ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.
Улыбнись, учитель!
Недавно прочитала статью профессора
Международной педагогической академии Михаила
Станкина «Улыбнись, учитель!», в которой автор
обращает внимание на то, что среди учителей
особенно распространены серьезность и
суровость. Сначала удивилась (уж очень не
хотелось с этим согласиться), потом задумалась,
прокрутила школьную жизнь свою, многих знакомых
коллег – о, взгляд со стороны! Ну конечно же,
все верно: в большинстве своем учителя тяжелые,
«грузные», скучные люди и внешне, и в действиях
(но как не хочется это признавать!). И одежда,
прическа (по негласно установленной традиции?)
скучные, именно скучные, а не просто строгие
(строгость тоже может быть изящной, красивой,
оригинальной, радующей глаз, создающей
настроение вокруг); и поведение учителя, его
реакция на слова и действия озорных, вихрастых,
непослушных – разных – питомцев по большому
счету скучны: окрик, гнев, в лучшем случае –
строгое замечание, красноречивый взгляд или
многозначительное молчание. И лишь иногда-иногда
красивая шутка разряжает напряженную обстановку
в классе, на переменках – и замечаешь тогда, как
преображаются лица учеников, как даже самые
«неподдающиеся» проникаются доверием и
уважением к учителю, умело владеющему техникой
доброго юмора. Учитель, обладающий этим великим
даром наряду с высоким профессиональным
мастерством, способен творить настоящие чудеса:
безболезненно ликвидируются самые сложные
конфликты, исчезают страх и напряжение в
школьном коллективе, стократ повышаются
жизнерадостность и жизнестойкость детей, в
классе царит атмосфера теплоты, взаимопонимания,
душевного равновесия – а значит, есть условия
для духовного роста. Да, учителю особенно
необходимо уметь (!) улыбаться, все-таки главная
миссия учителя – умножить в мире радость, любовь,
доброту, в такой обстановке легче будут
усваиваться знания и использоваться они будут во
благо человечества.
Но когда улыбаться учителю? Планы,
конспекты, уроки, дополнительные занятия,
совещания, мизерная зарплата – и вечная стопка
ученических тетрадей, от одного взгляда на
которые начинает рябить в глазах и мучить
ощущение, что это прочитать невозможно:
невероятные буквы, невероятные слова и
невероятные фразы. Хочется отодвинуть тетради
далеко-далеко. Но – улыбнись, учитель! Взгляни на
ситуацию по-иному. Во-первых, наши любимые
ученики писали целый урок! Старались! Во-вторых,
ведь именно ученические тетради, особенно
тетради с «камчатки», – неиссякаемый источник
удивительного детского юмора. А улыбки, смех, как
известно, продлевают жизнь. Так что мы должны
быть благодарны нашим детишкам. Улыбнемся?
Вот отрывок из сочинения.
«Я недавно прочитал книгу “Золотая
антилопа”. В ней описывается о жадности богача.
Когда его слуга принес монеты и похвалился
богачу, он взял их, смешал и положил в свой сундук.
У меня вытекает то, что нужно жить в согласии», –
пишет Сергей, ученик шестого класса.
Много речевых, синтаксических ошибок?
Но порадуемся тому, что, во-первых, мальчик
читает! А во-вторых, вывод-то сделан в пользу не
зла, а добра. Интересны размышления этого же
ученика в другой творческой работе: «Я хочу
написать вам сочинение о волшебных словах, как
они употребляются, что обозначают. Например,
слово спасибо вроде обозначает “спаси, Бог”,
а слово пожалуйста обозначает “пожалей
меня”». Улыбнемся и пожалеем (жалость не всегда
унижает), найдем несколько добрых слов для автора
работы, поддержим его желание творить, поможем
его личному росту, терпеливо трудясь над речью
маленького художника.
А вот еще одно сочинение ученика
шестого класса: «Я хочу рассказать, как надо
прыгать через козла. Сначала нужно осмотреть
себя, чтобы ничего не болело. Обязательно нужно
осмотреть козла, ничего чтобы не шаталось,
аккуратно подвести козла для своего роста.
Положить мат поперек, это чтобы не ушибица.
Положить с другого конца опорную доску. Потом
начинать прыжок. Прежде надо выбрать расстояние,
разогнаться и разодвинуть ноги, положить на
козел и в конце сдвинуть ноги».
Я прочитала это сочинение учителю
физкультуры. В отличие от завуча и моего
коллеги-филолога, сказавших, что они мне
сочувствуют, учитель физкультуры улыбнулся: «В
этом что-то есть».
Еще несколько перлов из творческих
работ учеников:
«На картине С.А. Григорьева “Вратарь”
я вижу вратаря, он, наверное, играет с другими
ребятишками в футбол, болельщиков и даже
маленькую собачонку». (6-й кл.)
«Наташа встречает мальчика, который
впал в ее душу». (10-й кл.)
«Его (Базарова) отношение к родителям
ставят его с положительной стороны». (10-й кл.)
«Пугачев в первой встречи с Гриневым
вышел из метели». (8-й кл.)
«Мальчик кричал спасающим голосом». (5-й
кл.)
«Но тут топор ударил Степу прямо в лоб.
У Степы из глаз полетели искры и упала шапка». (6-й
кл.)
«В маленьком музее долго стоишь перед
портретом пожилого с лысиной человека. Ломоносов
вырос на краю России в деревянной деревне». (8-й
кл.)
Лидер по количеству подобных «перлов»
– Игорь, который сумел сохранить «чувство
юмора» и до выпускного класса: «У пингвиненка на
голове было три перышка и коротенький хвостик». (5-й
кл.); «Девочкам холодно, младшая сжала ноги и
прижала руки. Одеты они плохо. На них потрепанное
ситцевое платье. Все тихо, один ветер да волны
шумят». (7-й кл.); «Е.Лайкова в этом тексте
написала самую главную мысль жизни. Ведь правда,
если мы не будем относиться к нашим братьям
меньшим, то и земля опустеет. Но в наше время
земля еще держится с помощью парков,
заповедников. И мы тоже должны относиться к этому
как к себе». (8-й кл.); «Мужик разрешил
генералам опустить себя ниже своего
достоинства». (8-й кл.); «Герой отводит свои
духовные потребности на задний план». (9-й кл);
«Баязаров относится к отделу детей, а Кирсанов к
отделу отцов». (10-й кл.); «Каждый мужичок искал
счастливых в разных направлениях» (10-й кл.; по
поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»).
«У меня нет слов, чтобы написать, как
одинок герой», – пишет Ермолов Василий, ученик
восьмого класса. У меня, надо признаться, тоже
часто «нет слов», когда я читаю, например,
следующее: «Человек имеет в наше время все, кроме
каких-либо ограничений своих действий над
экологией»; «Если мы будем вырубать леса, то не
будет происходить очистка воздуха. На десять
вырубленных деревьев приходится хотя бы одно
дерево, а это не все делают». Воистину: человек
пишущий – великая тайна!
Оригинальны бывают пятиклассники на
уроках русского языка, подбирая проверочные
слова. Вот некоторые примеры: л_шайник – леший,
г_в_рить – болтун; с_ртировщица – сартир.
Интересно выполняют ученики следующие
задания:
1. Учитель: «Составьте предложения
с причастным оборотом».
Ученики: «Кошка, бежавшая от вороны, упала»;
«Месяц, сияющий на небе, сел».
2. Учитель: «Составьте
предложения с причастием».
Ученик: «По улице шел бреющийся мужчина».
3. Учитель: «Запишите предложение
с однородными членами».
Ученик: «Мальчик пошел налево и направо».
Прошу пятиклассников образовать
прилагательное от существительного солома.
Самым оригинальным оказался ответ: «Сено!».
Интересное рассуждение услышала однажды в
девятом классе. На уроке литературы попросила
рассказать о реализме как литературном
направлении, назвать его отличительные черты.
Вдруг руку тянет ученик, который радует учителей
лишь тем, что изволит посещать школу. Как не
спросить, когда он испытывает огромное желание
быть услышанным? Даю слово. Ученик отвечает: «Вот
я сейчас стою – это реализм, а когда я стою и
смотрю в окно, это романтизм». И победно
осматривает класс, улыбается учителю. Кто
посмеет не улыбнуться в ответ? Почему-то
вспоминается: «В каждой шутке есть доля истины»,
«Сказка – ложь, да в ней намек». А как вам,
уважаемые коллеги? Есть ли в ответе зерно истины?
Улыбнись, учитель! Кто-то наверняка
возмутится: «Чему же улыбаться? Плакать впору от
такой безграмотности. Стыдно-то как!». Согласна –
только с одной фразой, а именно: «Стыдно-то как!».
Абсолютно согласна! Часто на педсоветах говорим
о том, что дети не хотят учиться, не готовятся к
занятиям, что результаты контрольных работ
плачевные, много двоек. И как-то на прозвучавший
вопрос учителя: «Что делать?» – последовал ответ
мудрого коллеги: «Работать». Все очень просто – и
очень сложно. Надо работать так, чтобы ученики
учились на четыре и пять, не просто создавать
ситуацию успеха на каждом уроке или видимость ее,
поддерживая эмоциональное состояние
спокойствия, уверенности у учащихся, но искать и
находить (!) реальные методы, приемы успешного
обучения детей. Каким образом? На этот вопрос
каждый учитель должен ответить сам, ибо если не
найдем ответа, какой тогда спрос с учеников?
Вспоминаю размышления сотрудника газеты
«Русский язык» С.Евграфовой о том, что многие
учителя не желают признавать (а значит, и
совершенствовать) свои скромные знания родного
языка. Как ни печально, но это факт: мы, учителя, в
большинстве своем плохо знаем русский язык, сами
часто косноязычны, не следим за своей речью, не
оригинальны. А если мы сами плохо знаем родной
язык, мы никогда не научим грамоте наших
учеников. Изучение языка – дело не нескольких
уроков. Это дело всей жизни – овладение
неисчерпаемыми богатствами «великого и
могучего».
В конечном итоге мы должны взрастить Человека,
взлелеять в нем доброту, милосердие, любовь,
чувство долга, чести, совести, ответственности.
Дадут всходы эти семена – можно будет надеяться
и на добрые всходы знаний. Только не опоздать бы
нам с доброй улыбкой, с пониманием, с помощью и
терпением.
Так что не ругать надо наших любимых
«неподдающихся», а радоваться, что они у нас есть.
И – работать, любить, жить с улыбкой. И мечтать о
том золотом времени, когда наши ученики скажут
нам, учителям: «Мы рады, что вы у нас есть!».
|