Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

О.Е. ЕЛЯСОВА,
г. Улан-Удэ


Игры на уроках русского языка

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Учащиеся бывают благодарны учителю, который «всегда что-то придумывает» и тем самым облегчает запоминание и усвоение материала.
Предлагаемые игровые приемы можно использовать при закреплении орфографических и пунктуационных навыков, а также при повторении в начале года и особенно в конце, когда ребята уже устали, с нетерпением ждут каникул и с трудом включаются в процесс обучения. При выполнении некоторых заданий используются заранее приготовленные дидактические материалы, которые включают в себя списки наиболее сложных и наиболее часто употребляемых слов по каждой изучаемой теме.
При организации работы учащиеся разбиваются на группы по четыре человека. Это число участников удобно тем, что не требует пересаживания, перетаскивания стульев, что помогает избежать лишнего шума и экономит время. Игроки поворачиваются друг к другу лицом и сразу приступают к выполнению задания. К тому же отпадает необходимость каждый раз формировать команды: все участники заранее знают, с кем им предстоит работать. В начале учебного года учитель рассаживает учеников таким образом, чтобы в каждой группе были сильные и слабые учащиеся, учитывая по мере возможности пожелания самих ребят.

Эстафета

I вариант

Одним из игровых приемов является эстафета. Игра проходит следующим образом. В центре стола у каждой команды лежат пять листочков – на один листочек больше, чем членов команды. На каждом листочке написано слово, выделена орфограмма. Например, при повторении или закреплении темы «Мягкий знак после шипящих» на первом листочке может быть существительное мужского рода, оканчивающееся на шипящую, на втором – существительное женского рода, на третьем – существительное в форме родительного падежа множественного числа, на четвертом – краткое прилагательное, на пятом – глагол. Точно так же можно распределить на листочках слова по любой другой теме. Задача игроков – привести по одному, два, три подобных примера, в зависимости от необходимости и желания учителя. Записав примеры, учащийся кладет листок на прежнее место и берет другой. Можно передавать листочки по кругу, но в таком случае неизбежна потеря времени. Одни ученики справляются с заданием быстрее, другие медленнее, первые торопят отстающих. Наличие лишнего листочка позволяет каждому ученику работать в своем темпе. Если учащиеся затрудняются в подборе примеров, возможно предоставить им дидактический материал, откуда они смогут подобрать подходящие слова. Одни и те же слова не должны повторяться два раза. По сигналу учителя первый этап игры заканчивается. Листочки передаются соседней команде для проверки. При подведении итогов учитываются количество записанных слов, количество ошибок в написании, соответствие заданной орфографии. Слова, в которых были допущены ошибки и которые были размещены неправильно, записываются в тетради и комментируются. Используя данную модель, возможно повторить несколько правил, если это – повторение в конце или начале года или работа над ошибками. В таком случае на листочках размещаются примеры с различными орфограммами. Целесообразно перед началом работы провести опрос по той теме, над которой будут трудиться учащиеся. В процессе игры повторяется теоретический материал, закрепляются навыки правописания, выявляются пробелы в знаниях.

Эстафета

II Вариант

Еще один вариант применения эстафеты. Он позволяет не только закрепить навыки правописания, но и учит умению классифицировать. На первом этапе команды придумывают равное количество примеров на каждое правило. Например, при изучении правописания приставок пре- и при- можно попросить ребят придумать или выписать из дидактического материала примеры, где приставки обозначают присоединение, приближение, близость, неполноту действия и т.д. Записи делаются на полосках бумаги, которые выдаются заранее, – одно слово на одной полоске. Затем полоски перемешиваются и по кругу передаются соседней команде. Задача учащихся на втором этапе – проделать обратную работу, т.е. распределить уже записанные слова по значению приставок. Чтобы полоски при переходе на следующий этап игры не путались, используются скрепки. С помощью схем учащиеся объяснят письменно орфограмму на отдельной полоске, которая прикрепляется к группе слов. По истечении определенного учителем времени рассортированные полоски бумаги вновь по кругу передаются соседней команде для осуществления проверки, после чего подводятся итоги и записываются неправильно распределенные слова. При подведении итогов обращается внимание также на аккуратность записей и наличие ошибок, о чем следует предупредить до начала игры. Умению классифицировать можно обучать, используя видоизмененную модель данной игры. На втором этапе, вместо того чтобы передать слова соседней команде, игроки оставляют перепутанные полоски бумаги на столе. Каждой команде предлагается найти слова с определенной учителем орфограммой, например, 1-й группе – слова, где приставки обозначают приближение и присоединение, второй – близость и т.д. Учащиеся передвигаются по классу от стола к столу, отыскивая среди полосок бумаги нужные им, затем по истечении времени собираются в группу, анализируют собранный материал, зачитывают его. Задача остальных – внимательно слушать и отслеживать ошибки. Неправильно распределенные и оставшиеся на столах слова анализируются и записываются. Эта модель используется также при изучении синтаксиса и пунктуации, только вместо слов предлагаются предложения.

Составление «цепочек» из слов позволяет активизировать знания учащихся и способствует закреплению навыков правописания. Сначала эта игра проводится при фронтальной работе с классом, например, во время «орфографической» пятиминутки.

Дается слово, в котором можно обнаружить две орфограммы, его написание объясняется, слово записывается. В следующем слове, предложенном учащимися, также должны быть две орфограммы, но одна из них должна повторяться, т.е. в слове должна повторяться одна из морфем из предыдущего слова. Цепочка может выглядеть, например, так: пригореть – прибежать –   – – удивленный и т.д. В дальнейшем, когда учащиеся усвоят правила игры, можно предложить им работать по парам или по группам. Первое слово передается учителем – исходя из того, какие ошибки чаще допускаются учениками, – и далее составляются цепочки. Побеждает та пара или та группа, которая за равный промежуток времени составит наиболее длинную цепочку. Слова записываются, орфограммы выделяются и объясняются. Цепочки могут присоединяться не только последовательной, но и параллельной связью. В таком случае учителю предоставляется возможность поработать именно над теми правилами, которые нуждаются в повторении. Запись может выглядеть примерно так:

В каждом столбике должно быть равное количество слов.

Крестики-нолики

При работе по парам интересно использовать правила всем знакомой игры «Крестики-нолики». Ребятам раздаются листочки бумаги, расчерчивается таблица, но вместо крестиков и ноликов в квадратики предлагается вписывать слова с изучаемыми орфограммами. Если изучается тема «Чередование гласных в корне слова», то игроки с заданиями первого варианта вписывают слова с чередующимися гласными и с буквой и, а игроки с заданиями второго варианта – с буквой е. Если изучается тема «О и ё после шипящих», то, соответственно, вписываются слова с буквами о и ё после шипящих и т.д. По окончании игры выявляются победители, затем те, кто сыграл вничью. Некоторые из слов записываются в тетрадь и комментируются.

Обмен

Игра «Обмен» также предполагает работу по парам, но в данном случае пары создаются и распадаются в течение игры произвольно. Каждому учащемуся выдается карточка, на которой написано несколько слов с пропущенными буквами. Ему предстоит вставить пропущенные буквы и объяснить условия выбора. Лучше, если во всех словах будет вставляться одна и та же буква и необходимо будет вспомнить одно и то же правило. Слабым учащимся можно предложить более легкие для написания слова, а сильным – потруднее, чтобы быть уверенным, что все справятся с заданием. Во время выполнения задания учитель подходит к некоторым учащимся и оказывает им помощь. Разрешается пользоваться учебниками, словарями, схемами. Выполнив задание, ученик отыскивает взглядом товарища, который также закончил работу, и подходит в нему. Происходит обмен карточками. Вновь полученные карточки изучаются, учащиеся объясняют друг другу, какие буквы надо вставить в слова и почему. Если ответ неверный, то владелец карточки указывает на ошибку и объясняет правило. В спорных случаях возможно обращение к учителю. Затем слова записываются в тетрадь, орфограммы выделяются, ученик ищет следующего партнера, чтобы продолжить игру.

Игра заканчивается по сигналу учителя. Подсчитывается количество слов, выявляются победители. Пока класс выполняет следующее задание, учитель просматривает тетради победивших и в случае обнаружения ошибок корректирует результаты. Ошибки анализируются, слова записываются.

Итоги можно подвести и другим способом: собрать тетради и оценить каждую работу исходя из количества правильно написанных слов, а оценки выставить в журнал. Подобная форма работы используется и при изучении пунктуации, тогда ребятам предлагается расставить знаки препинания и объяснить пунктограмму. В качестве варианта вместе с заданиями «Вставьте пропущенные буквы» или «Расставьте знаки препинания» дается дополнительное: найти «третье лишнее» и объяснить, почему именно это слово или предложение является третьим лишним. Карточки в таком случае заполняются соответствующим дидактическим материалом.

Преимущество данной модели урока в том, что она, с одной стороны, стимулирует учащихся к выполнению как можно большего количества заданий, а с другой стороны – позволяет каждому работать в своем темпе. К тому же все участники игры выступают не только в роли обучаемых, но и обучающих, что повышает их самооценку. Возможность во время урока передвигаться по классу снимает напряженность.

Широко известен способ коллективного сочинения сказки или рассказа, когда один учащийся начинает историю, второй продолжает и т.д. Подобную работу можно провести на уроке развития речи, используя принцип игры «Обмен», что позволит вовлечь в работу одновременно весь класс. Учащимся выдаются листочки. Они пишут начало рассказа или сказки – по три предложения. Затем ищут в классе того, кто уже закончил работу, обмениваются листочками и пишут фразу, вновь обмениваются до тех пор, пока учитель не предложит закончить историю. После завершения работы учащиеся делятся на группы по четыре человека, читают и обсуждают сочинения, которые по окончании выполнения задания оказались у них на руках, выбирают лучшие. Лучшие сочинения прочитываются учителем и обсуждаются всем классом.

При работе над описанием также используется данная модель. Например, при изучении темы «Описание помещения» предлагается описать жилища различных сказочных героев, героев фантастических произведений, героев различных повестей и рассказов. При работе над описанием внешности – внешность тех же самых героев. Задания должны быть у всех разные. При работе над сочинением-рассуждением учащиеся продолжают фразу: «Я считаю, что...»; второй, третий, четвертый ученики приводят доказательства данного суждения, пятый делает вывод. При использовании этой формы работы сочинение превращается в увлекательное занятие и для учителя, и для ученика.

По мере того как учащиеся усваивают правила и привыкают к выполнению подобных заданий, проведение их занимает все меньше времени на уроке и приносит все больший результат. Учитель же постепенно накапливает необходимый дидактический материал, и в дальнейшем подготовка к проведению игр почти не занимает времени.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru