Я ИДУ НА УРОК
Д.В. НОВИКОВ,
г. Александровск,
Сахалинская обл.
Смешное в рассказах М.Зощенко
«Галоша», «Встреча»
Конспект урока внеклассного
чтения
6-й класс
Цели:
– продолжить знакомство учеников с
произведениями М.Зощенко;
– развивать умение работать самостоятельно с
книгой;
– овладевать культурой общения.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть.
На доске написан эпиграф к уроку, я его
читаю, ученики записывают:
Постарайтесь рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно),
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
II. Беседа о писателе.
– Вы записали эпиграф. Теперь скажите,
что он означает, какой у него смысл? (Ученики
должны высказать свои мнения.)
– Вообще, Михаил Зощенко был веселым
человеком, как вы думаете? Как вы это докажете?
(Ученики приводят примеры из прочитанных ими
рассказов М.Зощенко.)
– Да, действительно, этот писатель
создавал веселые произведения. (Далее
рассказываю немного о М.Зощенко как юмористе.)
Ученики дополняют рассказ известными им
сведениями о писателе.
III. Литературная беседа.
Вы должны были прочитать дома
самостоятельно рассказы «Галоша» и «Встреча».
Когда вы читали эти произведения, то, наверное,
увидели, что они построены на каком-то смешном
эпизоде. Сейчас два ученика из вашего класса
перескажут содержание рассказов «Галоша» и
«Встреча», но сначала мы должны выяснить, что
такое юмор. Попробуйте сформулировать свое
определение.
Запишите в свои словарики: Юмор
– изображение чего-то в смешном, комическом
виде.
Еще нам потребуется такое понятие, как
сатира. Сатира (от лат.) – обличение людских
пороков и недостатков жизни, отрицательных
явлений действительности.
Вы, конечно же, заметили, что между
сатирой и юмором есть что-то общее. А чем они
различаются? Да, юмор вышучивает, а сатира – обличает.
Ну а теперь мы переходим к вашим пересказам,
после чего я задам несколько вопросов.
Далее задаю вопросы классу.
1. Мы прослушали два пересказа, но в
каком же из них присутствует юмор, а в каком –
сатира? Как писатель высмеивает в рассказе
«Галоша» волокиту и бюрократизм? Найдите в
толковых словарях значения этих слов и выпишите
их в свои словарики. (Толковые словари лежат у
каждого на парте.)
2. Литературовед А.Н. Старков писал так:
«У героя зощенковских рассказов вполне
определенные и твердые взгляды на жизнь.
Уверенный в непогрешимости собственных
воззрений и поступков, он, попадая впросак,
каждый раз недоумевает и удивляется. Но при этом
никогда не позволяет себе открыто негодовать и
возмущаться...».
3. Обратите внимание на речь героев
наших рассказов.
Найдите в речи героев рассказа
«Встреча» примеры неуместного смешения слов
разных стилей, что производит комический эффект.
Какие особенности речи вы видите в рассказе
«Галоша»?
4. Каким вы себе представляете главного
героя рассказа «Галоша»? Что в нем смешного? В его
поступках? Мы можем поставить автора на место
героев рассказа?
IV. Заключение.
Вопрос классу. С чьей точки зрения
показываются все события в рассказах? (Рассказчика.)
Верно, все события показываются с
точки зрения автора, причем он является не только
свидетелем, но и участником всех событий. Так
достигается эффект большей достоверности
событий, такое повествование позволяет передать
язык и характер героя, даже если истинное лицо
человека противоречит тому, кем он себя
представляет, как в рассказе «Встреча».
Но вернемся к теме урока – смешное в
рассказах Зощенко. Что же смешного в рассказах
«Галоша» и «Встреча»? Почему они смешные? А как вы
думаете, смеяться нужно человеку? Для чего? Так
давайте же будем больше смеяться и меньше
грустить! Но имейте в виду, что смех без причины –
признак ... к увольнению.
Урок окончен, до свидания!
Домашнее задание
Вспомните самый смешной случай в
вашей жизни и напишите о нем сочинение.
|