Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Г.М. КУЛАЕВА,
г. Оренбург


Фонетические средства создания комического

5-й класс

Фонетика русского языка является одним из средств создания речевой выразительности. Звуковые повторы, отражение особенностей произношения в графике могут выступать как источник создания комического эффекта. Дидактический материал, предлагаемый для уроков русского языка или внеклассной работы, позволит расширить представления учащихся об использовании фонетических особенностей русского языка в выражении комического.

Упражнение 1. Прочитайте выразительно стихотворение В.Берестова. Почему оно смешное? Разберите по составу слово баобабушка.

Колыбельная баобабу

Баобабу пела бабушка,
Баобабка-баобабушка:
«Бао-бао! Баю-бай!
Баобабчик, подрастай!
Будешь выше мам и пап,
Баобабчик-баобаб,
И потолще бабушки,
Старой баобабушки!».

Упражнение 2. Прочитайте стихотворение Б.Заходера. Кто живет под кроватью у героя? Откуда взялось его имя?

Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, –
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.
И еще с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.
С тех пор про Кого-то,
А также про Что-то
Не слышал
Никто
Ничего!

Упражнение 3. Прочитайте вслух шутливое стихотворение В.Лунина, чуть-чуть потяните шипящие. Почему их так много в стихотворении?

Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко,
Потом уселся на ухо кошки,
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки
Возле оставленной кем-то лепешки,
Потом наелся вареной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И, очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи
И улетел.

Упражнение 4. Прочитайте выразительно стихотворение В.Суслова «Слушал Шорох Тишину». Понравилось ли оно вам? Можно ли его прочитать громко?
Найдите звукоподражательные слова. Какой частью речи они являются?

В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
Дай на ушко нашепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!..
– Слышишь?
– Слышу.
– Что ты слышишь?
– Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат –
Дружно шишку шелушат.
– Тише, Шорох, не дыши!..
– Слышишь, стихли камыши?
– Слышишь?
– Слышу...
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут – ищут лягушат.
– Слышишь?
– Слышу...
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
«Звинь-звинь-звинь» –
А это Шмель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах –
И умчится в вышину...
– Что еще ты слышишь, Шорох?
– Тише!..
Слышу
Тишину...

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение-скороговорку В.Ланцетти и выучите ее наизусть.

У Ежа в гостях ужата,
У Ужа в гостях ежата.
Учит бегать Еж ужат.
Учит ползать Уж ежат.

Упражнение 6. Прочитайте стихотворение М.Яснова. Понравилось ли оно вам? Что вызывает у вас улыбку и почему?

Шумный лес

Что у нас на букву ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень
Шустро шарят в кашке.
Шебаршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву ш?
Шум и шорох возле шалаша.
Ну а если полон рот морошки –
Шыроежки и шороконожки!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru