Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Д.С. ГАВРИЛЕНКО,
учитель Горчаковской средней школы,
Наро-Фоминский р-н,
Московская обл.


«Ты, всезнайка, разгадай-ка!»

Лингвистическая игра

5-й класс

Тема урока: «Три склонения имен существительных».

Цели:

  • углубление знаний о трех склонениях имен существительных и систематизация ранее изученного материала;

  • развитие у учащихся логического мышления и наблюдательности;

  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Наглядность: плакаты с зашифрованными именами существительными.

Вступительное слово учителя. С именем существительным вы знакомы давно. Знаете три склонения. Сегодня мы опять будем иметь с ними дело. В классе созданы две команды, каждая избрала себе капитана. Только капитан, посоветовавшись с членами команды, имеет право выступать от ее имени. Нужно отгадать загадку и определить склонение имени существительного, так как именно оно представляет отгадку. За правильный ответ команда получает один балл. За правильную отгадку и неверно указанное склонение команда получает половину балла. В случае неправильного ответа капитана его соперник получает возможность заработать дополнительный балл, потому что загадка переходит к нему. Капитан команды-победительницы на короткое время становится учителем: он ставит оценки членам своей команды и указывает, за что они поставлены.
Итак, игра начинается. Капитан первой команды защищает название.

Капитан. Моя команда – «Несклонята». Это значит: мы не склоняемся перед соперниками и намерены победить.

Учитель. Выступает капитан второй команды.

Капитан. Мы решили назвать себя «Имейками». Это значит, что мы имеем немало знаний об имени существительном и надеемся победить, используя эти знания.

Учитель. Загадка для первой команды.

Душа-девица
Меняет лица:
То тепла, то холодна,
То заплакана она.

(«Несклонята» совещаются.)

Капитан. Отгадка – погода. Имя существительное 1-го склонения.

Учитель. Вниманию второй команды предлагается загадка:

Зелен с виду, кряжист дед,
Стойко прожил тыщу лет.

Капитан (после совещания с членами команды). Дуб. Имя существительное 2-го склонения.

Учитель. Загадка для «Несклонят».

Юная красавица –
Красная она.
Очень детям нравится,
Соку полна.

(Первая команда совещается.)

Капитан. Морковь. Существительное 3-го склонения.

Учитель. «Имейки», внимание.

Пока малютка скромный –
в шапке набекрень,
А вырастет огромный –
в полполяны тень.

Капитан (посовещавшись с командой). Желудь. Существительное 2-го склонения.

(Учитель подводит предварительный итог соревнования.)

Учитель. А теперь общий вопрос для двух команд. «Подскажи словечко!». Оно является отгадкой. Капитаны должны письменно подсказать словечко и определить его склонение.

С поднебесья во весь дух
Шумно шлепнулся на луг,
Вымыл травы, и цветы,
И канавы, и кусты.
Днем с огнем его найдешь?
Это быстрый летний...

(Капитаны должны подать письменный ответ: «Дождь. Имя существительное 2-го склонения».)

Учитель. Загадка для первой команды.

Она бела, тонка, стройна,
Ее прическа зелена.

Капитан (после совещания с «Несклонятами»). Береза. Имя существительное 1-го склонения.

Учитель. Второй команде предлагаю загадку.

Оно
похоже на окно.
Все, что видим мы кругом,
Мы легко отыщем в нем.

(«Имейки» совещаются.)

Капитан. Зеркало. Имя существительное 2-го склонения.

Учитель. Задание остается тем же. Надо расшифровать слово, определить, к какому склонению оно относится. Вместо загадки предлагаю «Несклонятам» плакат

ЩМ + ЬП + ОО

(Команда совещается.)

Капитан. Зашифровано имя существительное помощь. Оно относится к 3-му склонению.

Учитель. Предлагаю плакат с зашифрованным словом (оно связано со спортом) для второй команды. Задание остается тем же.

ЬВ + АА + РР + Т

Капитан (после совещания с «Имейками»). Вратарь. Имя существительное 2-го склонения.

Учитель. Общий вопрос для двух команд. Разгадать загадку, письменно ответить, к какому склонению относится разгадка.

Головастый, маленький,
Шустрый и удаленький,
На радость человеку
Вместил в себе библиотеку.

(Капитаны должны ответить так: «Компьютер. Имя существительное относится ко 2-му склонению.)

Учитель подводит окончательный итог соревнования и называет команду-победительницу. Капитаны выставляют оценки победителям, говорят о вкладе каждого.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru