Я ИДУ НА УРОК
Уважаемая
редакция! Здравствуйте!
Являюсь вашим постоянным читателем, но в газету
обращаюсь впервые.
Мне как учителю русского языка и литературы, уже
несколько лет занимающемуся внедрением
интегрированных уроков в практику преподавания,
интересны и полезны материалы, которые вы
помещаете в газете. К сожалению, таких материалов
немного. Согласна с позицией М.А. Богомоловой
(№ 42/2003), что интегрированные уроки «дают
возможность вырваться за рамки одной учебной
дисциплины, наглядно, в действии показать, как
все в мире взаимосвязано»...
Создавая и проводя интегрированные уроки, мы
имеем дело с совокупностью учебных задач. Научно
обосновать свою работу не пыталась, но несколько
закономерностей (для начинающих эту работу)
можно назвать:
1. Весь урок подчинен единому замыслу и
строится по сценарию, рассчитанному на 2 урока.
2. Все этапы урока логически связаны и вытекают
один из другого.
3. Дидактический материал должен быть значителен
и интересен и для учеников, и для учителя.
4. Методические приемы работы должны быть
разнообразны и знакомы ученикам. (Не стоит на
таком уроке вводить какое-то новшество,
поскольку это отвлечет от основной темы, идеи
урока.)
5. Выбор материала для урока должен быть
функционален (ничего случайного!).
6. Автор, ведущий учитель, должен быть готов к
импровизации (т.е. отказаться от готового
сценария, если почувствует на уроке фальшь и
скуку).
Т.Ш.
Т.А. ШТЫРЛЯ,
г. Курган
«Корзина с еловыми шишками»
Интегрированный урок
6-й класс
Тема: «Знакомство с рассказом
К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
Фонетика. Графика. Орфография».
Цель:
повторить и обобщить знания учащихся
по синтаксису, пунктуации, фонетике;
повторить изученные орфограммы;
учить анализу языковых явлений;
показать связь разных видов искусств, их связь с
русским языком;
познакомить с содержанием рассказа
К.Г. Паустовского.
Оборудование: корзина с
еловыми шишками, музыкальная открытка,
грамзапись Э.Грига «Пер Гюнт».
ХОД УРОКА
I. Звучит музыка Э.Грига.
Объяснительный диктант (К.Г. Паустовский.
Корзина с еловыми шишками).
Композитор Эдвард Григ проводил
осень в лесах около Бергена. Однажды Григ
встретил в лесу маленькую девочку с двумя
косичками. Это была дочь лесника, она собирала в
корзину еловые шишки.
На доске слова: девочка, Эдвард Григ,
Берген, Дагни Педерсен; осень, лесник, еловые.
2. Слово учителя (о корзине).
– Вот эти-то еловые шишки помогут нам
узнать чудесную историю неожиданной встречи.
(Поднимаю одну шишку – звучит музыкальная
открытка.)
– Слышите, шишка заговорила. О чем это она?
Разговор:
– Как
тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.
– Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в
кармане ни кукол, ни лент.
– У меня есть старая мамина кукла, – ответила
девочка.
– Слушай, Дагни, я подарю тебе одну интересную
вещь. Но только не сейчас. А лет через десять.
– Ой, как долго!
1) Как называется разговор двух лиц?
Составьте схему диалога.
По ходу повторного чтения составляем
схему:
– ?
– .
– ,
– .
– .
– ,
– .
– .
– !
2) На доске выписаны слова, в которых
нужно обозначить звонкие и глухие согласные
специальным значком: – звонкие, – глухие согласные: Эдвард Григ,
Берген, Дагни Педерсен.
Подчеркните гласные. Какие из них
смягчают предыдущий согласный? Каковы
особенности произношения фамилии девочки?
3. Учитель продолжает:
– Дагни, конечно, не поняла, о каком
подарке, о какой вещи идет речь. Но их диалог
помог нам познакомиться с героями рассказа К.Г.
Паустовского.
Давайте еще раз обратимся к еловым шишкам и
заставим заговорить с нами вот эту симпатичную
шишку.
(Поднимаю шишку – звучит музыкальная открытка.)
– Вот ее рассказ. Я читаю предложение, а вы
выполняете графический диктант: простое и
сложное предложение. Предложения нумеруем, чтобы
ничего не пропустить:
1. Стояла осень. 2. Если бы можно было
собрать все золото и медь на земле и выковать из
них тысячи тонких листьев, то они составили бы
ничтожную часть осеннего наряда леса и гор. 3.
Кованые листья показались бы грубыми в сравнении
с настоящими, особенно красивы были листья осин.
4. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже
от птичьего свиста. 5. Все леса хороши с их грибным
воздухом и шелестом листьев. 6. Но особенно хороши
горные леса около моря, в них слышен шум прибоя. 7.
С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги
буйно разрастается мох. 8. Мох свешивается с веток
зелеными прядями до самой земли.
(1. Простое; 2. СПП; 3. БСП; 4. СПП; 5. Простое;
6. БСП; 7. ССП; 8. Простое.)
– Ребята, как можно озаглавить
прослушанный нами текст? (Варианты названий.)
– А как он звучит? (Взволнованно, торжественно.)
А кто знает, как называются музыка,
стихотворение, наша речь, когда мы говорим о
чем-то, глубоко тронувшем нашу душу, возвышенно,
торжественно? (Гимн, торжественная песнь
природе, гимн осени.) (Возможна работа с
иллюстрацией.)
Очень поэтическое время года – осень. Осень в
горах!
4. Какие удивительно точные
сравнения подбирает писатель. Запишем
предложение из этого текста для синтаксического
разбора: Мох свешивается с веток зелеными
прядями до самой земли.
Почему прядями? И почему зелеными?
Но мы немножко отвлеклись. А что же Григ и Дагни?
Как продолжилась их история?
5. Беру третью шишку. Открываю
рассказ Паустовского. Выразительное чтение
отрывка текста учителем:
«Я напишу
музыку, – решил Григ. – На заглавном месте я
прикажу написать: “Дагни Педерсен – дочери
лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится
восемнадцать лет”...
Григ писал музыку... больше месяца, началась зима,
туман закутал город по горло.
Заржавленные пароходы приходили из разных стран
и дремали у деревянных пристаней, тихонько
посапывая паром...
Григ писал о глубочайшей прелести девичества и
счастья.
Он писал и видел, как навстречу ему бежит,
задыхаясь от радости, девушка с зелеными
сияющими глазами. Она обнимает его за шею и
прижимается горячей щекой к его седой небритой
щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная,
за что она благодарит его.
– Мне хочется, чтобы вы записали отрывок из
текста: «Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как
нежный ветер и раннее утро. У тебя в сердце
расцвел белый цветок и наполнил все твое
существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что
бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она
удивительна и прекрасна».
Проверьте знаки препинания при прямой речи.
Волшебник Паустовский сумел выразить словами
настроение композитора в момент творчества,
после встречи с девочкой. Какие художественные
средства помогли в этом? (В тексте есть
сравнения, метафоры, олицетворения.)
– Верно! Но не только. Подчеркните буквы, которые
повторяются чаще всего. Как называется прием
подбора звуков, повторения звуков? (Звукопись –
фонетический прием создания выразительности
текста. Аллитерация, ассонанс.)
– Почему размышления Грига, переданные нам
Паустовским, заканчиваются именно так? Каким в
этот момент вы представляете себе композитора?
(Обращение к портрету композитора Эдварда Грига.
Несколько слов о самом портрете.)
В последнем предложении объясним знаки
препинания и назовем части речи. (Нужно
проследить, чтобы четко прозвучали названия
служебных частей речи, можно заострить внимание
на частицах бы, ни.) Фонетический разбор
слов: сердце, жизнь.
– Жизнь удивительна и прекрасна. Как бы сложна
она ни была. Старый Григ думал так и в игре
выражал все, о чем думал... В 18 лет Дагни окончила
школу. Лесник, ее отец, отправил девушку
погостить в город, к родственникам. Там Дагни
часто ходила в театр и на концерты. И вот
однажды...
6. Беру шишку – музыка Грига. Текст
Паустовского: «Стояли белые ночи. Концерты
проходили в городском парке... Дагни впервые
слушала симфоническую музыку. Она произвела на
нее странное действие. Все переливы и громы
оркестра вызывали у Дагни множество картин,
похожих на сны. Потом она вздрогнула и подняла
глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке,
объявлявший программу, назвал ее имя.
– Итак, сейчас будет исполнена знаменитая
музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная
дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни
Педерсен по случаю того, что ей исполнилось
восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела
грудь. Она хотела сдержать этим вздохом
подступившие к горлу слезы, но это не помогало.
7. Открываю деформированный текст.
Предложения нужно расположить в определенной
последовательности, чтобы получился текст.
(Предложения напечатаны на отдельных листах.)
Сначала она ничего не услышала. Внутри нее
шумела буря. Потом она услышала, как поет ранним
утром пастуший рожок. Мелодия росла, подымалась,
бушевала, как ветер, неслась по вершинам
деревьев, срывала листья, качала траву, била в
лицо прохладными брызгами. Да! Это был ее лес, ее
родина!
Запишите текст. Лабораторная работа: подсчитайте
количество гласных букв (100), согласных: звонких
(80), глухих (40).
– Почему текст звучит так мелодично?
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв:
мелодия, поет, ее.
Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков:
ранним, неслась.
8. Включаю музыку.
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в
их снастях. Этот звук незаметно переходил в
перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц... в
ауканье детей, в песню о девушке...
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что
помог ей донести до дому корзину с еловыми
шишками.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей
через 10 лет. Музыка уже не пела, она звала, звала
за собой в ту страну, где никакие горести не могли
охладить любви, где никто не отнимает друг у
друга счастья, где солнце горит, как корона в
волосах доброй сказочной волшебницы. Дагни сжала
руки и застонала от неясного еще ей самой, но
охватывающего все ее существо чувства красоты
этого мира.
9. «Слушай, жизнь, я люблю тебя», –
сказала тихо Дагни.
– Запомните ее слова. Как мы их должны записать? (Прямая
речь, обращение.)
– А почему именно так прозвучала благодарность
девушки великому композитору?
Вот и мы с вами подводим итог всему, что делали на
уроке, тому, о чем размышляли вместе с Григом и
Паустовским.
Жизнь прекрасна. Не проживи ее зря.
Постарайся оставить след на земле. Учись видеть
прекрасное в самом обыкновенном. Полюби жизнь во
всех ее проявлениях и не расставайся с
искусством. На этом мы прощаемся с Э.Григом и
К.Паустовским.
|