Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2004

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Л.М. КЛИПИНА,
заслуженный учитель РФ, г. Москва,
школа № 1410


Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка

Из опыта работы по учебнику-практикуму
А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой для старших классов «Русский язык»

Второй год я работаю с большим удовольствием по этому учебнику. Почему?

Во-первых, давно испытывала потребность неформально сблизить преподавание русского языка и литературы в старших классах. Проблему взаимосвязи двух курсов помогает решить учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой.

Во-вторых, старшеклассники получили реальную возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию.

И как следствие – текстоцентрический подход к преподаванию русского языка, комплексная работа с художественным текстом стали эффективным средством интеграции курсов русского языка и литературы.

В учебнике очень много поэтических текстов, работе с которыми авторы учебника уделяют большое внимание. Мысль, «вооруженная… рифмами», по их мнению, быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.

На упражнениях, помогающих учителю формировать навыки анализа поэтического текста, мне бы и хотелось остановиться в своей работе, сгруппировав их следующим образом (хотя такая группировка, конечно же, условна):

I. Тексты, обучающие выразительному чтению.

II. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.

III. Тексты с элементами лексико-фонетического анализа.

IV. Тексты с элементами синтаксического анализа.

V. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения.

VI. Тексты – комментарии к стихотворениям.

VII. Сочинение по заданному началу.

I. Тексты, обучающие выразительному чтению

Авторы учебника совершенно справедливо рассматривают выразительное чтение как тест на понимание текста. Поэтому почти каждый поэтический текст сопровождается заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению». Часто задание конкретизируется. Например, текст упражнения 53 (стихотворение А.Т. Твардовского):

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же...

– сопровожден заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на пунктуацию, на то, что весь текст – это одно предложение. Стихотворение должно читаться неторопливо и в то же время – на одном дыхании».

Упражнение 215. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М.Цветаевой.

Б.Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов

Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!

К выразительному чтению этого стихотворения готовимся на уроке. Обращаю внимание учащихся на необычный графический облик ряда слов. Прибегаю к помощи известного стиховеда М.Л. Гаспарова. В книге «О русской поэзии», в очерке «Марина Цветаева. От поэтики быта к поэтике слова», Михаил Леонович, характеризуя позднюю манеру поэтессы, пишет: «…Поздняя манера Цветаевой становится уже углублением... … в слово, в звуковой и морфологический состав слова, в которых поэт силится уловить тот глубинный смысл, который наконец даст ему возможность высказать не поддающееся высказыванию...… Вот стихотворение 1925 года:

Рас-стояние: версты, мили...…
Нас рас-ставили, рас-садили...…

Здесь героем стихотворения становится уже не слово... …а приставка, и набор пересекающихся на ней слов образует широкое смысловое поле стихотворения; первый опыт такого рода был сделан еще годом раньше в «Поэме конца»:

– Что мы делаем? Расстаемся.
– Ничего мне не говорит
Сверхбессмысленнейшее слово:
Рас-стаемся. Одна из ста?..»

II. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств

Поэтические тексты, представленные в учебнике-практикуме, позволяют отработать такие средства художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс, перифраза, риторическое обращение, анафора и так далее, не говоря уже о таких средствах, как эпитет, метафора, сравнение.

Вот как выстроена система упражнений, в которых отрабатывается такое понятие, как «перифраза».

Упражнение 49. Используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, запишите, что такое перифраза (перифраз, парафраз, парафраза), опираясь на материал «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

Парафраз и парафраза (от греч. раrаphrases — описательный оборот, описание). 1. Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

1. Приведите примеры перифраз, встречающихся в художественном произведении.

2. Докажите, что описательный оборот «словесная ткань» (вместо «текст») является перифразой (перифразом).

Перифразы в тексте играют роль контекстуальных синонимов, которые помогают более точно охарактеризовать предмет, передать к нему отношение, а также избежать неоправданного повтора. Это полезно учитывать при редактировании текста, при его анализе.

Упражнение 50. Прочитайте отрывки из стихотворения К.Бальмонта. Понаблюдайте за использованием такого стилистического приема, как перифраза. Какова ее роль в тексте?

Тургенев — первая влюбленность,
В напевном сердце нежный строй,
Где близь уходит в отдаленность,
Заря целуется с зарей.

Зима наносит снег. Но лишь я
Припомню «Первую любовь»,
Промолвлю: «Ася» и «Затишье», —
Себя я вижу юным вновь.

Дремотный старый сад. Сирени.
Узор крестообразный лип.
Зовут заветные ступени.
Садовой дверцы дрогнул скрип.

Они пройдут перед очами —
Сплетенья призраков таких,
Что будешь днями и ночами
Их вспоминать и звать в свой стих.

На утре дней душа открыта,
Прикосновений жаждет новь,
И вот тропинка в ней пробита —
Через любовь к любви — в любовь.

Душа нуждается в уроке,
И мир заманчив и не хмур,
Когда читаешь сердцем строки,
Что спел грустящий трубадур.

<...>

Блажен, кто в золото лобзанья
Возвел землистую руду
И женское очарованье
Предуказал нам, как звезду,

Кто нас увлек в такие дали,
Где все есть радость и печаль,
И мысль заветные скрижали
Взнесла в небесную эмаль.

Благословен учитель чувства,
Нам показавший образец,
Одевший в пламени искусства
И кровь и омуты сердец.

<...>

Тургенев – первая влюбленность,
Глаза с их божеской игрой,
Где близь уходит в отдаленность,
Заря встречается с зарей.

1. Сравните начало и конец стихотворения. Благодаря чему «конец гармонирует с началом»? Приведите примеры из поэтических произведений, в которых начало и конец как бы перекликаются.

2. Объясните значение слова скрижали. Какова стилистическая окраска этого существительного? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в стихотворении Бальмонта? Какова их роль в тексте? Запишите толкование значения слова скрижали, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).

3. Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?

4. Как образованы слова близь, новь? Приведите примеры использования слов такой же структуры в стихотворениях других поэтов, например, С.Есенина.

5. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите их тип и роль в стихотворении.

6. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какое настроение надо передать при чтении?

Упражнение 51. Запишите, используя один из способов цитирования, что писал Бальмонт об истории создания стихотворения «Тургенев — первая влюбленность...».

Оно возникло внезапно, когда в сентябрьские дни, начав перечитывать Тургенева целиком, чтобы заглянуть, все ли еще я люблю его, как любил в юности, я вдруг увидал, что люблю его не так, как в юности, а гораздо сильнее.

А текст упражнения 125 дает возможность понаблюдать за использованием таких средств звуковой выразительности, как аллитерация и ассонанс.

Упражнение 125

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Обвал

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.

И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал,
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.

И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.

(А.С. Пушкин)

2. Найдите в тексте примеры использования архаизмов (лексических, фонетических, грамматических). Какова их роль?

3. Какие слова употребляются в переносном значении?

4. Выпишите из текста предложение с риторическим обращением.

5. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте так много глаголов? Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста? Понаблюдайте за употреблением деепричастий.

6. Найдите в тексте примеры использования многосоюзия, анафоры.

III. Тексты с элементами лексико-фонетического анализа

В учебнике-практикуме в разделе «Лексика. Фразеология» приводится памятка «Лексический разбор текста».

Чтобы произвести лексический разбор теста, надо найти в тексте:

– ключевые слова (словосочетания);
– слова, употребленные в переносном значении;
– синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
– слова, стилистически окрашенные (высокого стиля, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
– объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;
– уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;
– подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;
– провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
– показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).

Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь «более широкий контекст», показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.

Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

За памяткой следует поэтический текст упражнения 168 (отрывок из стихотворения В.Твороговой):

Сколько смысла в старинных словах!
Сколько с ними забыто напрасно.
Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» –
Как свечу засвечу...…
Как я прежде была неправа,
Не о том и не так говорила!
Только в давнее дверь отворила –
Обрела и открыла слова.
Что за чудо – и молвить, и речь,
И словами одаривать – чудо.
Словно музыку, слушаю речь –
Ну, откуда такое, откуда?..

Используя памятку, учащиеся производят лексический разбор текста:

Данный текст о старинных словах. Его основная мысль заключена в восклицании: Сколько смысла в старинных словах!

Ключевыми словами и словосочетанием здесь являются старинные слова, народно-поэтическое свет мой – ласковое, приветливое обращение; высокое обрести, устаревшие молвить, речь. Их назначение в тексте – показать, сколько смысла и света заключено в старинных словах, насколько они музыкальны. С их помощью автор иллюстрирует основную мысль стиха.

В тексте используется лексический повтор: дважды повторяются существительное чудо, наречие откуда, встречаются омоформы слова (речь – молвить, сказать и речь – язык) и слова как (как – союз и как – восклицательная частица).

В качестве лексических средств связи между предложениями текста используются личные местоимения я, с ними и восклицательные частицы как, что за, подчеркивающие личностный характер высказывания…...

IV. Тексты с элементами синтаксического анализа

В разделе «Синтаксис» особое внимание обращается на анализ синтаксических особенностей текстов, в том числе и поэтических.

Упражнение 460. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А.Ахматовой, которое было написано в июле 1941 года.

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Учащимся было предложено выучить данный текст наизусть и подготовиться к письму по памяти. Анализируя это стихотворение, учащиеся должны были объяснить смысл названия, а также ответить на вопрос: «Какие синтаксические особенности придают тексту торжественное звучание?».

Вот один из образцов выполнения этой работы:

«Стихотворение Анны Ахматовой называется “Клятва”. Это название полно и глубоко отражает его смысл.
Клятва – это торжественное обещание, торжественное уверение в чем-либо, подкрепленное упоминанием чего-либо священного для того, кто уверяет, обещает.
Стихотворение было написано в 1941 году, и речь в нем идет о Великой Отечественной войне. Лирическая героиня дает от лица всего народа торжественное обещание потомкам и предкам: русские люди никогда не покорятся врагу. Такая клятва способна сделать людей сильнее, помогает им переплавить “боль в силу”, а главное – она священна и не оставляет пути назад.
Торжественность звучания этих строк достигается автором благодаря употреблению побудительного предложения, а также сложноподчиненного предложения с придаточным местоименно-определительным, в котором местоимение в обобщенном виде заменяет существительное, и сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, содержащим в главной части клятвенное обещание. В обоих сложных предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза что, его основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого говорящий не сомневается». (Мельникова Наталья)

V. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения

Упражнение 53. Перечитайте стихотворение А.Т. Твардовского, написанное в 1960 году.

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Сравните известный нам текст с черновым вариантом, в котором конец стихотворения был другим:

...Речь не о том, но все же. Что же – все же?
Не знаю. Только знаю, в дни войны
На жизнь и смерть у всех права равны.

VI. Тексты – комментарии к стихотворениям

Упражнение 54. Прочитайте отрывок из книги критика А.Кондратовича.
Какие особенности анализа поэтического произведения проявляются в тексте?
Вот прекрасный образец философской лирики А.Фета (1885 год).

Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.

Как будто волею всезрящей
На этот миг ты посвящен
Глядеть в лицо природы спящей
И понимать всемирный сон.

Похоже на зимний ночной пейзаж, но с самой первой строки, приподнимающей нас, а далее взмывающей от нас ввысь, в область духа, размышлений о мировом покое, паузе тишины, когда, по видимости, все оцепенело, но лишь спит – и, значит, живет и продолжается незримое миру движение духа и материи. Допускаю и иное толкование, потому что лирическая мысль поэта неоднозначна, вряд ли можно измерить всю ее глубину. Не говорю уж о величественности самой картины «природы спящей», о настроении — несомненно, торжественном, — которое вызывают у читающего эти двенадцать строк. Всего двенадцать, а какое пространство заключено в них: от этих двенадцати веет чуть ли не эпосом.

1. Какие языковые средства выражения не только мысли, но и чувства, отношения, оценки используются критиком?

2. В каком значении употребляется слово эпос? Запишите ряд слов, однокоренных с этим существительным.

3. Подберите синонимы к вводному слову несомненно.

4. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать при чтении стихотворения Фета?

Некоторые упражнения помогают подготовиться к сочинению.

Упражнение 60

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» состоит из двух четверостиший. Второе четверостишие (отраженно-симметричное к первому) начинается словом умрешь. Если первое четверостишие, относящееся к жизни, начинается словами Ночь, улица, фонарь, аптека, то второе, говорящее о том, что после смерти повторится все, как встарь, заканчивается словами, как бы выворачивающими наизнанку начало первого: Аптека, улица, фонарь. В этом стихотворении содержание его удивительным образом слито с его построением. Изображено отражение в опрокинутом виде улицы, фонаря, аптеки. Это отражение отражено (я намеренно повторяю однокоренные слова — отражение отражено) в построении стихотворения, а тема смерти оказывается бессмысленным обратным отражением прожитой жизни: Исхода нет. Посмертная жизнь как опрокинутое и карикатурное повторение жизни — обычный для фольклора мотив. Он ярко представлен, например, в древнерусской повести о бражнике, стучащемся на том свете в рай и переспоривающем всех праведников, или в поэме А.Т. Твардовского «Теркин на том свете». Все — то же, но ненастоящее, отраженное, лишенное подлинного содержания и смысла. В стихотворении Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» поразительно совпадение его построения, композиции с содержанием. Даже зрительно два четверостишия, отделенные друг от друга пробелом, производят впечатление как бы «самоиллюстрации»... Позволю себе полностью воспроизвести здесь это всем хорошо знакомое стихотворение:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

(Д.С. Лихачев. Раздумья)

Используя текст Д.С. Лихачева в качестве образца, учащиеся пишут сочинение – развернутый комментарий к одному из стихотворений Блока.

Упражнение 178. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений, объясните орфограммы и знаки препинания. Найдите архаизмы, историзмы, авторские неологизмы, объясните их значение. Произведите частичный лексический разбор текста (см. Памятку, с. 143—144).

Николай Алексеевич Клюев родился в деревне Коштуга Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вологодская область) в старообрядческой семье. Дед, отец и особенно мать оказали огромное влияние на характер и творчество будущего поэта. «Грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости, — писал в автобиографии Клюев, — обучен своей покойной матерью». Она была «искусной вопленицей», «былинницей» и «песельницей».

Поэтический мир Клюева — это крестьянский мир, который за многовековую историю пропитался мифами, религиозными легендами, апокрифами, обрядами, предрассудками, приметами, сказками, объединив, растворив в себе христианство и язычество, религиозное и бытовое начала. Для него изба – символ мироздания: Беседная изба — подобие Вселенной: В ней шелом — небеса, полати — Млечный путь.

Изба в поэзии Клюева это крестьянская Русь, матерь-отчизна, матерь-земля, Мать-Природа, где в согласии должны бы жить люди, звери, гады и боги, каждый зная свое место.

(По материалам биобиблиографического словаря «Русские писатели», т. I)

Вот как был произведен частичный лексический разбор текста одной из учениц 11-го класса:

«Данный текст – о крестьянском поэте Николае Алексеевиче Клюеве и его поэтическом мире. Основная мысль высказывания заключена в словах: “Поэтический мир Клюева – это крестьянский мир…”

Ключевыми словами и словосочетаниями здесь являются творчество поэта, песенный склад, словесная мудрость, искусная вопленица, авторские неологизмы былинница, песельница, беседная изба, а также архаизм шелом. Их назначение – дать представление о поэте Николае Клюеве как о потомке и представителе севернорусских сказителей и воплениц (“родился в деревне Коштуга Вытегорского уезда Олонецкой губернии”).

Как лексический повтор в тексте трижды употребляется слово изба. Этот образ содержит глубокий философский смысл в поэзии Клюева. Крестьянская изба – не убогое жилище бедного горемыки, а основа мироздания, целый мир, избяной космос. Это и символ крестьянской Руси, матери-отчизны. Кроме того, данный повтор выступает в тексте в качестве основного лексического средства связи предложений, а также 2-го и 3-го абзацев.

В тексте употребляются заимствованные слова: миф (греч.), легенда (лат.), синонимом к которым является слово сказание; греческое слово апокриф – древнее произведение с библейским сюжетом. Интерес представляют и слова обряд – совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями, а также предрассудок, примета.

Употребление данной лексики подчеркивает мысль о том, что поэтический мир Николая Клюева соединил “в себе христианство и язычество, религиозное и бытовое начала”». (Федоркова Юлия)

VII. Сочинение по заданному началу

Особый интерес представляют и упражнения, где перед учащимися ставится задача написать небольшое сочинение по данному началу, которое также может стать впоследствии составной частью анализа поэтического текста.

Упражнение 92. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пушкин присутствует и будет присутствовать в нашей жизн_, как весна...
Помню, в каком зале говорил о «веселом им_ни Пушкин» невеселый Блок: это было в доме на улиц_, которая теперь называется Некрасовской.
Блок читал стихи тогда так, как(будто) они давно написа(н,нн)ы или высече(н,нн)ы на камне, а он произносит уже прежде известное, но сохр_не(н,нн)ое.
Он не во_вышал голоса, делал небольшую паузу перед моментом рифмы. Рифма ощущалась как подтверждение дикции.

(В.Шкловский)

Напишите небольшое сочинение по данному началу. Началом — зачином текста может быть предложение, в котором содержится цитирование высказывания В.Шкловского о Пушкине. Нетрудно заметить, что в этом предложении сформулирован тезис, и если вы будете создавать текст-рассуждение, то следует привести ряд доказательств, подтверждающих мысль, выраженную в начале текста.

* * *

Многие учителя и ученики отрицательно относятся к анализу поэтического произведения. Почему? Потому что его написанию надо учить. И не от случая к случаю, а целенаправленно, в системе. Учебник А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой позволяет уделять анализу поэтического текста столько времени, сколько бы вам хотелось, а уроки русского языка становятся уроками со-трудничества и со-творчества с учениками.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru