Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2004

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Г.Ф.ХЛЕБИНСКАЯ


Словосочетание

Фрагмент учебного пособия

Предлагаем вашему вниманию фрагмент учебного пособия Г.Ф. Хлебинской для 11-го класса «Русский язык. Синтаксис простого и сложного предложений», посвященный теме «Словосочетание», на изучение которой отводится 2 урока. Газета «Русский язык» представляла это учебное пособие в № 23/2004.

§ 1. Словосочетание

Это – соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически; служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий.

 

1. 1. Определите группу словосочетаний (глагольное, именное, наречное), вид и тип синтаксической связи между словами.

2. Выпишите слова с пропущенными буквами в два столбика: с безударными гласными, проверяемыми ударением; с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Объясните значения этих слов (при необходимости обратитесь к «Школьному словарю иностранных слов»).

Аб_ригены Австралии, эстетика ав_нгардизма, широкая ав_ню, аг_нтурная сеть, рьяно аг_тировать, картины абстр_кционистов, оба акс_лерата, служащий на альт_рнативной основе, крайне амб_циозно, амн_стированный досрочно, анн_тация к книге, подходящая ауд_тория, поступать ан_логично, арб_тражная комиссия, бр_вируя молодостью, в_ндализм завоевателей, в г_тическом стиле, работающий в дельф_нарии, первый из д_настии, желающие имм_грировать, трое из кв_нтета, каждый из к_рифеев, незадолго до ф_рсирования, виды л_цензий, плотный л_нолеум, обв_ненный в м_ркантильности, провести плеб_сцит, нечто ор_гинальное, необходимые ингр_диенты, интенс_фикация производства.

2. 1. Определите группу словосочетаний, вид и тип синтаксической связи между словами.

2. Вставьте пропущенные буквы. Ответьте на вопрос: почему слова с пропущенными буквами сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила написания чередующихся гласных в корне слова.

1. Бл_стательная коалиция, соч_тание компонентов, проб_раться сквозь конопляник, выт_реть досуха, зан_маться вдвоем, едва к_саясь, из касты неприк_саемых, соприк_снувшись с коррупцией, безотл_гательная конфискация, одно из предпол_жений, отл_жить надолго, предл_гать компромисс.

2. Выг_ревшая лаборатория, ликвидировать возг_рание, выг_реть начисто, сг_реть дотла, заг_релый пл_вец, з_ревая полоса, внезапное оз_рение, прекл_няться перед тв_рцом, накл_нясь к клавиатуре, готовый покл_няться, держаться на пл_ву, два попл_вка, каждый из пл_вцов, удивительное тв_рение, претв_рить в жизнь, осушение пл_вунов, надоедливые жуки-пл_вунцы.

3. Нар_щение капитала, возр_стной ценз, выр_стить в палисаднике, р_стки папоротника, выр_сший мгновенно, ск_кать вприпрыжку, выск_чить на перрон, соск_чить на ходу, имитируя ск_чок, заск_чить в дельфинарий, некто на ск_куне.

4. Неср_вненное кокетство, кто-то из р_весников, дифференцируя ур_внение, пор_внявшись с коллегами, зар_внять канаву, ур_внять шансы, ур_внять дорожку, удивительно ур_вновешенный, непром_каемая пелерина, пром_чить кроссовки, вым_кший до нитки, три пром_кашки, подм_чив репутацию.

<...>

5*. 1. Замените данные словосочетания одним словом, а словам дайте толкование.

2. Вставьте пропущенные буквы, во всех словах выделите приставки. Объясните, почему слова с данными приставками сгруппированы таким образом. Сформулируйте правила написания приставок.

3. Выпишите шесть словосочетаний разных видов и типов синтаксической связи, разберите их.

прилаг. сущ.

Образец: – словосочетание именное, подчинительное, тип связи – согласование; средство связи – окончание.

I. 1. Отвлеч_нное п_нятие. 2. С_хранять, удерживать р_вновесие. 3. Союз, объед_нение на основе д_говорных об_зательств. 4. Запрет, отмена. 5. С_гласованность, стройность в соч_тании чего-либо. 6. Пре_п_ложение, требующее док_зательств. 7. П_степенное ухудшение, упадок, движение назад. 8. П_дрыв д_верия, ум_ление авторитета кого-либо.

