РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«По поводу русского языка...»
Сочинение о сочинении
Уже несколько раз за свою педагогическую
деятельность я проводила вот такие
нетрадиционные сочинения в 10-х и 11-х классах. Они
для меня самые дорогие и значимые, а для детей –
способ выразить себя. Представляю одно сочинение
с разрешения автора, но по этическим
соображениям фамилии не указываю.
Все эти сочинения я вывешиваю в уголок «Материал
для размышлений», и они висят несколько дней. За
это время многие ребята успевают не только с ними
познакомиться, но и обсудить их и поспорить.
Иногда после таких обсуждений у автора меняется
позиция, но об этом знаем только он и я. Мечтаю
открыть в школе для мыслящих детей «Клуб истины»
(как известно, в спорах рождается истина), но пока
эти планы остаются нереализованными. Может, в
следующем учебном году...
С.М. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан
Хочу высказаться
Тема сочинения, конечно, интересна, но,
к сожалению, мне легче высказаться устно. Как
только я сажусь писать – все мысли куда-то
исчезают. Даже обидно порой. Ведь бывает,
приходит какая-то мысль в голову – даже самому
нравится, а как только ты хочешь ее записать –
она тут же улетучивается. Вот и сейчас. Хотелось
высказаться по поводу русского языка, даже
планчик в голове зрел: первое, второе, третье... а
как коснулось до дела – пшик. Но все же кое-что я
помню.
Во-первых, мне не нравится, что лексику
не изучают все годы обучения. Я бы построил
программу так, чтоб изучали только лексику.
Грамматика и орфография пойдет тогда сама собой,
ведь если ученик будет знать о слове все-все, он и
писать его будет грамотно. А еще мне не нравится,
что так много времени уделяется различным
разборам: фонетическому, морфологическому... И
почему мы синтаксис изучаем и в 8-м, и в 9-м классах?
Почему бы его не объединить в 9-м, а в 8-м учить
служебные части речи? И почему в старших классах
русского языка все меньше и меньше?
Несправедливо! Я, например, многое осознал только
теперь, да закрепить это некогда!
В сущности, это никому не надобно. Надо
чувствовать слово, связь этого слова в тексте с
другими словами, надо знать его рождение и
предков (то, что Вы называете скучно
словообразованием, происхождением и
родственными словами), надо знать историю
каждого слова. И тогда мы будем знать историю и
своей страны. И тогда мы будем не просто знать, но
и уважать слово и страну, где говорят на самом
богатом в мире языке. Мне нравятся уроки, когда
весь урок посвящен одному слову: откуда оно
пришло, как разрослось, обзавелось
«родственниками», как меняло значение, как вошло
в состав крылатых выражений, фразеологизмов, как
может быть воспринято в разных текстах
по-разному. Но, к сожалению, Вы не так часто такие
уроки проводите. Вот бы построили программу так,
как было бы здорово.
Во-вторых, я считаю, что литература и
сочинение – это разные вещи, и в этом плане я
против сочинения как формы контроля по
литературе. Ведь бывает, что человек отлично
знает и биографию поэта, и его стихи чуть ли не
все наизусть, и даже то, что о нем говорили разные
критики... Но свое сочинение ему не дается...
Признаюсь честно, я не умею анализировать стихи...
Есть такие вещи, слушаешь которые – и сердце
просто замирает. Хочется и рыдать, и бежать
куда-то... и чувства эти неподвластны бумаге,
потому что когда ты их доверяешь тетради – это
уже не чувства, это уже анализ – работа мозга! А
лирику пишут для сердца! Да и проза ничем не хуже.
Я зачитывался Куприным и Буниным! Это лето было
для меня самым счастливым – я читал «Гранатовый
браслет», «Олесю», «Темные аллеи»... Но в классе,
когда стали «раскладывать» все по полочкам, эти
произведения стали глубже, не спорю, но они
утратили какую-то девственную притягательность,
душевность, тайну... Хотелось просто читать, не
анализировать... Выразительно, не спеша, вслух, но
читать. И когда зазвучала финальная сцена из
«Гранатового браслета» – я заплакал. Так
хотелось, чтоб Вы, прочитав, ничего не говорили, а
просто молчали. И Вы угадали. Как я Вам
благодарен, что Вы не стали нас спрашивать о
чувствах Веры, значении этой сцены и т.п. Спасибо
Вам за это! И кто просил этого Белинского
заниматься критикой! Так вот, сочинение – это
анализ своих мыслей, чужого мнения, постороннего
взгляда. Но это не знание литературы! Это знание
литературной критики и умение «растекаться
мыслью по древу». Это – развитие письменной речи
учащегося – значит, и оценку ставьте по развитию
речи, и пусть это будет отдельный предмет. Или
литературу назовите историей литературной
критики, но никак не литературой. А чтение пусть
будет только чтением!
Ну вот, я высказался. Наверное, резко и
неправильно, но Вы поймете. Поверьте, сказанное
так же искренно, как то, что нет ничего прекраснее
на свете музыки и поэзии.
Л.Д., 11-й класс
|