Я ИДУ НА УРОК
Т.Б. ДУДКОВА,
г. Сургут
Комплексный анализ художественного
лирического текста.
Роль причастий в тексте
7-й класс
Цели:
Образовательная
Познакомить учеников с
изобразительными возможностями причастий.
Продолжать учить комплексному анализу текста,
расширяя представления о богатстве русского
языка.
Развивающая
Продолжать развивать навыки
комплексного анализа текста (с точки зрения
художественно-литературных особенностей и
особенностей разделов русского языка).
Совершенствовать умение находить связи между
разделами, умение грамотно и связно
формулировать ответы, основанные на данных
всестороннего анализа текста.
Воспитательные
Воспитывать интерес и уважение к
родному языку и его богатствам, желание
пользоваться средствами его выразительности,
потребность говорить красиво и образно.
Воспитывать уважение к родной истории и
мастерству поэта, потребность в их изучении.
ХОД УРОКА
1. На доске записано стихотворение
Б.Тёдерса «Пуля», которое записывается учениками
в тетрадь; при этом комментируются орфограммы и
пунктограммы, известные детям.
ПУЛЯ
На ладони от глины оттертая
Девятиграммовая,
Мертвая,
Пуля – давняя, заржавевшая,
Над виском моим
просвистевшая.
За душой моей приходившая...
Не сумевшая – не убившая.
Пулеметная, бронебойная,
Перелетная – не убойная...
Пролетевшая, не попавшая,
Пацана – меня проморгавшая...
Погребенная, ржой покрытая.
Непрощенная,
Незабытая...
2. Основная часть.
– Итак, мы с вами будем разбирать
лирический художественный текст-описание. Для
этого определим основную цель рода лирики. (Раскрыть
мысли, чувства, настроения лирического героя.)
– Исходя из данных текста можем ли мы
сказать что-нибудь о личности героя? (Этот
человек воевал молодым (пацана – меня
проморгавшая), теперь видит пулю и вспоминает
боевое прошлое.)
– Какое настроение и какие мысли им
владеют? Какими художественно-выразительными
средствами они передаются? (Лирический герой с
печалью, тревогой и радостью одновременно
смотрит на пулю и размышляет о прошлом и
настоящем. Он использует эпитеты (давняя,
заржавевшая, девятиграммовая), метафоры (мертвая
пуля, погребенная), олицетворения (за душой
моей приходившая, не сумевшая – не убившая).)
– Какие части речи преобладают в
тексте и почему? (В тексте преобладают
прилагательные и причастия, потому что этот
текст – художественное описание.)
– Сравните количественное содержание
в тексте прилагательных и причастий. (Причастия:
оттертая, заржавевшая, просвистевшая,
приходившая, не сумевшая, не убившая,
пролетевшая, не попавшая, проморгавшая,
погребенная, покрытая, непрощенная, незабытая.
Прилагательные: девятиграммовая, мертвая,
давняя, пулеметная, бронебойная, не убойная.)
– Почему причастия используются
поэтом чаще? Ответьте на вопрос, подумав, в чем
схожи и чем различаются причастия и
прилагательные? (И те, и другие обозначают
признак, но причастие – связанный с действием, а
прилагательное – признак, характеризующий
предмет, пуля с лирическим героем («пацаном» и
взрослым) – действующее лицо и предмет описания
в тексте.)
– Рассмотрим лексическое значение
некоторых эпитетов и метафор. Что позволяет
многим эпитетам быть в то же время метафорами? (Переносное
лексическое значение.)
Далее учитель и дети анализируют
текст.
От глины оттертая – лирический
герой нашел старую пулю, заржавевшую,
погребенную в земле;
девятиграммовая – стандартный вес пули;
мертвая – безопасная, когда-то несшая
равнодушно смерть;
пулеметная – был пулемет, а не просто автомат
или пистолет;
бронебойная – способная пробить броню;
перелетная – перелетела, не попав в цель;
не убойная – не убившая. Убой – это
уничтожение скота. Война – место, где рядовые
люди часто становятся пушечным мясом, война
убивает в людях человеческое и пробуждает
звериные инстинкты.
Проморгавшая – олицетворяя ставшую
безопасной пулю, рассказчик торжествует над
смертью и радуется жизни;
непрощенная, незабытая – лирический герой
призывает будущие поколения помнить об отдавших
жизнь за Родину.
– Выясним грамматические признаки
причастий. (Это причастия прошедшего времени –
лирический герой рассказывает о том, что уже
было. Действительные причастия (приходившая, не
убившая) – о действующей самостоятельно пуле и
страдательные – когда лирический герой
производит с нею действия (оттертая) или
говорит о своем отношении к ней (непрощенная,
незабытая).)
– Кем не прощена пуля? Почему? (Пуля
не прощена лирическим героем, поскольку она не
унесла его жизнь лишь случайно, но многие
погибли. Рассказчик заявляет, что нужно о войне
помнить. Наверное, для того, чтобы это не
повторилось.)
3. Заключительная часть.
– Согласны ли вы с лирическим героем и
почему?
Дети высказывают свою точку зрения.
Учитель приводит слова старшины Васькова из
книги Б.Васильева «А зори здесь тихие...» о том,
что убивший одну из героинь фашист одновременно
лишил возможности появиться на свет ее детям и
внукам, перерезав ниточку жизни Сони Гурвич.
– Перекликаются ли эти слова с нашим
стихотворением?
Дети рассуждают и приходят к выводу,
что война – совсем не естественное для общества
и человека состояние, потому что погибают люди,
часто в расцвете лет, их детей и внуков тоже
никогда не будет.
– Что помогает поэту донести до нас
мысль о пагубности войны? (Мастерски отобранные
художественно-выразительные средства, которые
здесь представлены преимущественно
причастиями.)
– Таким образом, мастерство поэта
состоит в умелом и точном отборе
художественно-выразительных средств, среди
которых немаловажное место занимают причастия, с
их помощью ярко и живо передается образ в
соотношении с действием. Умело пользоваться ими
следует и нам.
Далее учитель предлагает детям самим
выразительно прочитать текст, предварительно
обсудив интонационные акценты, связанные со
знаками препинания и логическими ударениями.
Домашнее задание. Подберите
эпитеты и метафоры, которые могли бы выразить
отношение рассказчика к победе, до которой ему
посчастливилось дожить.
|