Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2004

Я ИДУ НА УРОК

Т.А. КУШЕВИЧ
методист Орловского ИУУ,
частный лицей «Магистр», г. Орел

Продолжение. Начало в № 30 /2004


Уроки русского языка в 11-м классе

Уроки 6–7

Обращение.
Однородные члены предложения.
(Знаки препинания и художественная функция в тексте.)
Понятие об экспрессивном синтаксисе

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с текстом.

Чистое мое, светлое мое, золото певучее, обещание, мечта, зов дальний!
Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая, а смеешься, кричишь, поешь; покорная – изумляешь, дразнишь, заманиваешь; малая, а в тебе народы без числа… захочешь – вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь, слезы вспузырятся, дыхание захолонет, вся-то душа, как полотно на ветру, взволнуется, волнами восстанет, крылами взмахнет!
А то чувство какое бессловесное в груди ворочается, стучит кулаками в двери, в стены: «Задыхаюся! Выпусти!» – а как его, голое-то, шершавое, выпустишь? Какими словами оденешь? Нет у нас слов, не знаем! Как все равно у зверя дикого, али у слеповрана, али русалки – нет слов, мык один!

(Т.Толстая. Кысь).

– Пунктуационное чтение (проверка знаков препинания).
– Является ли обращение, открывающее текст, риторическим? Приведите аргументы.
– Поможет ли это утверждение определить адресата, которому посвящен столь страстный монолог? (Риторическое обращение обозначает не реального собеседника, а предмет художественного изображения, чаще – неодушевленный.) Назовите его. (Книга.)
Какие лексико-синтаксические особенности делают данную фигуру наиболее выразительной, задающей эмоциональный тон и композиционный строй всего текста? (Перечислительная, восклицательная интонация, инверсия, повторы, метафора, словесные ряды, построенные по принципу синтаксического параллелизма, нанизывания однородных членов.)

Для справок

Словесный ряд – это элемент композиции художественного текста. В словесный ряд входят единицы, объединенные какими-либо общими признаками, например, значением, принадлежностью к архаизмам или неологизмам, просторечию или книжной лексике и т.п.
Словесные ряды могут быть выделены по различным признакам… Определение словесный в выражении словесный ряд употребляется в широком смысле. В качестве слагаемых, компонентов словесного ряда могут выступать не только слова, но и словосочетания, различные по синтаксической модели, тропы, фигуры, а также, по мнению академика В.В. Виноградова, разные формы и типы речи.
Словесные ряды в композиции художественного произведения вступают в сложное взаимодействие. Возможны их чередование, взаимопроникновение, параллельное развертывание, преобразование одного в другой.
Словесные ряды, как правило, бывают прерывными, т.е. между составляющими могут располагаться другие единицы текста ([2], с. 236–245).

(На примере анализа отрывка из книги Т.Толстой «Кысь» можно построить отдельный урок – исследование роли словесных рядов в композиции и идейном содержании художественного текста.)

– Монолог героя о книге необычайно выразителен. Яркое, богатое эмоционально-смысловое наполнение достигается прежде всего многообразными синтаксическими средствами языка. Перед нами ярчайший пример текста с экспрессивным синтаксисом.

Экспрессивный (лат. expressio – «выразительность») – выразительный.

– Какие стилистические фигуры, кроме риторического обращения и инверсий, встречаются в данном отрывке? (Риторический вопрос, риторическое восклицание, сравнения, ряды однородных членов.)
– Какую роль в идейном содержании (в понимании основного смысла) играют однородные члены предложения? (Изображение индивидуальных особенностей мышления, эмоционального восприятия речи и др. создает образ персонажа, произносящего монолог.)
– Объясните смысловые различия при постановке тире:

...покорная – изумляешь...… (противопоставление);
...…захочешь – вскружишь голову (причинно-следственные отношения).

Необходимо обратить внимание на способ выражения однородных членов: чаще всего – это глаголы, придающие особый динамизм, усиливающие эмоциональную напряженность, взволнованность речи. При этом образуется смысловая градация, подчеркиваемая зависимыми словами при однородных членах.

Градация (лат. gradatio – «постепенное повышение», gradus – «ступень») – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.

