу, что решил поднять груз не по силам. Я понял, что одному мне не вывести детей, а дополнительной опоры не было. Оказалось, что учебник, которым они пользовались, не годится для подготовки к Единому экзамену! Два года назад была возможность выбора, и я им предложил знаменитое «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» известных трех авторов. И вот теперь учебник подвергся переоценке. В книге если теория и представлена – то как приложение к практике, и другой роковой недостаток – отсутствуют разделы, в которых была бы предусмотрена деятельность учащихся по развитию связной речи. И в образовавшейся сейчас новой ситуации в связи с введением принципиально новой формы экзамена «Пособие» может превратиться в заурядный сборник дидактических материалов. В нашей школе имеются еще два пособия: Розенталь Д.Э. Русский язык. 10–11-е кл. и Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи – в достаточном количестве, разных годов издания. Но напрямую они не подходят для подготовки к ЕГЭ.

Таким образом, можно выделить еще одну проблему применительно к Единому экзамену по русскому языку: отсутствие учебника (пособия) для школьников старших классов, отражающего содержание, или скажем так: концепцию ЕГЭ.

Назову еще одну проблему: отсутствие методических пособий для учителей, а также для учащихся: как одним готовить, а другим готовиться к экзаменам.

Пользуясь любезно предоставленной возможностью выступить со страниц газеты «Русский язык», как учитель, болеющий за свое и общее дело, еще раз сформулирую предложения и направлю их работникам Министерства образования:

1) Выделить в учебном плане предмет «русский язык» отдельной строкой, предусмотреть на него не менее двух часов в неделю. Это для старших классов.

2) Способствовать скорейшему созданию учебников (пособий), отражающих содержание КИМ, а также учебно-методических пособий в помощь учителям и учащимся – для подготовки к ЕГЭ.

20 апреля 2004 г.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru