МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Г.М. КУЛАЕВА,
г. Оренбург
Фонетические средства создания
комического
5-й класс
Фонетика русского языка является одним из
средств создания речевой выразительности.
Звуковые повторы, отражение особенностей
произношения в графике могут выступать как
источник создания комического эффекта.
Дидактический материал, предлагаемый для уроков
русского языка или внеклассной работы, позволит
расширить представления учащихся об
использовании фонетических особенностей
русского языка в выражении комического.
Упражнение 1. Прочитайте выразительно
стихотворение В.Берестова. Почему оно смешное?
Разберите по составу слово баобабушка.
Колыбельная баобабу
Баобабу пела
бабушка,
Баобабка-баобабушка:
«Бао-бао! Баю-бай!
Баобабчик, подрастай!
Будешь выше мам и пап,
Баобабчик-баобаб,
И потолще бабушки,
Старой баобабушки!».
Упражнение 2. Прочитайте стихотворение
Б.Заходера. Кто живет под кроватью у героя? Откуда
взялось его имя?
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, –
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.
И еще с ним такая забота:
Накормить
невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.
С тех пор про Кого-то,
А также про Что-то
Не слышал
Никто
Ничего!
Упражнение 3. Прочитайте вслух шутливое
стихотворение В.Лунина, чуть-чуть потяните
шипящие. Почему их так много в стихотворении?
Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко,
Потом уселся на ухо кошки,
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки
Возле оставленной кем-то лепешки,
Потом наелся вареной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И, очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи
И улетел.
Упражнение 4. Прочитайте выразительно
стихотворение В.Суслова «Слушал Шорох Тишину».
Понравилось ли оно вам? Можно ли его прочитать
громко?
Найдите звукоподражательные слова. Какой частью
речи они являются?
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
Дай на ушко нашепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!..
– Слышишь?
– Слышу.
– Что ты слышишь?
– Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат –
Дружно шишку шелушат.
– Тише, Шорох, не дыши!..
– Слышишь, стихли камыши?
– Слышишь?
– Слышу...
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут – ищут
лягушат.
– Слышишь?
– Слышу...
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
«Звинь-звинь-звинь» –
А это Шмель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах –
И умчится в вышину...
– Что еще ты слышишь, Шорох?
– Тише!..
Слышу
Тишину...
Упражнение 5. Прочитайте
стихотворение-скороговорку В.Ланцетти и выучите
ее наизусть.
У Ежа в гостях ужата,
У Ужа в гостях ежата.
Учит бегать Еж ужат.
Учит ползать Уж ежат.
Упражнение 6. Прочитайте стихотворение
М.Яснова. Понравилось ли оно вам? Что вызывает у
вас улыбку и почему?
Шумный лес
Что у нас на букву ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень
Шустро шарят в кашке.
Шебаршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву ш?
Шум и шорох возле шалаша.
Ну а если полон рот морошки –
Шыроежки и шороконожки!
|