Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.Х. ЭБЗЕЕВ,
г.Анапа

Продолжение. Начало в № 25–26/2004


Предлоги: проблемы изучения и обучения

Синонимия предлогов

Следующий – важнейший – этап работы над непроизводными предлогами – это овладение знаниями о синонимии предлогов. Многозначность предлогов – это база для синонимии. Но при всей близости синонимичных предлогов они (как и любые синонимы вообще) будут отличаться друг от друга:

  • оттенками значения;

  • стилистической принадлежностью;

  • тем и другим одновременно;

  • сочетаемостью с другими словами;

  • частотой употребления;

  • сферой употребления.

В то же время предлоги и сближаются друг с другом на основе своей многозначности: одними значениями каждый многозначный предлог (а именно таковы почти все непроизводные предлоги) сближается с одним-двумя, другими значениями – еще с каким-то из них, последние, в свою очередь, – с другой группой предлогов и т.д., образуя своеобразные синонимические ряды – гнезда.

Наглядное представление о синонимии предлогов дала бы сводная таблица-схема, обязательно цветная.

В ней не будет места лишь одному непроизводному предлогу. Это предлог без. В отличие от всех остальных, он указывает на отсутствие предмета, явления вообще. Единственный его «родственник» – производный предлог кроме.

Центральное место в таблице займет предлог в (во): дело в том, что в предложно-падежных сочетаниях речь идет прежде всего о каких-то действиях, которые либо распространяются на те или иные объекты, либо происходят в каком-то пространстве. Именно поэтому у этого предлога много «родственников», причем таких «узловых», как на, по, с, через, которые, в свою очередь, связаны с другими предлогами.

Назначение такой таблицы – дать наглядное представление о системе взаимных сближений и отталкиваний – иногда весьма неожиданных – в классе предлогов, то есть прояснить природу синонимии предлогов. Необходимое звено работы – тренировочные упражнения, связанные с употреблением предлогов-синонимов и призванные усилить практическую направленность занятий.

Употребление синонимичных предлогов

Приводим иллюстративный материал, который можно включать по мере необходимости в самые различные упражнения.

Предлоги в (во) – на

Эти предлоги синонимичны при указании на местонахождение, средства передвижения, сферу деятельности. При этом возможны следующие варианты:

а) различаются оттенками значения: смотреть в глаза, в небо, в лицо (если имеется в виду: смотреть в одну точку) – смотреть на глаза, на небо, на лицо (смотреть вообще на объект, охватывая большое пространство);

б) различаются по способности (неспособности) сочетаться с определенными словами: всматриваться, вглядываться в (не на!) человека, горы, рукопись, глаза;

в) совпадают при употреблении с некоторыми словами: слезы в глазах – слезы на глазах (но: печаль, тоска, страх, ненависть, изумление в глазах), поставили в кухне – поставили на кухне, играют во дворе – играют на дворе и т.д.;

г) один из предлогов употребляется чаще: выйду в (на) поле, но: выйду в степь, зато: выйду на улицу, на простор;

д) при обозначении средств передвижения при глаголах движения чаще употребляется предлог на: ехать на поезде, машине, трамвае, автобусе, троллейбусе, лететь на самолете, вертолете, плыть на пароходе, корабле, лодке...;

е) один из предлогов употребляется в профессиональной речи, другой – в нейтральной: служить на флоте (профессиональная речь) – служить во флоте (нейтральная речь);

ж) один из предлогов закреплен в устойчивых словосочетаниях: первый парень на деревне, первый на селе кузнец, в то время как жить, работать в селе, деревне;

з) различаются – часто немотивированно – сочетаемостью с определенными словами: работать в комбинате бытового обслуживания, но: работать на мясокомбинате; в спортивных играх, но: на Олимпийских играх.

Кроме того, каждый из этих предлогов (в и на) в целом ряде значений сближается с предлогом по.

Предлоги в – по

Синонимичны при указании на место, направление и распространение, а также при обозначении повторяемости действия. При этом предложно-падежные сочетания различаются только оттенками значений, а стилистически нейтральны:

а) ездили в села (указано лишь направление действия) – ездил по селам (последовательное распространение действия на ряд объектов);

б) бродить, гулять, ходить в лесу, в парке, в степи (указание только на место действия) – бродить, гулять, ходить по лесу, по парку, по степи (здесь дополнительный оттенок значения: распространение действия на весь объект);

в) в выходные дни вставали поздно – по выходным дням вставали поздно (в первом случае указание на то, что действие совершалось только в определенные дни, во втором – актуализация другого оттенка значения – указание на регулярность, повторяемость этого действия).

