МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.С. СТЕПАНОВА,
г. Москва
Продолжение. Начало в № 24/2004
Элементы редактирования при работе
над ошибками в сочинениях
Редактирование фрагмента
ученического сочинения
На этом этапе работы формируются
навыки последовательно производимых при
редактировании действий:
– сначала перечитать текст и найти
неоправданные повторы;
– затем продумать способы замены их в каждом
ряду;
– заменяя слова и словосочетания, следить за тем,
чтобы не просто механически чередовалось слово и
соответствующее местоимение, а использовались,
где это возможно, синонимы и уместные перифразы;
– перечитать исправленный текст и проверить его
речевую грамотность.
Для работы сначала выбирается
небольшой отрывок из сочинения, содержащий один
тип речевой ошибки – скажем, лексический и
корневой повторы. Затем, когда ученики научились
справляться с этим видом ошибок, можно выбирать
фрагменты с двумя, а впоследствии – с
тремя-четырьмя видами ошибок. Важно следить,
чтобы школьники правильно классифицировали их и
исправляли последовательно, по типам.
Приведем примеры1.
Во второй части Лермонтов говорит о
том, что вызывает у него любовь. Здесь он пишет о
русской природе, которую он так любит. Сначала
Лермонтов рисует типичные черты русской природы
в целом: бескрайние просторы, леса, разливы рек,
«подобные морям». В стихотворении Лермонтов
употребляет эпитеты и сравнения, которые
усиливают впечатление широты и бескрайности
русской природы.
(Из сочинения «Стихотворение М.Ю.
Лермонтова “Родина”. Впечатление, истолкование,
оценка»)
Задания к тексту
1. Запишите текст в тетрадях с
интервалом в одну строчку. Найдите в тексте
стилистические ошибки. Отметьте их так, как
принято (см. табл. 1 в № 24/2004).
2. Исправляя ошибки, заменяйте
последовательно каждый ряд необоснованных
повторов. Следите за тем, чтобы текст приобретал
большую выразительность и чтобы обогащалось его
содержание.
Во второй части Лермонтов говорит о
том, что (вызывает у него любовь) он любит.
Здесь (он) поэт пишет о (русской) родной
природе, (которую он так любит) которая ему так
близка. Сначала (Лермонтов) он рисует
типичные черты (русской природы) русского
пейзажа в целом: бескрайние просторы, леса,
разливы рек, «подобные морям». В стихотворении
(Лермонтов) мастер поэтического слова
употребляет эпитеты и сравнения, которые
усиливают впечатление широты и (бескрайности) раздолья
(русской природы) родины.
3. Перечитайте полученный после
исправлений текст, проверьте его стилистическую
стройность и содержательную насыщенность.
Перечитывая текст, ученики замечают,
что выражение «в стихотворении» в данном
контексте неточно, так как речь здесь идет не обо
всем стихотворении, а только об определенной его
части. Кроме того, это выражение лингвистически
не связывает четвертое предложение с предыдущим.
Поэтому девятиклассники завершают правку и
получают окончательный текст.
Во второй части Лермонтов говорит о
том, что он любит. Здесь поэт пишет о родной
природе, которая ему так близка. Сначала он рисует
типичные черты русского пейзажа в целом:
бескрайние просторы, леса, разливы рек, «подобные
морям». (В стихотворении) Для этого мастер
поэтического слова употребляет эпитеты и
сравнения, которые усиливают впечатление широты
и раздолья родины.
В ходе этой работы некоторые ученики,
особенно склонные к самостоятельному
творчеству, пытаются не столько исправлять
ошибки, сколько переписывать текст заново
(«Здесь лучше сказать так...…»). Необходимо
терпеливо разъяснять, что редактирование – это
именно исправление речевых, стилистических и
логических ошибок, направленное на улучшение
данного текста, а не создание другого, нового.
Для последующих занятий по
редактированию нужно подбирать фрагменты
сочинений, в которых содержится уже не один, а
два-три типа ошибок. При этом можно обратиться к
другим работам на ту же тему или к сочинениям по
другим литературным произведениям. Полезно
также брать тексты из творческой части недавно
написанных изложений.
От общего Лермонтов переходит к
конкретному, и это конкретное раскрывает путник,
который едет по проселочной дороге:
...Проселочным путем люблю скакать в телеге…
Он использует повтор, чтобы подчеркнуть, что он
любит Родину даже вопреки тому, что она печальна.
Картины природы возникают самые обычные,
типичные для сельской жизни: «в степи ночующий
обоз», «желтая нива», «с резными ставнями окно».
Но он находит очень яркую деталь – «чета
белеющих берез».
(Из сочинения «Стихотворение
М.Ю. Лермонтова “Родина”. Впечатление,
истолкование, оценка»)
Этот текст содержит следующие
стилистико-речевые ошибки:
1) лексический повтор:
«он» (2) – «он» (2) – «он» (4);
2) неточное, неуместное употребление
слов и словосочетаний:
– «раскрывает» (путник) – путник не
может «раскрывать» конкретное, раскрывает это
автор, который предстает здесь как путник;
– «картины природы» – едва ли обоз и окно можно
отнести к деталям «картин природы», скорее это
приметы сельского пейзажа.
Здесь уместно объяснить
разницу в употреблении слова пейзаж и
словосочетания картина природы:
пейзаж – в общеупотребительном
смысле – это картина природы или местности;
пейзаж – в литературном смысле –
один из компонентов литературного произведения:
описание природы или описание «любого
незамкнутого пространства внешнего мира»2.
Слово пейзаж может быть
синонимично словосочетаниям картина природы,
описание городского вида, описание сельского
вида. Однако о городском или сельском пейзаже
нельзя сказать, что это картина природы: дома,
улицы, телеги, амбары – это не предметы мира
природы.
Есть здесь и грамматические ошибки:
1) местоимение он в начале второго
предложения грамматически соотносится со словом
путник в первом предложении, а логически – с
именем Лермонтов;
2) в последнем предложении не
соответствуют падежи слова деталь (в.п.) и
поясняющего его слова чета (и.п.).
Есть и логические ошибки: нет
логической связи между 1-м и 2-м предложениями, а
также между 2-м и 3-м.
Ошибки нужно исправлять в той
последовательности, как они встречаются в данном
фрагменте. При этом иногда можно прибегать не
только к уже упоминавшимся методам
редактирования, но и к изменению порядка слов в
предложениях, а также к перестройке
синтаксических конструкций (например, в
последнем предложении исходного текста).
После правки был получен следующий
текст.
От общего Лермонтов переходит к
конкретному, и это конкретное он раскрывает
через восприятие путника, который едет по
проселочной дороге. Этот путник – он сам:
...Проселочным путем люблю скакать в телеге...…
Автор использует повтор, чтобы подчеркнуть, что
он любит Родину даже вопреки тому, что она
печальна. Перед его глазами возникают самые
обычные, типичные для сельского пейзажа картины:
«в степи ночующий обоз», «желтая нива», «с
резными ставнями окно». Но вот появляется очень
яркая деталь – «чета белеющих берез».
При чтении уже исправленного текста
обнаруживаются еще две ошибки: лексический
повтор указательного местоимения этот и
прилагательного проселочный в 1-м и 2-м
предложениях. Устранив эти ошибки, получим:
От общего Лермонтов переходит к
конкретному, и все конкретное он раскрывает
через восприятие путника, который едет по сельской
дороге. Этот путник – он сам:
...Проселочным путем люблю скакать в телеге…...
Автор использует повтор, чтобы подчеркнуть, что
он любит Родину даже вопреки тому, что она
печальна. Перед его глазами возникают самые
обычные, типичные для деревенского пейзажа
картины: «в степи ночующий обоз», «желтая нива»,
«с резными ставнями окно». Но вот появляется
очень яркая деталь – «чета белеющих берез».
Естественно, при постоянном внимании к
стилю и логике текстов можно использовать самые
разные формы и методы работы, в том числе и
карточки с заданиями по восстановлению порядка
предложений в тексте, по определению средств
связности в тексте, лексические задания.
Редактирование целого сочинения может
быть задано на дом как работа над
стилистико-грамматическими и логико-речевыми
ошибками.
После этих занятий ученики уже
значительно внимательнее относятся к способу
выражения мыслей при написании творческих работ
и дома, и в классе, замечают в них лексические и
корневые повторы, логические ошибки и при
проверке стараются их исправить. Часто школьники
исправляют речевые ошибки уже в чистовике: при
переписывании легче обнаружить недостатки
стиля. Такие исправления можно и даже нужно
прощать (если речь не идет об экзаменационной,
итоговой работе), ведь они означают, что ученик
стремится быть требовательным к своему слову.
1 Все фрагменты
взяты из работ девятиклассников школы № 1271 за
2002–2003 учебнй год.
2 Литературный
энциклопедический словарь / Под ред. В.М.
Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Сов.
энциклопедия, 1987. С. 272.
|