– Выделите окончание, определите и обозначьте спряжение у всех глаголов во 2-м лице.
– Найдите слова, формы и выражения с эмоционально-экспрессивной окраской, определите их стилистическую принадлежность (просторечные слова, формы и выражения: без числа (много), а то, али (или), вспузырятся, захолонет, взволнуется, крылами, задыхаюся, как все равно (как будто); окказионализмы (индивидуально-авторские слова): слеповран, мык (мычание).
– Как проделанная работа позволяет охарактеризовать личность персонажа? (Пылкий, впечатлительный, восприимчивый по натуре, герой недостаточно образован, но интуитивно тянется к знаниям, чувствует магическую силу художественного слова, его непреходящую ценность и роль в жизни людей: «…...нет у нас слов...…»).
– Чем объясняет сам говорящий свое столь трепетное отношение к книге? Найдите ответ в тексте (книга превращает зверя дикого, слеповрана бессловесного в человека).
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова бессловесный.
В тексте слово один повторяется дважды. Определите его частеречную принадлежность и художественную функцию в тексте.(Ты) одна (не обманешь); (мык) один – выделительно-ограничительное значение, близость к частице только.)
– Какова изначальная лексико-грамматическая отнесенность слова один? Почему такой переход – из числительного в частицы – возможен? (Помещение в определенный контекст диктует соответствующие значение и функцию.)

III. Домашнее задание:

  • Записи в тетради.

  • § 78. Упр. 385, 388.

Уроки 16–17

Обособленные члены предложения: их значение и функция в художественном тексте

Знаки препинания служат нотами при чтении.

А.П. Чехов

Изымите все произведение,
если в этом произведении вам не нравится запятая,
но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

А.А. Блок

– Курс русского языка в 11-м классе посвящен синтаксису и пунктуации. Интонация – смысл – пунктуация – важнейшая логическая цепочка, определяющая функционирование любой синтаксической структуры.
– Тема урока. Подберите родственные слова к термину обособленный. Как и родственные слова, морфемный состав слова обособленный помогает понять его смысл? (Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепаратный; об особл енн ый; б//бл.)
– Как вы понимаете слова А.А. Блока? Прямое или переносное значение имеет утверждение поэта?
– Какие художественные приемы лежат в основе двух афоризмов? Сколько второстепенных членов предложения в чеховском высказывании?
– Переведите слова А.П. Чехова на язык науки.
– Какие члены предложения могут быть обособленными? Могут ли обособляться подлежащее и сказуемое? Почему?
Обособленные члены предложения – сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале XX века А.М. Пешковский в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914).
Интонацию, сопровождающую обособление, А.М. Пешковский назвал «обособляющей».
– Каковы характерные признаки «обособляющей» интонации? (Паузы, логические ударения, ритм – особая мелодика, мелодический рисунок.)
Однако ярко выраженная пауза не является универсальным условием обособления (Ср.: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом.)
– Вспомните наиболее общие условия обособления для всех видов определений и обстоятельств.
Причина обособления связана не с формой, т.е. лексико-грамматическим способом выражения, а с семантикой, смыслом, содержанием высказывания.
Наша задача – определить спектр значений обособленных членов предложения.

Задание 1. Перестройте каждые два простых предложения в одно с обособленными членами. Назовите условия обособления и вид обособленного члена.
Сравните исходные и измененные предложения. Сделайте вывод о значении и функции обособленного члена предложения в каждом примере (табл. 1).

Таблица 1

А он просит бури. Он мятежный.

А он, мятежный, просит бури.

Второстепенное сказуемое. Оценка субъекта. Определительное значение

На окне за ночь хризантемы расцвели. Серебряное от инея окно.

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

Образная, метафорическая характеристика предмета. Определительное значение

Однажды я из лесу вышел. Была студеная зимняя пора.

Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел.

Дополнительное сообщение, уточнение. Обстоятельственное значение

Под голубыми небесами великолепными коврами лежит снег. Снег блестит.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Второстепенное сказуемое, добавочная характеристика протекания основного действия. Обстоятельственное значение

Шли тополя по придорожью. Тополя были обнажены ветрами зимы.

Шли тополя по придорожью, ветрами зимы обнаженные.

Равно придаточному предложению, книжный стиль, признак предмета. Определительное значение

Задание 2. Цель данного задания – исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами в прозаическом художественном тексте.
(Отрывок из рассказа И.Бунина предлагался для внеклассного самостоятельного изучения.)

Морозно. Иней на межах наседал так густо, что они, как огромные серебряные папоротники, лежали, пригнувшись к земле. Потом уже ничего нельзя было разглядеть в седой мгле ночи. Чувствуешь только запах снега и слышишь какой-то шепот: это шуршат полозья. И поминутно теряется представление о том, куда едешь.
Но вот во мгле на горизонте стало светлеть. Пробиваясь сквозь нее малиновым шаром, стал подыматься большой месяц, еще мутный, перерезанный пополам лиловатой длинной тучкой.
Подымаясь, он оставил тучку ниже себя, а сам становился все золотистей и прозрачней, и от лошади и саней обозначились тени. Когда же я подъехал к заказу, въехал в сумрак, лежавший от него по полю и испещренный узорами света, вся снежная даль направо была озарена ярко и сияла.

(И.Бунин. Мелитон)

– Найдите и обозначьте обособленные члены предложения, определите условия их обособления, вид.
– Проведем лингвистический эксперимент. Мысленно опустим обособленные структуры из текста. Сравним, в чем состоит различие исходного и измененного вариантов. Обладают ли обособленные члены предложения изобразительно-выразительными возможностями? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на примеры из текста.
– Вывод.

Домашнее задание:

  • Повторите тему «Обособленные члены предложения».

  • Подготовьтесь к письменной контрольной работе по изученной теме.

Урок 18

Контрольная работа на тему «Обособленные члены предложения»

В качестве дидактического материала использованы стихи поэтов Серебряного века: Н.Гумилева и М.Волошина.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте синтаксическую функцию обособленных членов предложения. В скобках назовите условия обособления в каждом примере.

2. Определите авторство: стихи, написанные Н.Гумилевым, и строки, принадлежащие М. Волошину (по графам табл. 2). Коротко обоснуйте свой выбор.

Таблица 2

В зеленых сумерках дрожа и выр_стая
Восторг таинственный пр(е,и)пал к родной земле
И прежние слова уносятся в мгле
Как ч_рных ласточек испуга(н,нн)ая стая.

(___________________________________________)

Ясный вечер зимний и холодный
За высоким матовым стеклом.
Там в окне в зеленой мгле подводной
Бьются зори огне(н,нн)ым крылом.

(___________________________________________)

Мир увл_каемый плавным движеньем
Звездные звенья влача как змея
Станет зеркальным, живым отраженьем
Нашего вечного, слитного Я.

(___________________________________________)

В молочных сумерках за сизой пеленой
Мерцает золото как ж_лтый огнь в опалах
На бурый войлок мха на ш_лк листов опалых
Росится тонкий дождь осенний и лесной.

(___________________________________________)

В прохладных кельях беле(н,нн)ых известкой
Вздыхает ветр живет глухой раскат
Волны взмывающ_й на берег плоский
Полынный дух и ж_сткий треск цикад.

(___________________________________________)

Автор __________________________

Характерные стилевые черты (темы, образы, художественные приемы)__________________________
____________________________________________
____________________________________________

В мой мозг в мой гордый мозг собрались думы
Как воры ночью в тихий мрак предместий.
Как коршуны зловещи и угрюмы
Они столпившись требовали мести.

(___________________________________________)

Его глаза подземные озера
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора
Он (не,ни)когда (не,ни)говорит о Боге.

(___________________________________________)

И звенит и поет поднимаясь песок
Он узнал своего господина.
Воздух меркнет станови(т,ть)ся солнца зрач_к
Как гранатовая сердцевина.

(___________________________________________)

И повсюду (в)верху и (в)низу караваны
Видят солнце и пьют (не)оглядный простор
Уходя в до сих пор (не)известные страны
За слоновою костью и золотом гор.

(__________________________________________)

Он печален этот человек
По морю прошедший как по суше
Словно шашки двигающий души
От родных селений мирных нег
К диким устьям без_мянных рек…

(___________________________________________)

Автор __________________________

Характерные стилевые черты (темы, образы, художественные приемы____________________________
____________________________________________
____________________________________________

3. Сделайте морфемный разбор слов (в зависимости от уровня подготовки школьников):

выр_стая, уносятся, ласточек, испуга(н,нн)ая, высоким (средний уровень)
или
сумерках, взмывающ_й (волны), собрались, поднимаясь, сердцевина (повышенный уровень сложности).

(При выполнении контрольной работы слабо успевающие учащиеся могут пользоваться памяткой «Обособленные члены предложения»).

Обособленные члены предложения

Памятка

Универсальные условия обособления определений (всех видов, включая приложения)

  • Постпозиция (по отношению к определяемому слову).

  • Связь с личным местоимением.

  • Дополнительное обстоятельственное (причинное) значение.

  • Дистантное положение (по отношению к определяемому слову).

  • Способ выражения определения – краткое прилагательное, в предложении, где есть глагол-сказуемое.

Универсальные условия обособления обстоятельств

  • Способ выражения: деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уступительный оборот.

  • Уточняющее обстоятельственное значение (чаще – места и времени; реже – степени, меры, образа действия).

Общие условия обособления дополнений

  • Значение включения, исключения, замещения.

  • Предлоги кроме, сверх, включая, исключая, помимо, наряду  и некоторые др.

NB! Обособление дополнений факультативно (необязательно), зависит от смысловой нагрузки, объема оборота, подчеркивания его роли в предложении.

Урок 26

Лингвистические автопортреты русских писателей ХХ века.
М.Горький

Данное занятие открывает цикл уроков словесности, объединенных общей задачей: выявить индивидуальные стилевые черты, специфику поэтики и мировосприятия писателя. Для этого каждый педагог должен выбрать то произведение или его фрагмент, в котором содержится квинтэссенция художественного мира того или иного мастера слова ХХ века. А выбор фигур и имен – всегда результат совместного обсуждения: предмет разговора должен быть взаимно интересен.

Жизнь и поэзия одно.

В.Жуковский

От всего человека остается часть речи. Часть речи вообще. Часть речи.

И.Бродский

Гений – это бессмертный вариант простого человека.

С.Довлатов

I. Вступительное слово учителя о цикле уроков. Смысл названия. Характер работы. Эпиграфы.

Справедливо считают, что идеальный, вечный смысл художественного произведения от биографической справки ничего не выигрывает, потому что истинная автобиография творца – это его произведения. Независимо от своей воли писатель прежде всего рассказывает о себе.
– У каждого художника слова есть творения, которые могут быть названы своеобразными лингвистическими автопортретами. Как вы понимаете эту метафору?
– Какие произведения писателей ХIХ века являются для вас символом их творчества?

II. – Сегодня в центре внимания – одна из противоречивых личностей ХХ века.

– Чтение, запись фрагмента текста.

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки.

– Чтение, запись текста.
– Автор, название, композиционная часть. (М.Горький, рассказ «Старуха Изергиль», 1895, экспозиция.)
– Какую грань писательского таланта М.Горького открывает данная миниатюра? (Мастер романтического пейзажа.)
– Назовите слова, определяющие общую тональность эпизода и рассказа М.Горького в целом. (Странных очертаний и красок…... началом чудной сказки.)
– Традиции какого литературного направления ясно прослеживаются в данном отрывке? (Традиции романтизма, экзотичность картин природы, необычность, «странность» изображаемого.)
Определите пространственно-временные характеристики эпизода. Почему они важны для понимания специфики произведения в целом?
(Море – «свободная стихия», вечер – граница дня и ночи, яви и сна, реальности и небытия – традиционный хронотоп романтического произведения.)
– Какие цвета использует автор при описании пейзажа? Как выбор лексики, обозначающей цвет, характеризует своеобразие авторской манеры и служит выражению идеи рассказа?
(Романтический пейзаж построен на контрастных сочетаниях (пепельно-голубые – матово-черные – золотые). Яркие, насыщенные цвета и оттенки выражают мощь, первородную красоту и величие стихии.)
– Принцип контраста, антитезы лежит в основе построения данного текста. Его можно проследить на различных языковых уровнях (контекстуальном и синтаксическом). Приведите соответствующие примеры.
Лексические антонимы: мягкие – резкие, тут – там; контекстуальные антонимы: острый (запах моря) – жирные (испарения земли); синтаксические антонимы: (обрывки туч) как клубы дыма – как обломки скал.
– В чем сходство и в чем различие словосочетаний запах моря, испарения земли и обрывки туч, клочки неба? Как это связано с их структурой, значением и синтаксической функцией в предложении?
(Общность структуры: это именные словосочетания с зависимым словом-существительным в род.пад. (атрибутивные отношения, связь – управление).
Различия в значении и синтаксической функции в предложении.
Первые два словосочетания – запах моря, испарения земли – имеют прямое значение, в предложении это два разных члена; зависимое слово – это несогласованное определение.
Вторые два словосочетания – обрывки туч, клочки неба – употреблены в переносном, метафорическом смысле; с точки зрения синтаксиса – это один член предложения.)

– Охарактеризуйте мелодический рисунок миниатюры. Какие выразительные синтаксические средства, фигуры использует автор?
(В создании размеренной, плавной, необычной мелодики текста важную роль играют:
инверсии, обособленные определения (стоящие в постпозиции, распространенные и нераспространенные), синтаксически параллельные конструкции со сравнительным оборотом, однородные члены предложения, связанные союзом и.)

– Пунктуационное чтение 1–2-го предложений.
– Полный синтаксический разбор 3-го предложения (с общей характеристикой и схемой).
– Какую роль играет парное соединение однородных членов с обобщающим словом в данном отрывке?
(Предложения с однородными членами обладают яркой экспрессивностью. Союз и сближает семантически отдаленные понятия (красиво и грустно), показывает равнозначность и нераздельность природы и человека (запахи и звуки, тучи и люди).)
– Какие слова подчеркивают одушевленный характер пейзажа? Какова идейно-смысловая нагрузка данного приема?
(Бродили (обрывки туч) – олицетворение.
Ласково (блестели клочки неба) – эпитет.
Олицетворение окружающей природы подчеркивает неординарность, исключительность характера романтических персонажей.)

– Подводя итог сказанному, назовите основные черты стиля Горького-романтика.
– Запишите высказывание А.Н. Толстого о М.Горьком. Соответствуют ли эти слова воссозданному на уроке лингвистическому автопортрету писателя?

Он выдумал жизнь радостную, полную волнующих предчувствий…
Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.

(А.Н. Толстой)

– Случаен ли, на ваш взгляд, выбор художественных средств, использованных А.Н. Толстым?
(Присутствует элемент стилизации – использование характерных приемов романтических произведений – инверсий, ярких эпитетов, перифраз образов – начало чудной сказки – жизнь, полная волнующих предчувствий; сохранен принцип – контраста: выдуманная жизнь и реальная, изнемогающая действительность.)
– Пунктуационный анализ высказывания (обращаем внимание на связь мелодики и пунктуации, а также на способ выражения однородных членов: перечислительная и повествовательная интонация).
– Каким образом могут быть использованы слова А.Н. Толстого в тексте при анализе стиля писателя? (Эпиграф, прямая речь, сложноподчиненное предложение, предложение с вводной или вставной конструкцией.)

Домашнее задание

  • Подготовить сообщение на тему «Лингвистический портрет М.Горького» (с использованием анализируемого на уроке текста и высказывания А.Н. Толстого).

  • Индивидуальное задание. То же самое – в письменной форме.

Литература

1. Бунин И.А. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Правда, 1956.

2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10– 11-х кл. общеобразоват. учреждений. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997. 336 с.

3. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 1998 г. 286 с.

4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 464 с.

5. Куприн А.И. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1986. 351 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит.)

6. Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8–9-х классов. 2-е изд., доработанное. М.: ООО «Торгово-издательский дом “Русское слово – Рс”», 2000. 232 с.

7. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10–11-е классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 1997. 64 с.

8. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 3-е, испр. М.: Черо, 1999. 400 с.

9. Толстая Т.Н. Кысь: Роман. М.: Подкова, 2001. 320 с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru