ПОДСПОРЬЕ
Т.Н. ЛЕОНТЬЕВА
Диктанты по М.Булгакову
Старшие классы
Над толпами мятущегося народа
Совершенно внезапно лопнул в прорезе
между куполами серый фон, и показалось в мутной
мгле внезапное солнце. Было оно так велико, как
никогда еще никто на Украине не видал, и
совершенно красно, как чистая кровь. От шара, с
трудом сияющего сквозь завесу облаков, мерно и
далеко протянулись полосы запекшейся крови и
сукровицы. Солнце окрасило в кровь главный купол
Софии, а на площадь от него легла странная тень,
так что стал в этой тени Богдан фиолетовым, а
толпы мятущегося народа еще чернее, еще гуще, еще
смятеннее. И было видно, как по скале поднимались
на лестницу серые, опоясанные лихими ремнями и
штыками, пытались сбить надпись, глядящую с
черного гранита. Но бесполезно скользили и
срывались с гранита штыки. Скачущий же Богдан
яростно рвал коня со скалы, пытаясь улететь от
тех, кто навис тяжестью на копытах. Лицо его,
обращенное прямо в красный шар, было яростно, и
по-прежнему булавой он указывал в дали.
(151 слово)
Вопросы и задания
1. Слова каких лексических
(тематических) групп составляют текст? Выпишите
существительные и сделайте вывод.
2. Объясните необходимость
постановки запятой в 1-м предложении.
3. Есть ли в тексте а) однокоренные, б)
повторяющиеся слова, в) синонимы? Какую роль они
играют в создании образов?
Петькины сны
1. ...Петька Щеглов во флигеле видел сон.
Петька был маленький, поэтому он не
интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни
демоном. И сон привиделся ему простой и
радостный, как солнечный шар.
Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а
на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар,
больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно
бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся,
пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги
резвы и свободны. Петька добежал до алмазного
шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил
его руками. Шар обдал Петьку сверкающими
брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он
расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал
сверчок за печкой. Петька стал видеть иные,
легкие и радостные сны, а сверчок все пел и пел
свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром,
оживляя сонную, бормочущую ночь в семье.
(136 слов)
Этот текст можно дать в виде диктанта.
Здесь есть сложные предложения, деепричастные и
сравнительные обороты, однородные и
неоднородные определения.
Также можно предложить написать небольшое
сочинение – свой вариант сна, который мог
увидеть мальчик, живущий в страшное
революционное время.
В последнюю ночь
2. Последняя ночь расцвела. Во второй
половине ее вся тяжелая синева, завес Бога,
облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было,
что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у
царских врат служили всенощную. В алтаре
зажигали огоньки, и они проступали на завесе
целыми крестами, кустами и квадратами. Над
Днепром с грешной и окровавленной и снежной
земли поднимался в черную, мрачную высь
полночный крест Владимира. Издали казалось, что
поперечная перекладина исчезла – слилась с
вертикалью, и от этого крест превратился в
угрожающий острый меч.
Но он не страшен. Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет,
а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и
дел не останется на земле. Нет ни одного человека,
который бы этого не знал. Так почему же мы не
хотим обратить свой взгляд на них? Почему?
(130 слов)
Вопросы и задания
1. Найдите во 2-м отрывке предложение
с тремя определениями при существительном,
причем два из них соединены повторяющимся союзом
и. В этом случае перед каждым из союзов обычно
ставится запятая. Почему в данном случае запятые
не нужны?
2. Найдите такие сложноподчиненные
предложения, в которых главные части
представляют собой односоставные предложения.
Определите их вид и подчеркните члены
предложения.
|