II. 1. Розвальни. 2. Р_звалюха. 3. Россыпи. 4. Р_списка. 5. Россказни. 6. Р_ссказ.

III. 1. (С,з)б_лансировать. 2. (С,з)беркнижка. 3. (С,з)борник. 4. (С,з)пров_цировать. 5. (С,з)делка. 6. (С,з)дравия желаю.

IV. 1. Бе(с,з)форменный, ра(с,з)плывчатый. 2. Бе(с,з)властие, бе(с,з)началие. 3. И(с,з)бранное общество, высший свет. 4. Ра(с,з)рушитель культурных ценностей. 5. И(с,з)правлять текст. 6. И(с,з)кажение, и(с,з)вр_щение учения, идеи. 7. И(с,з)неженный, и(с,з)балованный, праз(?)ный человек.

V. 1. Пр_обл_дать, иметь пр_имущество. 2. Пр_способленчество, пас(?)ивное пр_ятие существующего порядка вещей. 3. Тайная пр_ступная организация. 4. Пр_своение чужого авторства. 5. Пр_остановка каких-либо действий. 6. Съезд, пр_имущественно международный. 7. Процедура пр_влечения к суду п_рламента высших должнос(?)ных лиц, к пр_меру, пр_зидента страны. 8. Коренная пер_мена, пр_вр_щение кого-(чего-)либо. 9. Решение пр_сяжных в судебном процес(?)е. 10. Пр_увеличенная похвала, торжественная речь в честь кого-то. 11. Внутрен(?)е пр_сущий самой пр_роде явления. 12. Решение, пр_нимаемое голосованием. 13. Пр_украшивать, представлять в более пр_влекательном виде, чем есть на самом деле. 14. Дать пр_ют старому или больному человеку.

1.1. Предупреждение ошибок, связанных с образованием словосочетаний

Типичные ошибки в словоупотреблении и характер их возникновения

Характер ошибки

Пример неправильного употребления слова

Пример правильного употребления слова

1. Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах

Жилые комплексы будут построены в новых районах

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость

Успехи сына доставили матери радость

3. Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное

Он принимал желаемое за действительное

4. Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шел только десятый год

Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шел только десятый год

5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель

Катерина предчувствует свою гибель

6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса

Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса

7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа

Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного)

8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Я испытывал специфические чувства.
Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам

Я испытывал особенные чувства.
Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам

9. Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алеши

При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алеши

10. Неоправданное изменение состава фразеологизма. Контаминация различных фразеологизмов

Эта роль стала для актера соловьиной песней.
Необходимо уделить значение образованию

Эта роль стала для актера лебединой песней.
Необходимо уделить внимание образованию

11. Ошибки в управлении

Поезда будут следовать согласно расписания

Поезда будут следовать согласно расписанию

12. Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание

Из-за высокой температуры я потерял сознание

13. Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнем заниматься

На будущей (следующей) неделе начнем заниматься

14. Неудачный оксюморон (оксюморон – новое понятие на основе соединения антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу

Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо

15. Неудачное использование омонимов

Футболисты ушли с поля без голов

Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола

В разговорном, литературно-художественном и публицистическом стилях речи нередко наблюдаются отступления от норм словоупотребления. Это делается с целью создания каламбура (игры слов), выделения определенного смысла, экспрессивной окрашенности содержания. Приведем пример комического переосмысления фразеологизмов:

Если я умру раньше Вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы. (Из письма А.Чехова)

<...>

7*. Исправьте ошибки в словоупотреблении, объясните их характер.

1. Оформление аудитории плодотворно влияет на учащихся.

2. Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты.

3. При встрече с нею я испытывал особые чувства. Меня всегда поражала ее способность менять свое обличение.

4. Торговый комплекс, пляж и автостоянка были как на ладони.

5. Аудитория встретила докладчика долгими и продолжительными аплодисментами. Мне без труда удалось решить эти трудные проблемы.

6. Спортивная школа пока еще не имеет своего помещения. Объяснения были общи, неконкретны. При проверке вскрылись отрицательные стороны неудовлетворительного состояния автобазы. Необходимо обеспечить своевременный контроль, проверку исполнения решения.

7. Мы готовились к экзаменам завернув рукава. На наш взгляд, первым должен был предстать пред белые очки комиссии Серега: он был самым знающим, бодро стоял на ногах. К всеобщему удивлению, он с шумом провалился. Сереге было так обидно, что он кричал навзрыд.

8. Девушка конфиденциально призналась подруге, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее более импонирует ее внешности.

9. Открытие сыграет должный эффект в развитии науки.

10. Вопреки сводки о погоде день был ясным. В настоящий сборник вошло более сто двадцать пять стихотворений. Молодые барды часто собирались у памятника Высоцкого.

11. Благодаря обильным дождям всходы были слабые.

12. Эту фразу надо оставить. Я просмотрел эти строки.

13. Аборигенами Америки являются индийцы. Я одел жокейский костюм, надел на коня попону и отправился на ипподром. Несоизмеримое значение имеет фактор отсутствия необходимых средств.

14. Администрация завода сразу же уцепилась за ценного специалиста. Отправляясь на совещание в руно, директор прихватил с собой завуча.

<...>

9*. Определите, какие лексические особенности слов использованы в данных предложениях.

1. Собирался приехать к вам, да дорога дорога. (А.Чехов) 2. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. (В.Маяковский) 3. Кто написал произведения «Мертвые души», «Живой труп», «Барышня-крестьянка», «Оптимистическая трагедия»? 4. Причешите мне уши. (В.Маяковский) 5. Народ заметно погрустнел от стабильности. (М.Жванецкий) 6. Хороший юмор рождается от печали. (Ю.Максимов) 7. Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин) 8. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов) 9. Друг мой, я очень и очень болен... (С.Есенин) 10. Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь! (А.Блок) 11. Мы открывали Маркса каждый том, но и без чтения мы разбирались в том... (В.Маяковский) 12. То солнечный жар, то ущелий тоска, – не верь ни единой версийке. Который москит, и который мускат, и кто персюки и персики? (В.Маяковский)

10. Найдите стилистические ошибки в тексте, объясните их характер; напишите свой вариант текста.

В этот чудесный вечер зал был полон. В нем собрались отряды, участвовавшие в летних экспедициях школьников. Своеобразно начала свой отчет экспедиция из Карелии: они показывали отрывок из отснятого в экспедиции фильма. В первых кадрах на экране проплывал старый, древний лес. В отблесках лунного света отражались то темные силуэты старых елей, похожих на многоэтажный терем, то колоннада белых берез, то нежное озеро, окруженное осинами. Следующие кадры показывали костяк отряда, собравшийся вокруг костра. Они поют. С каким задором и сердечной теплотой звучит песня!.. Свет зажигается, экспедиция поднимается на сцену. Зал сопровождает ее громкими рукоплесканиями, возгласами одобрения.

(П.Галин)

I. Серьезного внимания заслуживает управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей.

Нормы управления наиболее часто нарушаются в следующих конструкциях:

изучать чтозаниматься чем;
понимать что отдавать себе отчет в чем;
интересоваться чемпроявлять интерес к чему;
быть недовольным чемразочаровываться в чем;
делать выговор кому за чтоупрекать кого в чем;
извещать когосообщать кому;
беспокоиться о ком–чемтревожиться за кого–что;
вера во чтоуверенность в чем;
обидеться на чтообижен чем;
обрадоваться чемуобрадован чем;
обращать внимание на чтоуделять внимание чему;
опираться на чтобазироваться на чем;
отзыв о чемрецензия на что;
отчитаться в чемсделать отчет о чем;
полный чегонаполненный чем;
препятствовать чемутормозить что;
различать что и чтоотличать что от чего;
рассердиться на чторассержен чем;
уплатить за чтооплатить что;
предостеречь от чегопредупредить о чем;
удивляться чемуудивлен чем;
писать о чемописывать что;
быть участником чегоучаствовать в чем и т.д.

Во избежание ошибок необходимо обращаться к Словарю управлений.

Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов (т.е. смешению сходных в лексическом значении слов), например:

  • коснулся о проекте (под влиянием говорил, сообщил, рассказывал);

  • за молодежью принадлежит будущее (под влиянием молодежи принадлежит...);

  • Симонов больше описывает о массе (под влиянием рассказывает, говорит);

  • бывают этим рады (под влиянием довольны);

  • они начинают думать к организованной эвакуации (под влиянием готовиться).

Исправить подобные ошибки можно двумя способами:

1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (описывает массу).

2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого падежа (сообщает, пишет, говорит о массе).

II. Ошибки в конструкциях с двумя глаголами.

Для избежания ошибок необходимо при одном глаголе употреблять существительное, а при другом – местоимение, например:

  • Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. – Композитор знакомится с фольклором и внимательно изучает его.

  • Мы любим и гордимся Родиной. – Мы любим Родину и гордимся ею.

  • Мы познакомились и внимательно изучили тесты. – Мы познакомились с тестами и внимательно изучили их.

  • Научная работа требует умелого подбора и тонких наблюдений над фактами. – Научная работа требует умелого подбора фактов и тонких наблюдений над ними.

  • Сначала он не мог оценить и разобраться во всей сложности жизни. – Сначала он не мог оценить всей сложности жизни и разобраться в ней.

III. В результате совпадений форм разных падежей или разных значений формы одного падежа возникают омонимические выражения, затрудняющие понимание смысла. Во избежание этого следует перестроить предложения, например:

  • Чтение Тургенева продолжалось около часа. (Читал Тургенев или читали его произведения?) – Чтение произведений Тургенева продолжалось около часа. Тургенев продолжал чтение около часа.

  • Девочка несколько раз перечитывала письмо матери. (От матери, для матери, к матери?) – Девочка несколько раз перечитывала матери письмо (...написанное матери, ...написанное матерью).

  • Обвинение врача было необоснованным. (Кем был врач – обвинителем или обвиняемым?) – Обвинение, предъявленное врачом (предъявленное врачу), было необоснованным.

IV. Изредка встречается омонимия управления и согласования. Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например:

  • Сестра Валерия отвечала тихо, но твердо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?) – Валерия отвечала тихо, но твердо. Его сестра отвечала тихо, но твердо.

  • Что показывают данные обследования? (Данные = материалы или данные = эти?) – Что показывают эти обследования? Что показывают материалы (результаты) обследования?

V. Неудобство в понимании смысла высказывания дает скопление падежей. Для более полного понимания этого явления приведем отрывок из «Очерков по стилистике русского языка» А.Н.  Гвоздева:

...Желательно следить за тем, чтобы по возможности сокращать цепь падежей, применяя другие синтаксические конструкции.

А.М. Пешковский приводит созданную в целях эксперимента фразу, в которой нелегко разобраться: Дом племянника жены кучера брата доктора.

Нелегко понять и такую журнальную фразу, приведенную в книге К.И. Былинского «Основы и техника литературной правки»: В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата лаборатории спасательного дела МНИИ нами был поставлен ряд опытов...  – в которой цепь родительных падежей состоит из восьми звеньев.

Несомненно, в целях комизма Л.Н. Толстой дает нарочито трудное для понимания сочетание четырех родительных падежей: Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба второго корпуса («Война и мир»).

Скопление других падежей еще более нетерпимо. Так, уже два творительных мешают один другому, например: Тротуар посыпан песком дворником; Будучи одарен природою талантом, я требую обратить на меня исключительное внимание...

VI. Необходимо также помнить, что:

1. Названия городов, сел и деревень, как правило, согласуются в падеже со словами город, село, деревня, например:

  • В городе Калинове, у деревни Салтыковки, за селом Бородином.

2. Согласуются также название со словом река, например:

  • У реки Волги.

3. Остальные географические наименования (названия озер, островов, полуостровов, заливов, гор, планет, станций и т.д.), как правило, не согласуются в падеже с соответствующими словами и сохраняют начальную форму, например:

  • До планеты Венера, в пустыне Сахара.

11. 1. Составьте словосочетания со связью управления; зависимые слова, заключенные в скобки, употребите в необходимой падежной форме.

2. Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правила написания пре- и при-.

1. Изучать – заниматься (пр_кладная математика).

2. Интересоваться – проявлять интерес (старинные пр_дания).

3. Понимать – отдавать себе отчет (пр_чины пр_ступления).

4. Делать выговор – упрекать (пр_пирательство из-за пустяков).

5. Быть недовольным – разочаровываться (пр_лежание ученика).

6. Извещать – сообщать (пр_зидент).

7. Вера – уверенность (пр_нципиальность, пр_емник).

8. Обидеться – обижен (несправедливые пр_тязания).

9. Обрадоваться – обрадован (пр_красные результаты).

10. Обращать внимание – уделять внимание (пр_ватизация предпр_ятия).

11. Опираться – базироваться (пр_веденные данные).

12. Отзыв – рецензия (пр_мьера спектакля).

13. Предостеречь – предупредить (пр_дательство).

14. Различать – отличать (пр_вычки и наклонности).

<...>

13*. Исправьте предложения. Объясните причины допущенных ошибок.

I. 1. Он этим не успокоился. 2. Она не была уверена в свои силы. 3. Он был чужд рабочего класса. 4. Хорошо прислушиваться в отдаленной рокочущий шум. 5. Техника требует во все больших количествах твердые и прочные металлы.

II. 1. Они мечтали и боролись за счастье. 2. Организация и управление предприятием требует серьезных усилий. 3. Мы ценим и вчитываемся в пушкинские строки о любви. 4. В аналогичное положение попал и не вполне справился учащийся пятой группы.

III. 1. Огласите ответ комиссии. 2. Помощь дивизии пришла вовремя. 3. Казалось, конца этой повести не будет. 4. Девочка одета цыганкой. 5. На завод я послан уполномоченным.

IV. 1. Рабочие бригады выполнили план. 2. Ученица Сергеева сыграла полонез. 3. Родные мамы поздравляли молодоженов.

V. 1. В связи с вопросом необходимости повышения уровня культуры речи служащих аппарата государственных учреждений правительство приняло специальный указ. 2. Команда «Динамо» признавалась этим постановлением главным и единственным серьезным соперником на предстоящем первенстве по футболу команды «Спартак». 3. Темп возрастания спроса компьютеров в нашем городе дал увеличение против истекшего года на 23,1 процента.

14. В предлагаемых отрывках из произведений Л.Н. Толстого найдите словосочетания, иллюстрирующие типы управления, не употребляемые в современном русском языке. Составьте с данными словосочетаниями свои предложения, руководствуясь современными нормами управления.

1. Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так не похоже на то, чего он надеялся. 2. Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека. 3. Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. 4. Один из знакомых Пьеру между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой. 5. Мы разговорились про Москву, про предметы, не имеющие никакого отношения с войной и Кавказом. 6. Месяц бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком. 7. И потом, когда я паду совсем, ты будешь упрекать меня и радоваться на мое падение. 8. Он помог Валентину, которого он вообще покровительствовал с самого рекрутства. 9. Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние вакации в свою деревню.

Приложения

Ключи к упражнениям со знаком «*»

5. I. 1. Абстракция. 2. Балансировать. 3. Альянс. 4. Вето. 5. Гармония. 6. Гипотеза. 7. Деградация. 8. Дискредитация.

II. 1. Сани. 2. Ветхое строение. 3. То, что рассыпано, рассыпалось или расположено во множестве на большом расстоянии. 4. Документ с подписью, подтверждающий получение чего-либо. 5. Рассказ, не внушающий доверия, выдумка. 6. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

III. 1. Установить равновесие, привести в правильное соотношение. 2. Документ, удостоверяющий наличие вклада в банке и отражающий операции по вкладу. 3. Книга, представляющая собой собрание каких-либо литературных произведений, документов и т.п. 4. Умышленно вызвать какие-либо действия (события) путем провокации. 5. Договор о выполнении чего-либо; неблаговидные, предосудительные действия, направленные против кого-либо. 6. Приветствие в армии.

IV. 1. Аморфный. 2. Анархия. 3. Бомонд. 4. Вандал. 5. Корректировать. 6. Профанация. 7. Сибарит.

V. 1. Превалировать. 2. Конформизм. 3. Мафия. 4. Плагиат. 5. Мораторий. 6. Конгресс. 7. Импичмент. 8. Метаморфоза. 9. Вердикт. 10. Дифирамб. 11. Имманентный. 12. Вотум. 13. Идеализировать. 14. Призреть.

7. 1. Нарушение смысловой точности.

Оформление аудитории благотворно влияет на учащихся.

2. Нарушена лексическая сочетаемость слов.

Долохова за его бесшабашность разжаловали в солдаты.

3. Смешение паронимов.

При встрече с ней я испытывал особенные чувства. Меня всегда поражала ее способность менять обличье.

4. Пропуск слова.

Торговый комплекс, пляж и автостоянка были видны как на ладони.

5. Тавтология.

Аудитория встретила докладчика продолжительными аплодисментами. Мне без труда удалось решить эти сложные проблемы.

6. Употребление ненужных уточняющих слов.

Спортивная школа пока не имеет своего помещения. Объяснения были неконкретны. При проверке вскрылось неудовлетворительное состояние автобазы. Необходимо обеспечить своевременную проверку исполнения решения.

7. Неоправданное изменение состава фразеологизмов.

Засучив рукава, светлые очи, крепко стоять на ногах, с треском провалиться, плакать навзрыд.

8. Неправильное употребление иноязычных слов.

Девушка по секрету призналась подруге, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше подходит к ее внешности.

9. Нарушение лексической сочетаемости слов.

Открытие сыграет большую роль в развитии науки.

10. Ошибки в управлении.

Вопреки сводке погоды день был ясный. В настоящий сборник вошло более ста двадцати пяти стихотворений. Молодые барды часто собирались у памятника Высоцкому.

11. Алогизм (соединение несовместимых понятий).

Из-за обильных дождей всходы были слабые.

12. Возникновение двусмысленности вследствие многозначности слова.

Эту фразу надо оставить (исключить или сохранить?) – Эту фразу не нужно употреблять; Эту фразу нужно сохранить. Я просмотрел (бегло ознакомился? пропустил при чтении?) эти строки. – Я прочел эти строки; Я не обратил внимания на эти строки.

13. Смешение паронимов.

Аборигенами Америки являются индейцы. Я надел жокейский костюм, одел коня попоной и отправился на ипподром. Большое значение имеет факт отсутствия необходимых средств.

14. Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов.

Администрация завода сразу же обратила внимание на квалифицированного специалиста. Отправляясь на совещание в руно, директор взял с собой завуча.

9. 1. Явление омографии (омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному): Собирался приехать к вам, да дорога дорога.

2. Использование антонимов.

3. Использование оксюморона в названиях произведений, написанных Н.В. Гоголем, Л.Н. Толстым, А.С. Пушкиным, Вс. Вишневским.

4, 5, 6. Использование алогизмов.

7, 8. Использование оксюморонов.

9, 10. Использование плеоназма.

11. Использование омонимов.

12. Использование паронимов.

13. I. Ошибки в управлении из-за смешения сходных в лексическом значении слов.

1. Это не удовлетворило его. 2. Она не верила в свои силы. 3. Он был далек от рабочего класса. 4. Хорошо вслушиваться в отдаленный рокочущий шум. 5. Для развития техники требуется большое количество твердых и прочных металлов.

II. Ошибка в управлении. Глаголы требуют разных падежей, поэтому при одном необходимо поставить существительное, при другом – местоимение.

1. Они мечтали о счастье и боролись за него. 2. Организация предприятия и управление им требуют серьезных усилий. 3. Мы вчитываемся в пушкинские строки о любви и ценим их. 4. В аналогичное положение попал и не вполне справился с ним учащийся пятой группы.

III. Омонимические выражения возникли в результате совпадения форм разных падежей или разных значений одного падежа.

1, 2. Совпадение форм родительного и дательного падежей у существительных 1-го склонения на -ия.

Нужно: 1. Огласите ответ со стороны комиссии. Или: Огласите ответ в адрес комиссии. 2. Дивизия вовремя пришла на помощь. Или: Помощь, необходимая дивизии, пришла вовремя.

3. Совпадение форм родительного и дательного падежей у существительных 3-го склонения.

Нужно: Казалось, повесть не будет иметь конца. Или: Казалось, у повести не будет конца.

4, 5. Омонимическое выражение возникло в результате разных значений творительного падежа.

Нужно: 4. Девочку одела цыганка. Или: Девочка одета в цыганский костюм. 5. На завод меня послал уполномоченный. Или: Я послан на завод в качестве уполномоченного.

IV. Двусмысленность фраз возникла в результате омонимии управления и согласования.

Нужно: 1. Бригады рабочих выполнили план. Или: Рабочие выполнили план. 2. Ученица по фамилии Сергеева сыграла полонез. Или: Ученица преподавателя Сергеева сыграла полонез. 3. Родственники мамы поздравляли молодоженов. Или: Мамы поздравляли молодоженов.

V. Неудобство в понимании смысла высказывания дает скопление родительных (1, 3) и творительных (2) падежей.

1. Служащие государственных учреждений должны обладать культурой речи. В связи с этим правительство приняло специальный указ. 2. Это постановление признало команду «Динамо» главным и единственным соперником команды «Спартак» на предстоящем первенстве по футболу. 3. По сравнению с прошлым годом в нашем городе спрос на компьютеры увеличился на 23,1 процента.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru