Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.С. СТЕПАНОВА,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 24/2004


Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях

Редактирование фрагмента ученического сочинения

На этом этапе работы формируются навыки последовательно производимых при редактировании действий:

– сначала перечитать текст и найти неоправданные повторы;
– затем продумать способы замены их в каждом ряду;
– заменяя слова и словосочетания, следить за тем, чтобы не просто механически чередовалось слово и соответствующее местоимение, а использовались, где это возможно, синонимы и уместные перифразы;
– перечитать исправленный текст и проверить его речевую грамотность.

Для работы сначала выбирается небольшой отрывок из сочинения, содержащий один тип речевой ошибки – скажем, лексический и корневой повторы. Затем, когда ученики научились справляться с этим видом ошибок, можно выбирать фрагменты с двумя, а впоследствии – с тремя-четырьмя видами ошибок. Важно следить, чтобы школьники правильно классифицировали их и исправляли последовательно, по типам.

Приведем примеры1.

Во второй части Лермонтов говорит о том, что вызывает у него любовь. Здесь он пишет о русской природе, которую он так любит. Сначала Лермонтов рисует типичные черты русской природы в целом: бескрайние просторы, леса, разливы рек, «подобные морям». В стихотворении Лермонтов употребляет эпитеты и сравнения, которые усиливают впечатление широты и бескрайности русской природы.

(Из сочинения «Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Родина”. Впечатление, истолкование, оценка»)

Задания к тексту

1. Запишите текст в тетрадях с интервалом в одну строчку. Найдите в тексте стилистические ошибки. Отметьте их так, как принято (см. табл. 1 в № 24/2004).

2. Исправляя ошибки, заменяйте последовательно каждый ряд необоснованных повторов. Следите за тем, чтобы текст приобретал большую выразительность и чтобы обогащалось его содержание.

Во второй части Лермонтов говорит о том, что (вызывает у него любовь) он любит. Здесь (он) поэт пишет о (русской) родной природе, (которую он так любит) которая ему так близка. Сначала (Лермонтов) он рисует типичные черты (русской природы) русского пейзажа в целом: бескрайние просторы, леса, разливы рек, «подобные морям». В стихотворении (Лермонтов) мастер поэтического слова употребляет эпитеты и сравнения, которые усиливают впечатление широты и (бескрайности) раздолья (русской природы) родины.

3. Перечитайте полученный после исправлений текст, проверьте его стилистическую стройность и содержательную насыщенность.

Перечитывая текст, ученики замечают, что выражение «в стихотворении» в данном контексте неточно, так как речь здесь идет не обо всем стихотворении, а только об определенной его части. Кроме того, это выражение лингвистически не связывает четвертое предложение с предыдущим. Поэтому девятиклассники завершают правку и получают окончательный текст.

Во второй части Лермонтов говорит о том, что он любит. Здесь поэт пишет о родной природе, которая ему так близка. Сначала он рисует типичные черты русского пейзажа в целом: бескрайние просторы, леса, разливы рек, «подобные морям». (В стихотворении) Для этого мастер поэтического слова употребляет эпитеты и сравнения, которые усиливают впечатление широты и раздолья родины.

В ходе этой работы некоторые ученики, особенно склонные к самостоятельному творчеству, пытаются не столько исправлять ошибки, сколько переписывать текст заново («Здесь лучше сказать так...…»). Необходимо терпеливо разъяснять, что редактирование – это именно исправление речевых, стилистических и логических ошибок, направленное на улучшение данного текста, а не создание другого, нового.

Для последующих занятий по редактированию нужно подбирать фрагменты сочинений, в которых содержится уже не один, а два-три типа ошибок. При этом можно обратиться к другим работам на ту же тему или к сочинениям по другим литературным произведениям. Полезно также брать тексты из творческой части недавно написанных изложений.

От общего Лермонтов переходит к конкретному, и это конкретное раскрывает путник, который едет по проселочной дороге:
...Проселочным путем люблю скакать в телеге…
Он использует повтор, чтобы подчеркнуть, что он любит Родину даже вопреки тому, что она печальна. Картины природы возникают самые обычные, типичные для сельской жизни: «в степи ночующий обоз», «желтая нива», «с резными ставнями окно». Но он находит очень яркую деталь – «чета белеющих берез».

(Из сочинения «Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Родина”. Впечатление, истолкование, оценка»)

Этот текст содержит следующие стилистико-речевые ошибки:

1) лексический повтор:
«он» (2) – «он» (2) – «он» (4);

2) неточное, неуместное употребление слов и словосочетаний:

– «раскрывает» (путник) – путник не может «раскрывать» конкретное, раскрывает это автор, который предстает здесь как путник;
– «картины природы» – едва ли обоз и окно можно отнести к деталям «картин природы», скорее это приметы сельского пейзажа.

Здесь уместно объяснить разницу в употреблении слова пейзаж и словосочетания картина природы:

  • пейзаж – в общеупотребительном смысле – это картина природы или местности;

  • пейзаж – в литературном смысле – один из компонентов литературного произведения: описание природы или описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира»2.

Слово пейзаж может быть синонимично словосочетаниям картина природы, описание городского вида, описание сельского вида. Однако о городском или сельском пейзаже нельзя сказать, что это картина природы: дома, улицы, телеги, амбары – это не предметы мира природы.

Есть здесь и грамматические ошибки:

1) местоимение он в начале второго предложения грамматически соотносится со словом путник в первом предложении, а логически – с именем Лермонтов;

2) в последнем предложении не соответствуют падежи слова деталь (в.п.) и поясняющего его слова чета (и.п.).

Есть и логические ошибки: нет логической связи между 1-м и 2-м предложениями, а также между 2-м и 3-м.

Ошибки нужно исправлять в той последовательности, как они встречаются в данном фрагменте. При этом иногда можно прибегать не только к уже упоминавшимся методам редактирования, но и к изменению порядка слов в предложениях, а также к перестройке синтаксических конструкций (например, в последнем предложении исходного текста).

После правки был получен следующий текст.

От общего Лермонтов переходит к конкретному, и это конкретное он раскрывает через восприятие путника, который едет по проселочной дороге. Этот путник – он сам:
...Проселочным путем люблю скакать в телеге...…
Автор использует повтор, чтобы подчеркнуть, что он любит Родину даже вопреки тому, что она печальна. Перед его глазами возникают самые обычные, типичные для сельского пейзажа картины: «в степи ночующий обоз», «желтая нива», «с резными ставнями окно». Но вот появляется очень яркая деталь – «чета белеющих берез».

При чтении уже исправленного текста обнаруживаются еще две ошибки: лексический повтор указательного местоимения этот и прилагательного проселочный в 1-м и 2-м предложениях. Устранив эти ошибки, получим:

От общего Лермонтов переходит к конкретному, и все конкретное он раскрывает через восприятие путника, который едет по сельской дороге. Этот путник – он сам:
...Проселочным путем люблю скакать в телеге…...
Автор использует повтор, чтобы подчеркнуть, что он любит Родину даже вопреки тому, что она печальна. Перед его глазами возникают самые обычные, типичные для деревенского пейзажа картины: «в степи ночующий обоз», «желтая нива», «с резными ставнями окно». Но вот появляется очень яркая деталь – «чета белеющих берез».

Естественно, при постоянном внимании к стилю и логике текстов можно использовать самые разные формы и методы работы, в том числе и карточки с заданиями по восстановлению порядка предложений в тексте, по определению средств связности в тексте, лексические задания.

Редактирование целого сочинения может быть задано на дом как работа над стилистико-грамматическими и логико-речевыми ошибками.

После этих занятий ученики уже значительно внимательнее относятся к способу выражения мыслей при написании творческих работ и дома, и в классе, замечают в них лексические и корневые повторы, логические ошибки и при проверке стараются их исправить. Часто школьники исправляют речевые ошибки уже в чистовике: при переписывании легче обнаружить недостатки стиля. Такие исправления можно и даже нужно прощать (если речь не идет об экзаменационной, итоговой работе), ведь они означают, что ученик стремится быть требовательным к своему слову.


1 Все фрагменты взяты из работ девятиклассников школы № 1271 за 2002–2003 учебнй год.

2 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 272.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru