Я ИДУ НА УРОК
С.Н. НИКИТИНА,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина,
г. Зеленодольск,
Республика Татарстан
Экспрессионизм в рок-поэзии
(Опыт исследования
литературного направления на основе
стихотворения Ю.Шевчука «Песня о гражданской
войне»)
11-й класс
Конспект урока словесности
Цели урока:
1. Попытаться выявить закономерности и
особенности экспрессионизма как направления в
литературе.
2. Подумать о месте рок-поэзии в
развитии литературного процесса и музыкальной
культуры страны.
3. Социализация личности учащихся,
продолжение формирования нравственной культуры.
4. Развитие коммуникативных
способностей учащихся.
Оборудование:
1) портреты рок-музыкантов;
2) картины русских авангардистов;
3) сборники песен;
4) записи песен.
Методические приемы:
1) аналитическая беседа;
2) работа с текстом, с информацией;
3) структурирование материала;
4) работа в группах;
5) прослушивание песни и комментарии к ней.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Сегодняшний урок я хочу начать с
некоторых вопросов.
– Литература через образы, созданные
писателями и поэтами, заставляет читателя
задуматься о чем-либо?
– О чем вы задумываетесь, слушая современную
рок-музыку?
(Варианты ответов учащихся разные: о
жизни, о судьбе, о Родине, о нравственных и
философских вопросах бытия.)
– Можно ли отнести рок-поэзию к
литературе?
– Кого из рок-поэтов вы знаете? (Ученики обычно
называют такие имена: В.Цой, К.Кинчев, Ю.Шевчук,
А.Макаревич, В.Бутусов и др.)
– Как обычно строится рок-песня? Почему она
заставляет вас думать о важных вопросах жизни?
Какими художественными средствами автор
достигает нужного эмоционального воздействия на
читателя и слушателя?
Об этих достаточно непростых вопросах
мы и поговорим сегодня на уроке. Итак, ставим
задачу урока (дети высказывают свои версии о цели
урока) – попытаться выяснить, какими
особенностями обладает экспрессионизм в
рок-поэзии.
(Сложность поставленной задачи
состоит в том, что для исследования ученикам
предлагаются только тексты песен Ю.Шевчука и
В.Цоя и определения, записанные на доске.)
II. Знакомство с определениями
экспрессионизма и текстом двух песен (см.
приложение).
III. Прослушивание текста песни
Ю.Шевчука
«Песня о гражданской войне». (В ходе
прослушивания ребята, работая в группах, делают
пометки и записи по обсуждаемым вопросам.)
IV. Аналитическая беcеда по тексту.
1. О чем эта песня? (О том, что люди во
время гражданской войны забывают о вере, о
нравственности, упиваясь войной как грандиозно
поставленным ужасным театральным
представлением.)
2. Какие строки вас особенно потрясли,
удивили, взволновали?
3. Какие литературные аналогии можно
вспомнить, читая текст? (В романе М.Булгакова
«Мастер и Маргарита» говорится о том, что
Абадонна (член свиты Воланда, дьявол войны),
разглядывая хрустальный шар – маленькую модель
Земли, следит за тем, чтобы войны, которые ведут
люди, заканчивались равными потерями обеих
воюющих сторон. В стихотворении Шевчука есть
строки почти о том же:
И справедливость думала занять
чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда:
«Пусть будет смерти поровну».)
4. Что можно сказать о манере пения? (Музыка
очень помогает восприятию текста. Чередование
спокойного, даже тихого пения, часто
переходящего в шепот, с резким, форсированным
звуком, почти криком.)
Теперь попытайтесь, используя текст
песни и записанные на доске определения,
сформулировать основные особенности
экспрессионизма.
V. Работа в группах (5–7 минут).
Ученики делают выводы, записывают их
на листы ватмана и прикрепляют к доске.
VI. Выводы
(Каждая группа объясняет свои выводы).
В ходе урока выясняются следующие
закономерности:
– предметы, явления, характеры,
подвергнутые излому и деформации, превращаются в
формальные средства выражения субъективных
эмоций, трагического мироощущения;
– доминируют жестокость, ложь, человеческие
страдания и тревожное предчувствие катастрофы
как неизбежного следствия действующих законов
жизни;
– лирический герой рок-поэзии проявляется в
момент наивысшего напряжения духовных сил; он
выразитель сильных эмоций;
– эстетические приемы экспрессионизма:
заостренность, резкость, ударность, выделение
одной-двух черт, способность одним приемом
создать образ;
– пейзаж – это серая зарисовка; чаще всего
показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь
человека, его психику; это разорение, запустение;
милитаристский пейзаж; мир, теряющий
жизненность;
– цветовая палитра – типично
экспрессионистская, преобладают черный и
красный цвета (иногда серый, синий); функция цвета
необычна, поскольку он часто заменяет собой
описание предмета;
– жизнь (картина жизни) – выразительное
перевоплощение действительности; повседневная
обыденная жизнь изображена как трагическая и
абсурдная, в ней господствуют ужас и безумие;
– художественные средства – частые повторы,
антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии;
– мироощущение лирического героя трагическое,
напряженное. Однако мир в представлении
лирического героя способен к обновлению.
Каждое утверждение ребята доказывают,
опираясь на строки текста песни. Делаются выводы
и обобщения. Записывается тема-конспект.
VII. Подведение итогов урока.
Вопрос учителя:
– Когда, в какой период могли
появиться эти строки? (В период девальвации
духовных ценностей, в период кризисного
состояния общественной жизни с ее метаниями,
страданиями, трагизмом.)
VIII. Домашнее задание дается по
группам:
1-я группа: составить статью для
«Словаря литературоведческих терминов»
«Экспрессионизм» (используя материалы урока).
2-я группа: подобрать стихи рок-поэтов,
в которых черты экспрессионизма не проявляются;
3-я группа: опираясь на конспект урока,
проанализировать стихотворение В.Цоя «Печаль».
Приложение
I. Записи на доске:
1. Экспрессионизм – направление в
искусстве, провозглашающее основой
художественного изображения подчеркнутую
нервную выразительность образа.
(Словарь С.И. Ожегова)
2. Экспрессионизм – искусство резких,
тревожных красок, искусство крика.
(О.А. Николаенкова)
Юрий Шевчук. «Песня о гражданской
войне».
Виктор Цой. «Печаль».
II. Каждой группе (их 8 или 9)
выдается лист ватмана, на котором написано
начало фразы (закончить ее и сделать выводы
ребята должны сами):
1. Предметы и явления, характеры...
2. Доминируют...
3. Лирический герой...
4. Эстетические приемы...
5. Пейзаж...
6. Жизнь (картина жизни)...
7. Художественные средства...
8. Мироощущение лирического героя...
9. Цветовая палитра...
ПЕСНЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Юрий Шевчук
Страна
швыряла этой ночью – мутной сволочью.
И, разменяв добро на зло, как деньги старые на
новые,
Рвануло. Асфальт, когда он на щеке, как водка с
горечью.
И окна... окна были первые, готовые.
И зло на заливном коне взмахнуло
шашкою.
Добро – оно всегда без кулаков – трясло
культяшками.
Пыталось жалость убедить, помочь опомниться,
Но все быстрее и точней летела конница.
Аплодисменты! На манеж под звездным
куполом
Повыпускала ночь зверей и замяукала,
И заалела, вспотела, вмиг состарилась,
И побледнела, и струхнула, и затарилась.
Чем Бог послал, а черт подсунул им,
А он ведь старый театрал, он любит грим.
Тела вдруг стали все огромные да полые.
И пьяница-сапожник в память нам оставил пленки
голыми.
Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты...
Страна швыряла этой ночью – мутной
сволочью,
Закат, когда он на щеке, как водка с горечью,
Страх покрывал все матом, будто потом, страх брел
по городу.
Ночное небо было дотом, оно еще напоминало чью-то
бороду.
Провинция зевала грустно, нервно в
телевизоры,
А кто-то просто шел домой и ел яичницу.
Дышали трупы тихо, мерно под скальпелем
провизора.
А кто-то в зеркале вертел уже своею личностью.
Страну рвало, она, согнувшись пополам,
искала помощи.
А помощь танков по лоткам давила овощи.
Аплодисменты! Бис!
Везде ревело зрелище.
Стреляло право по беде – увидишь где еще!
Страна рыдала жирной правдой, так и не
поняв истины,
Реанимация визжала, выла бабой, последней
пристанью.
Пенсионеры с палками рубились в городки с
милицией,
А репортеры с галками их угощали блицами.
Да повар-голод подмешал им в жирный суп
довольно пороху.
Герои крыли тут и там огнем по шороху.
И справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда:
«Пусть будет смерти поровну».
Да, погибали эти окна, эти крыши первыми.
Все пули были здесь равны, все мысли верными.
Аплодисменты! Бис! Везде ревело
зрелище.
Стреляло право по беде – увидишь где еще.
И лишь в гримерке церкви пустота в тиши да в
ладане,
Где высота да простота, где баррикады ада нет.
Она горела в вышине, без дыма, пламени,
Я на колени тоже встал, коснувшись этого
единственного знамени.
Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты...
Страна швыряла прошлой ночью – мутной
сволочью.
Страна скребла лопатой по крови, покрытой инеем.
Да по утрам вся грязь, все лужи отражают синее.
Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.
На память – фото пирамид с пустыми
окнами-глазницами.
Аплодисменты! Чудный вид с листом кленовым да с
синицами.
А будущее, что только родилось, беззвучно
плакало.
А время тикало себе, а сердце такало.
Правда на правду,
Вера на икону,
А земля да на цветы.
Это я да это ты...
ПЕЧАЛЬ
Виктор Цой
На
холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом – ночь,
А над ночью – луна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
А вокруг – благодать, ни черта не
видать.
А вокруг – красота, не видать ни черта.
И все кричат: «Ура!».
И все бегут вперед.
И над этим всем новый день встает.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
|