Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.В. БИРЮКОВА,
ГОУ СОШ № 534,
г. Москва


Сентябрь уж наступил…

Как можно провести урок русского языка 1 сентября

5 - 6-е классы

Многие годы учителя русского языка традиционно проводят первосентябрьский урок, знакомя пяти-шестиклассников со структурой учебника и выясняя международное значение русского языка. Об этом мы еще обязательно поговорим с учениками, а в День знаний хочется живого, непосредственного общения с детьми, тем более если к вам впервые пришли выпускники начальной школы.
Листая учебники по риторике под ред. Т.А. Ладыженской, я составила для себя несколько уроков, темы которых можно предложить впоследствии и для проведения тематических классных часов.

Урок-игра «Учимся вежливости»

Цель: развить навыки вежливого, тактичного общения со сверстниками, старшими, учителями и младшими; обогатить словарь учащихся «вежливыми» словами.

Оборудование: 1) компьютер, мультимедийный проектор, экран;

2) карандаши и бумага.

ХОД УРОКА

На экране выведены тема урока и эпиграф:

«Ничто не обходится так дешево
и не ценится так дорого,
как вежливость».

(М.Сервантес)

1. Урок начинается с приветствия («Здравствуйте!») и со стихотворения В.Солоухина, которое читает учитель:

Что особого тем самым мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?

– Как бы вы, ребята, ответили на вопросы, заданные в стихотворении?

2. Ученикам сообщаю тему урока и обращаю их внимание на слова Сервантеса о вежливости, вынесенные в эпиграф.

– Почему вежливость ценится дорого?
Оцените свою вежливость (на экране вопросы «Теста на вежливость»):

  • Кого и как вы приветствуете в школе, дома, на улице?

  • Всегда ли благодарите за оказанную услугу?

  • В каких случаях вам приходилось извиняться и как вы это делали?

  • Кто в вашем классе самый вежливый?

3. Разыгрывается несколько ситуаций (на экране картинки, их иллюстрирующие).

Задание: оцените с точки зрения вежливости поведение ребят.

а) Мимо разговаривающих учителей проходит ученик и здоровается: «Здравствуйте, Егор Тимофеевич!».

  • Вежлив ли мальчик?

  • Как поступили бы вы?

б) Девочка открывает дверь знакомому отца.

– Здравствуй, Оля! Папа дома?
– Нет, – отвечает девочка в приоткрытую дверь и нетерпеливо ждет, когда гость уйдет.
– Жаль, до свидания.

  • Правильно ли встретила Оля гостя?

  • Как в такой ситуации поступает вежливый человек?

  • Какой диалог должен был бы состояться у Оли с гостем отца, когда она открыла дверь?

в) Девочка рассердилась на озорного котенка.

  • Что именно и каким тоном скажете вы шалунишке?

г) Поранивший руку мальчик находится в кабинете школьной медсестры.

  • Как мальчик поблагодарит медсестру?

  • Что она скажет ему в ответ?

Формулируем вывод: вежливый человек избегает того, что может огорчить других людей, с ним приятно общаться, а невежливые люди отталкивают, от них хочется держаться на расстоянии.

4. – Какие же вежливые слова и обороты мы чаще всего употребляем в речи, выражая просьбу или вежливый отказ? (На экране «вежливые» слова, можно прочитать их всем вместе.)

Спасибо, пожалуйста, благодарю тебя (вас), прошу тебя (вас), будь добр (будьте добры), будь другом, будь любезен (будьте любезны), если тебе (вам) не трудно, если можешь (можете), извините, простите и др.

5. Разыгрывается несколько ситуаций (в парах).

Задание:

а) выразите вежливую просьбу о чем-либо;
б) выразите вежливый отказ (согласие).

(Одновременно можно любящим и умеющим рисовать детям раздать бумагу и карандаши, с тем чтобы они проиллюстрировали разыгрываемые сценки.)

Формулируем вывод: вежливые слова помогают, когда ты о чем-то просишь, и делают отказ более мягким, если твою просьбу не могут исполнить.

6. Обратимся к известным ребятам литературным персонажам (на экране фрагменты сказок «Золушка», «Золотой ключик», «Алиса в Стране чудес», «Чиполлино» и др.).

– Назовите героев сказок.
– Кого из сказочных героев мы назовем вежливым и воспитанным? Почему?
– Кого нельзя назвать вежливым и деликатным? Почему?

Формулируем вывод: вежлив не столько тот, кто употребляет в речи вежливые слова, сколько тот, кто душевно относится к людям, кто воспитанно себя ведет, кто деликатен по отношению к окружающим.

7. Заключительный этап урока.

– Какие варианты прощания вам известны?
– Как вы прощаетесь с учителями после звонка с урока, со старшими, со сверстниками?

8. Домашнее задание: запишите варианты приветствия и прощания; составьте «Памятку вежливости» из 5–6 пунктов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru