МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.
Продолжение. См. № 2, 10,
22/2004
Месяцеслов
Комплексная работа с
текстом
Старшие классы
Сентябрь
Вместе с сентябрем к нам приходит
осень, которую в народе называют листопад.
Слово осень известно и другим славянским
языкам. По листопаду крестьяне судили о
приближающейся зиме, о будущем урожае: Если с
дерева лист не чисто спадет, будет строгая зима,
Лист, осыпаясь с дерева, ложится лицом кверху – к
недороду на другой год, а изнанкой – к урожаю.
По осенней погоде крестьяне
предсказывали наступление различных болезней: Бурелом
осенью – тяжелый будет год для людей: люди
будут падать от хворобы, как деревья от ветра,
Если снег выпадет, когда деревья не сбросили еще
листья, – перед усиленной болезнью
(дифтерит, скарлатина и т.п.).
Название девятого месяца календарного
года заимствовано из латинского и означает
«седьмой месяц» (в древнеримском календаре год
начинался с марта). В древнерусском языке
сентябрь назывался рюин, рюен, название
восходит к глаголу рюти, что значит реветь
– от рева животных. В русских говорах сентябрь – ревун,
листопад.
О сентябре сложены пословицы: Холоден
сентябрь, да сыт, В сентябре огонь и в поле, и в
избе, В сентябре и лист на дереве не держится, В
сентябре держись крепче за кафтан.
4 сентября – день Агафона-огуменника.
В этот день крестьяне караулили гумна от лешего,
который согласно поверьям выходил из леса,
раскидывал снопы и развязывал их. Караульщики
надевали вывороченный тулуп, обвязывали голову
полотенцем и брали в руки кочергу. Приходя на
гумно, они очерчивали круг этой кочергой и
садились в него.
Следующий день – день
Луппа-брусничника. К этому времени поспевает
брусника. Начинаются утренники, вредные для овса
и льна, и потому спешат убрать и тот, и другой.
Если журавли на юг потянулись, зима наступит
ранняя. Журавли летят низко, быстро, молчком –
жди скорого ненастья. Подумай и отгадай: «По
поднебесью веревка протянулась». «Журавли
летят» – такова отгадка. Не правда ли, очень
выразительно сказано!
День 10
сентября в народе называют скирдницы. Почему?
Крестьяне убирали снопы сжатого хлеба в скирды. О
ржи, о телеге, на которой рожь везут в овин, об
овине в народе говорили: Скрыпит скрыпица, едет
царица, просится у царя ночевать: пусти меня
ночевать, мне не год годовать, одну ночь ночевать:
утре придут разбойнички, разобьют мои косточки,
снесут в пресветлый рай. Сразу вспоминается
есенинская «Песнь о хлебе»:
...Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.
На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп – овин.
11 сентября по церковному календарю – День
усекновения главы Иоанна Крестителя,
Иоанна Предтечи. Народное именование этого дня
– Иван постный. С библейской легендой
связаны запреты на еду всего круглого, на пение и
пляски. Соблюдался строгий пост, нельзя было
употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту,
арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову.
Считалось грехом брать в руки нож и резать что бы
то ни было. Не поют и не пляшут, потому что Иродова
дочь плясанием и песнями выпросила отрубить
голову Иоанну Крестителю. Если на Ивана Купалу
собирали преимущественно травы, то на Ивана
постного – коренья. Существуют пословицы: Иван
постный пришел, лето красное увел, Иван постный – осени
отец крестный, С постного Ивана не выходит мужик
без кафтана. Начиная с этого дня убирали репу.
Репный праздник отмечался без песен, но обильной
едой с угощением нищих, бедных странников.
14 сентября празднуется День памяти
преподобного Симеона Столпника и матери
его Марфы. Время с Семенова дня по 21 сентября –
это бабье лето. Если первый день его ясный и
теплый, то и вся осень, говорят, будет ведреная и
теплая. И наоборот: бабье лето ненастно – осень
сырая. В эту пору на полях там и сям серебрится
паутина – тенетник. Помните у Ф.Тютчева:
«Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной
борозде». По тенетнику ожидали осень и зиму:
«Много тенетника на бабье лето – к ясной осени и
холодной зиме», «Много тенетника, дикие гуси
садятся, скворцы не отлетают – осень протяжная и
сухая». С этого дня начинаются бабьи работы: с
утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и
стелили по лугам. Вечерами садились прясть. С
Семена засиживали ночи, то есть сидели после
сумерек с огнем. Старый огонь гасили вечером под
14 сентября, его оставляли только в лампадках, а
утром высекали трением из дерева новый.
Со дня Симеона Столпника начинались посиделки,
посидки, досветки, беседки, вечеринки, супрядки.
По определению В.И. Даля, это «сбор девок с
веретеном и куделью в один дом, обычно вкруговую,
на всю ночь; ... приходят и парни, лапти плесть, а
больше дурить; и поются безумолчно песни;
замужним и женатым обычно тут не место...».
К Семенову дню приурочивался и
специальный обряд «похорон» мух, тараканов и
других насекомых. Он сводился к следующему.
«Похороны» устраивали девушки, для чего вырезали
из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В
них сажали горсть пойманных мух, закрывали их и с
шутливой торжественностью, а иногда и с плачем и
причитаниями выносили из избы, чтобы предать
земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен
гнать мух из избы рушником и приговаривать: «Мухи
вы, мухи, комаров подруги, пора умирать. Муха муху
ешь, а последняя сама себя съешь».
На Семенов день начинали запашки –
опахивание полей. Для запашек закалывали барана,
в складчину варили брагу, пекли пироги.
В
крестьянских семьях совершались постриги.
Даль объясняет: постриги – «гражданское (не
духовное) постриженье, обряд признания ребенка
мужчиной, законным сыном и наследником отца и
будущим членом общества». В Древней Руси
постриги совершались над сыновьями князей в
возрасте двух-трех лет, княжичей впервые сажали
на коня – праздновался переход мальчиков в более
старший возраст. На крестьянские постриги
приглашались кума с кумом. Кум выстригал на
голове крестника гуменце. Выстриженные
волосы зашивали в ладанку. Затем ребенка сажали
на коня, а кум и кума дарили подарки: кум почти
всегда дарил коня, а кума – пояс и рукавицы.
14 сентября отмечался первый выезд
псовых охотников.
21 сентября – это праздник Рождества
Пресвятой Богородицы. Рождество Богородицы
празднуется с IV века. Легенда, которая дала жизнь
празднику, такова: Иоаким и Анна, будучи бездетны,
молили Бога, чтобы он даровал им ребенка. Бог
услышал их молитвы, и, хотя они уже были в
преклонном возрасте, у супругов родилась
девочка, которую назвали Марией. Дева Мария,
Богородица, Заступница, очень почиталась на Руси
как мать Христа Спасителя и как покровительница
бедных, страждущих и обездоленных. Любимы
верующими праздники Небесной Заступницы. Образ
Богоматери, светлый и возвышенный, запечатлен и в
русской поэзии.
27
сентября празднуется Воздвижение. Так кратко
называют церковный праздник Воздвижения
Честного и Животворящего Креста Господня. Мать
императора Константина Великого царица Елена
отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать крест, на
котором был распят Иисус Христос. Крест выкопали
из земли и воздвигли в 329 г. Празднование
обретения Креста Господня установлено в
сентябре 335 года. Все приметы, характеристики и
рекомендации этого дня так или иначе связаны со
словом двигаться, с которым крестьяне
сближали название церковного праздника: Хлеб с
поля на гумно движется; Последняя копна с поля
двинулась; Воздвижение осень к зиме навстречу
двигает; Воздвижение кафтан с плеч сдвинет, тулуп
надвинет; Воздвижение задвинет зипун, подвинет
шубу; На Воздвижение птица в отлет двинулась; На
Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не
движется. По народному замечанию, на этот
праздник гады и другие пресмыкающиеся уходят в
какие-то неведомые теплые страны, которые
называют ирьем, или вираем. Туда же
улетают и ласточки. С Воздвижения начинаются
первые зазимки. В народе говорят: «Воздвиженские
зазимки еще не беда». С этого дня начинали рубить
капусту. Есть пословицы на этот счет: «На
Воздвижение первая барыня – капуста», «У доброго
мужика на Воздвижениев день и пирог с капустой».
Начинались капустки, капустники, капустницы,
длившиеся обычно две недели. Это своего рода
посиделки, на которых оказывали помощь в рубке
капусты.
28 сентября – День памяти
великомученика Никиты, Никита-гусепролет,
гусарь, гусятник, репорез. На этот день
приходился праздник гусятников, устраивались
гусиные бои. Также стригли овец. До больших
холодов они успевали обрасти новой шерстью, а
снятая шла на валенки, шерстяные онучи. Били
домашних гусей. По наблюдениям крестьян, с этого
дня дикие гуси улетали на теплые моря. По крику
гусей и полету определялось наступление скорых
холодов. Млечный Путь, ориентируясь на который,
как представляли крестьяне, гуси летят в отлет,
именовался Гусиной дорогой. В этот день
задабривали водяного: в ночь под 28 сентября
отрывали гусю голову и бросали туловище в воду.
Считалось, что гуси все лето живут под надзором
водяного. Пришла пора вырывать репу. Репу ели
свежую, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой,
делали репный квас, варили кашу. Теперь вам
наверняка понятна пословица Проще пареной репы
ничего нету. Вот загадки о репе: В землю –
крошки, из земли – лепешки, Кругла, да не деньга,
красна, да не девка, с хвостом, да не мышь, Сверху
зелено, посередке толсто, к концу востро.
30 сентября приходили всесветные
бабьи именины. Это день Софьи, Веры,
Надежды, Любови.
Выполните по этому тексту задания,
помещенные в газете в № 22/2004.
|