Предлоги на – по

Синонимичны при указании на место действия: картины развешаны на стенах, расселись на лавках (указание только на место действия) – картины развешаны по стенам, расселись по лавкам (здесь еще дополнительный оттенок значения – распространение действия по всей поверхности).

Предлоги на – за

Могут выступать в синонимичных предложных сочетаниях с общим значением «место действия и объект, на который оно направлено». Но оттенки значений настолько расходятся, что принципиально изменяют семантику всего словосочетания:

охотиться на кого-нибудь – это «заниматься охотой»;
охотиться за кем/чем-либо – это «стараться раздобыть».

Еще важнее показать ученикам, как предлоги, имеющие одинаковые значения, различаются выраженной стилистической окраской.

Предлоги с (со) – от

сгореть со стыда – сгореть от стыда;
приуныть с горя – приуныть от горя;
потеряться со страху – потеряться от страха.

Эти пары полностью совпадают по своей семантике, но первые имеют оттенок разговорности, вторые стилистически нейтральны.

Предлоги с – около

Семантика словосочетаний с этими предлогами при указании на приблизительность совпадает, но очевидна их стилистическая неоднородность:

проучиться около года – проучиться с год;
прождать около недели – прождать с неделю;
путешествовать около года – путешествовать с год.

Сочетания левого столбика стилистически нейтральны, правого – принадлежность разговорного стиля. О стилистическом различии между этими предлогами красноречиво говорит и следующий факт: из них предлог с может сочетаться с уменьшительно-ласкательными формами имен (они тоже носят выраженный характер разговорности): с годик, с недельку, с месячишко, но не около годика, недельки, месячишка.

Предлоги по – после

Синонимичны словосочетания с данными предлогами со значением последовательности одного явления за другим, но различаются стилистически:

осмотреться по приезде на место – после приезда на место;
по окончании школы поступить в техникум – после окончания школы поступить в техникум;
по наступлении вечера вернуться – после наступления вечера вернуться.

Первый вариант – книжный стиль, второй – нейтральный.

Предлоги с – из

Синонимичны в словосочетаниях с пространственно-объектным значением. Но при этом важно объяснить ученикам, что как антоним предлог из соотносится с предлогом в, а с – с на. Сравните:

учиться в школе – возвращаться из школы;
живет в Москве – приехал из Москвы;
работал на фабрике – ушел с фабрики;
сидел на крыше – упал с крыши.

При работе над этими двумя предлогами нужно учитывать, что ученики часто не различают их.

Иллюстративный материал по синонимии непроизводных предлогов можно сократить или пополнить, но в любом случае торопиться и перегружать детей не следует.

После изучения предлогов, союзов и частиц необходимо организовать их обобщающее повторение с общей целью – научить различать эти части речи и тем самым подготовить их к изучению синтаксиса.

В основе такой работы – актуализация функциональных различительных свойств каждой из служебных частей речи. При этом обнаружится резкая противопоставленность частиц союзам и предлогам: если последние связывают определенные синтаксические единицы (слова или части сложного предложения), то «служебность» частиц довольно условна, по крайней мере не столь очевидна, как в случае с предлогами и союзами.

Частицы, в сущности, полузнаменательные слова, и именно по этой причине они способны придавать те или иные оттенки – смысловые или эмоциональные – значениям отдельных слов и целых предложений.

Что же касается противопоставленности друг другу двух других служебных частей речи, то предлог входит в словоформу управляемого слова внутри словосочетания и вместе с окончанием этого управляемого слова является средством выражения (оформления) связи между главным (управляющим) и зависимым (управляемым) словами.

А союзам нет места внутри словосочетаний, так как они связывают однородные члены или части сложносочиненного предложения (то есть синтаксически равноправные единицы) или части сложноподчиненного предложения (то есть синтаксически неравноправные единицы). В первом случае это сочинительные союзы, во втором – подчинительные.

Для закрепления этих функциональных различительных свойств служебных слов можно предложить ученикам простейший алгоритм. Он может выглядеть следующим образом.

Пусть:

А – любое служебное слово;
В – частица;
С – сочинительный союз;
D – подчинительный союз;
Е – предлог.

Составляем алгоритм

Алгоритм можно, разумеется, составить и другой: несколько усложнить, введя, скажем, показатели и знаменательных слов, или, наоборот, упростить, исключив отграничение сочинительных союзов от подчинительных, – это решит сам учитель, сообразуясь с конкретной ситуацией. Но необходимость в разумных пределах алгоритмизации учебного материала при «сортировке» лингвистических явлений очевидна.

Первая большая тема по синтаксису – это «Словосочетание». Роль предлогов здесь можно и нужно уточнить. К этому времени ученики уже знают, что предлоги – это грамматическое средство выражения синтаксических отношений между двумя (иногда – несколькими) словами, находящимися только в подчинительной связи, одно из которых подчиняет себе другое, то есть между компонентами словосочетания.

Ребята знают, конечно, не саму дефиницию, приведенную выше, а функцию предлогов. Но это знание следует углубить, закрепить, актуализировать: это поможет детям разобраться в природе словосочетаний.

Словосочетание и сочетание слов.
Виды связи в словосочетании

Начать нужно с четкого разграничения понятий «сочетание слов» и «словосочетание»: первое из них – родовое понятие, второе – видовое: любое словосочетание является сочетанием слов, но не всякое сочетание слов – словосочетанием. Приведем примеры:

а) к берегу – сочетание слов, но не словосочетание: в нем только одно знаменательное слово;

б) и красные, и белые, и черные – сочетание слов, но не словосочетание, так как слова в нем связаны сочинительной, а не подчинительной связью;

в) мальчик, выбежавший из-за угла, – то же самое, обособленные члены предложения вместе с определяемыми ими словами составляют не словосочетание, а полупредикатив (т.е. «полупредложение», сравните: мальчик, выбежавший из-за угла, – мальчик, который выбежал из-за угла);

г) выбежавший из-за угла мальчик – словосочетание: все знаменательные слова связаны подчинительной связью и в то же время не образуют полупредикатива.

В последнем примере приводится сложное словосочетание, образованное путем распространения слова мальчик простым словосочетанием выбежавший из-за угла.
Главная задача здесь – подвести ребят к двум принципиально важным выводам:

– части словосочетания связываются только подчинительной связью;
– предлоги возможны только внутри словосочетания.

Следующий шаг – уточнение понятия «подчинительная связь». Это три вида связи:

1) согласование (интересная книга – интересной книги) – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа; средством выражения согласования выступает окончание зависимого слова, и предлог здесь попросту не нужен;

2) управление (думать о друге, вернуться на родину) – вид связи, при которой главное слово требует постановки зависимого в определенной падежной форме, то есть управляет им; средством выражения такой связи является окончание зависимого слова (при беспредложном управлении перехожу улицу, любуюсь природой) или окончание и предлог (при предложном управлении: внимание к людям, встал на рассвете);

3) примыкание (работает хорошо, сидит молча, заставил спрятать, идти быстрее, говорит усмехаясь) – вид связи, при которой зависимое слово связывается с главным только по смыслу, – грамматическое средство связи (окончание зависимого слова и предлог при нем) отсутствует: примыкают слова, при которых предлог вообще невозможен: он «обслуживает» только падежные формы имен.

Вывод: предлоги возможны внутри только тех словосочетаний, компоненты которых связаны по принципу управления.

Примечания

1. Иногда ученики (8–9-х классов) оспаривают правомерность такого вывода, пытаясь доказать, что предлоги возможны и при согласовании, и в качестве аргумента приводят словосочетания типа о новой книге, к высокому дому, в увлажненную землю и т.д. В таких случаях предлоги входят в состав другого словосочетания, части которого связаны способом все-таки не согласования, а управления, например:

говорить о (новой) книге;
подойти к (высокому) дому;
посадить в (увлажненную) землю.

2. Другие ученики неточность вывода видят в том, что не во всех подобных словосочетаниях связь компонентов выражается предлогами: решаю задачу, убираю урожай, люблю отчизну и т.д. Надо помнить, что есть управление не только предложное, но и беспредложное. Кстати, при беспредложном управлении зависимым словом могут – в принципе – выступать не только имена (см.: прошу вас (о чем?) не шуметь), а при предложном – только имена.

На этом этапе изучения словосочетаний уместно обратить внимание ребят на наиболее типичные ошибки в употреблении предложных и особенно беспредложных сочетаний:

альтернатива (чему?) хорошему фильму;
аналогичный (чему?) предыдущей задаче;
акцентировать внимание (на чем?) на типичных ошибках;
бахвалиться (чем?) мнимой красотой;
грустить (грусть) (о ком, о чем?) о сестре, о прошлом;
грустить (грусть) (по кому, чему?) по сестре, по прошлому;
грустить (грусть) (по ком?) по нас, по вас;
дивиться (чему?) небывалому красноречию друга;
господствовать (над чем?) над местностью;
верить (вера) (во что?) в завтрашний день;
уверять (уверенность) (в чем?) в завтрашнем успехе;
заведовать (заведующий) (чем?) складом, кабинетом, отделом;
замереть (от чего?) от ужаса;
изобличить (в чем?) в нечестности;
изумиться (чему?) странному поведению;
изумленный (изумлен) (чем?) странным поведением;
иммунитет (к чему? против чего?) к пошлости, против пошлости;
симпатизировать (кому? чему?) мастеру;
импульс (к чему?) к активной деятельности;
заинтересовать (кого?) присутствующих;
интриговать (вести интриги) (против кого?) против недругов;
искусный (в чем?) в проведении конкурсов;
спросить (что? чего?) книгу (конкретное сущ.); разрешения, согласия (абстрактное сущ.);
командовать (кем, чем?) полком, парадом;
командующий (чем?) флотом, армией, войсками округа;
конкурс (на что?) на лучшую иллюстрацию;
лекарство (от чего? против чего?) от ангины, против ангины;
лидировать (в чем?) в велогонке;
любоваться (кем? чем? и разг. на кого, что?) спортсменом, пейзажем, на себя в зеркало;
пренебрегать (чем?) своими обязанностями;
мера (чего? чему?) доброты, зла – доброте, злу;
наесться (поесть очень много) (чего?) мороженого;
наесться (поесть досыта) (чем?) вкусной кашей;
наперерез (кому? чему?) всадникам, колонне машин;
некролог (кому? о ком?) выдающемуся актеру, о выдающемся актере;
неприхотливый (в чем?) в еде;
огорчаться (чему?) поражению, невезению, неудаче;
огорчить (огорчен, огорченный) (чем?) поражением, неудачей, невезением;
опись (чего?) имущества;
отзыв (рецензия) (о чем? на что?) о диссертации, на диссертацию;
памятник (кому? чему?) (в честь чего?) Пушкину в Москве; в честь Победы;
заботиться (о ком? о чем?) о товарищах, о благе людей;
по приезде, по прибытии домой (предложный, а не дательный падеж);
править (управлять, руководить) (кем? чем?) страной, людьми;
предоставить («дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо, делать что-либо») (что? кому?) слово депутату;
представить («доставить, предъявить, сообщить») (что? кому?) отчет, доказательства, список сотрудников бухгалтерии;
смеяться (высмеивать кого, что-либо) (над кем, чем?) над собой;
смеяться (улыбаться) (чему?) шутке;
тосковать (о ком? о чем?) о нем, о тебе, о брате, о сестре, обо всех;
тосковать (с существительными и личными местоимениями) (по кому? по чему?) по Николаю, по тебе, по ним;
тосковать (только с личными местоимениями 1–2-го лица множ. числа) (по ком? по чем?) по вас, по нас.

В заключение следует сказать, что:

а) подача данного материала (в сокращенном или, наоборот, дополненном виде) должна иметь достаточную временную протяженность: за один-два приема ученики не осилят его;

б) в процессе работы над списком обращаем внимание детей не на ошибки, а на грамматическую норму.

Литература

1. Щерба  Л.В. О частях речи в русском языке // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

2. Мещанинов  И.И. Члены предложения и части речи. Л., 1978.

3. Шведова  Н.Ю. Предлоги // Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.

4. Астафьева Н.И. Современный русский язык. Служебные части речи. М., 1982.

5. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Служебные части речи. М., 1987.

6. Шанский Н.М. и др. Современный русский литературный язык. Служебные части речи. М., 1988.

7. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. Справочник для работников печати. М., 1988.

8. БЭС. Языкознание. 2-е изд. М., 2000. С. 394–395.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru