Я ИДУ НА УРОК
С.В. БИРЮКОВА,
ГОУ СОШ № 534,
г. Москва
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..
Гласные в приставках пре-
– при-1
5-й класс
Тип урока: систематизация и
обобщение знаний.
Цель урока: обобщить изученное по
правописанию гласных е – и в приставках пре-
– при-; закрепить умения различать на письме
эти приставки.
Оборудование:
1) стенд с таблицей значений приставок
и примерами;
2) тексты упражнений на доске;
3) листы бумаги для проведения игры и итогового
среза по уроку.
План урока (записан на доске
отдельно)
1. Теоретический практикум. Разминка
«Найди лишнее слово».
2. «Добавь в таблицу».
3. Объяснительный диктант.
4. Разминка «Подбери антоним».
5. «Словарь трудных слов».
6. Разминка «Подбери синоним».
7. Диктант (выделить приставки пре- – при-,
объяснить выбор гласных).
8. Разминка «Кто быстрее?».
9. Систематизация и обобщение по теме урока.
10. Итоговый срез (словарный диктант; возможна
взаимопроверка).
11. Оценки; домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. (Выбираем помощника для работы
у доски.)
Вопрос к классу. Расскажите, когда
в словах пишется приставка пре-; приведите
примеры.
(Ученик, вызванный к доске, выполняет
задание «Найди лишнее слово».)
Пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть;
пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный;
пр_гореть, пр_увеличить, пр_забавный.
Вопрос к классу. Расскажите, когда
в словах пишется приставка при-; приведите
примеры.
(Помощник у доски продолжает работу с
упражнением.)
Пр_ехать, пр_красный, пр_вокзальная;
пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький.
2. (У доски новый ученик. Он
работает с упражнением, подчеркивая слова,
имеющие оттенок присоединения.)
Привинтить, прицепиться,
причесать, прилепить, прикрутить,
приготовить, присоветовать.
Вопрос к классу. Остались
неподчеркнутыми три слова. Какое они имеют
значение? (Добавления к чему-либо.)
Делаем вывод. Приставка при-
имеет значение «добавления к чему-либо».
(Записываем на доске в таблицу с примерами из
упражнения еще одно значение приставки при-.)
3. Объяснительный диктант (в
тетрадях) с указанием значений приставок.
Приморский край, сидел преспокойно,
прекрасная музыка, слегка прихрамывать, прервать
рассказ, приглушить свет, прерывистые звуки,
призадуматься над проблемой, прекратить
разговор, приехать на поезде, пришить пуговицу.
4. Разминка с заданием классу:
подобрать антонимы с приставками пре- – при-
к записанным на доске словам.
Удаляться
Убежать
Ускакать
Убавлять
Отлив
Уважать |
–
–
–
–
–
– |
…
…
…
…
…
… |
5. Работа со «Словарем трудных слов»
и таблицей на стенде.
(По данному значению находим слово и
составляем с ним словосочетание.)
Приехать когда-либо (прибыть),
находиться где-либо (пребывать), продолжатель
дела (преемник), аппарат для приема сигналов (приемник),
не уважать кого-либо (презирать), приютить
кого-либо (призреть), нарушить закон (преступить),
начать что-либо делать (приступить),
осуществить что-то (претворить), закрыть
дверь (притворить), изменить, нарушить
верность (предать), добавить оттенок (придать),
нечто временное (преходящее), тот, кто
приходит (приходящий).
6. Разминка с заданием классу:
подобрать синонимы с приставками пре- – при-
к записанным на доске словам.
Воплотить в жизнь – …
Человек, нарушивший закон – …
Приехать в город –
…Присоединить с помощью клея – …
7. Диктант (в тетради).
Отец призрел сироту. Не презирай
совета ничьего. Не хлопай дверью, притвори ее.
Важно суметь претворить в жизнь свои планы. Поезд
прибывает на первый путь. Во время своего
пребывания в городе мы посетили старый замок. Не
придавай этому большого значения.
8. Игра «Кто быстрее?».
I вариант игры
Раздать три листа (с первых парт) по
рядам:
1) пре- в значении «очень»;
2) при- со значением присоединения;
3) при- со значением неполноты действия или
близости.
Представитель каждого ряда читает
слова, проверяя, все ли они правильно написаны;
выясняем, кто стал чемпионом по приставкам пре-
– при-.
II вариант игры («Любители приставок»)
Класс делится на две команды,
представитель каждой команды выходит к доске.
Задание. В течение 1 минуты
перечислить, не останавливаясь, слова с
приставкой пре- (для одного участника) и при-
(для другого участника игры).
Победитель тот, кто больше назовет
слов и сделает меньше пауз.
9. Выводы по уроку.
а) Обобщение правила правописания
приставок:
при- пишется, если имеет значение
неполноты действия,
приближения,
присоединения,
близости,
добавления к чему-либо (новое в уроке);
пре- пишется, если близка по
значению
к «очень»,
к приставке пере-;
б) вывод об изменяемости или
неизменяемости приставок.
Вопрос к классу. Изменяемые или
неизменяемые приставки пре- и при-?
(Пре- и при- – неизменяемые
приставки. Их правописание связано со значением
слова.)
10. Проверочный диктант (на
листках):
прилетит, приклеить, прехрабрый,
пришил, прекрасный, приёмник, пренеприятный,
приподнялся, преграда, пристроить, прерывать,
приблизиться, прислушался, приподнять,
пригладить, привет, прехороший, преодолеть,
превозносить, пример.
11. Домашнее задание.
а) Для менее сильных учеников
составить текст словарного диктанта из 25 слов на
правописание пре- – при-;
б) для более сильных учеников написать
сочинение-описание «Лес осенью» по заданному
началу, используя слова с пре- – при-.
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Осенью лес молчит. Прислушайся!
Приумолкли птицы в предчувствии холодов. Ветки
прикасаются бесшумно к твоему лицу.
1 Использованы
дидактические материалы Т.Ю. Угроватовой, Г.А.
Богдановой, Л.А. Жердевой.
|