Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.П. ЛЕОНОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут


Три урока о сложносочиненном предложении

По учебнику под редакцией М.В. Панова

9-й класс

Урок 1

Основные типы сложносочиненных предложений

Знать:

– семантику ССП в зависимости от употребления в них тех или иных сочинительных союзов, форм сказуемого, лексико-грамматических средств (1-я группа учеников);
– семантику ССП в зависимости от употребления в них сочинительных союзов, форм сказуемого (2-я группа);
– виды ССП в зависимости от употребления союза (3-я группа).

Уметь:

– правильно расставлять знаки препинания в ССП;
– отличать ССП от СПП;
– правильно определять смысловые отношения между частями ССП.

ХОД УРОКА

I. Фронтальный опрос.

1. Как отличить ССП от СПП?

На доске:

а) Отговорила роща золотая березовым, веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. (С.А. Есенин)

б) Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце – хмурый небосклон.

(И.Бунин)

2. Какие разряды сочинительных союзов вы знаете? (При ответе ученики могут пользоваться схемой, которая заранее помещена на доске.)

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Соединительные:

И, ДА (= И)
НИ... НИ
НЕ ТОЛЬКО... НО И
ТАКЖЕ
КАК... ТАК И

Разделительные:

ИЛИ, ЛИБО
ТО... ТО
НЕ ТО... НЕ ТО
ТО ЛИ... ТО ЛИ

Противительные:

А, ДА (= НО), НО
ОДНАКО
ЗАТО, ТОЖЕ,
ТОЛЬКО (= НО)

3. На какие типы делятся ССП в зависимости от употребления того или иного союза?

Таким образом, ученики решают проблемную задачу.
Для ее правильного решения предлагаю записать несколько предложений и выяснить, в каких смысловых отношениях находятся части данного предложения.

1. Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью. (Л.Н. Толстой)
2. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. (К.Г. Паустовский)
3. Изумруд сердится и не хочет переменить ногу, но наездник, поймав этот момент, повелительно и спокойно ставит лошадь на рысь. (А.И. Куприн)
4. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце. (М.Горький)

В процессе работы с данными предложениями выясняем их семантику в зависимости от употребления сочинительного союза (1-я и 2-я группы – от форм сказуемого, лексико-грамматических средств).

Для закрепления нового материала 2-й и 3-й группам предлагаю теоретический материал § 43 учебника самостоятельно, 1-й группе – дополнить таблицу «Сочинительные союзы», включить новый материал.

2. Закрепление.

На столе для каждой группы предложения.

1. Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело.
2. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
3. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. (А.С. Пушкин)
4. Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось. (В.К. Арсеньев)
5. Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч. (К.Г. Паустовский)

6. Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

(А.С. Пушкин)

Задание.

1-й группе – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения; выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.

2-й группе – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения; переделать данные предложения так, чтобы получились сложносочиненные конструкции.

3-й группе – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочиненные конструкции; выделить грамматические основы и союзы.

При проверке выясняется семантика сложносочиненных предложений.

3. Объяснительный самодиктант (упр. 391, 1-я часть).

Составьте схему сложного предложения:

1-я группа – № 5;
2-я группа – № 7;
3-я группа – № 1.

4. Творческое задание.

По данным схемам составьте предложения на тему «Осенний вечер».

1-я группа: [ = – ], [ = ], а [ = – ].
2-я группа: [ – = ], [ – = ], или [ – = ].
3-я группа: [ – = ], но [ = – ].

5. Итог урока.

– Что нужно знать, чтобы правильно расставлять знаки препинания в ССП?

6. Домашнее задание.

Составьте связный текст из 4–5 сложносочиненных предложений «Осень в лесу».

Урок 2

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Знать: типы сложносочиненных предложений.

Уметь:

– правильно расставлять знаки препинания в ССП;
– отличать союзы тоже, также и зато от омонимов-частиц.

ХОД УРОКА

1. Словарно-лексическая работа: двое учеников, получивших индивидуальное домашнее задание, рассказывают о лексическом значении слов:

  • прогресс – поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития;

  • регресс – упадок в развитии чего-либо, движение назад

– и называют их словообразовательный ряд: прогрессировать, прогрессивный, прогрессия; регрессивный, регрессировать. Они же предлагают группам составить с одним из этих слов ССП.

2. Работа по карточкам (3-я группа).

Карточка 1

Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите, где союзы соединяют однородные члены, а где – простые предложения, образующие сложное.

1) Воздух дыш_т весе(н,нн)им ароматом и вся природа оживляется. (М.Ю. Лермонтов)

2) Раз гуляя по лесу я чуть(чуть) не заблудился но к счастью набрел на тр_пу и она привела меня к морю. (Н.Н. Миклухо-Маклай)

3) Скромно вошла зима в б_резовую рощу ул_глась и сразу все вокруг заискрилось и побелело.

Карточка 2

Продолжите каждый из примеров дважды:

а) чтобы получилось предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
б) чтобы получилось ССП с союзом и.

1) Небо медле(н,нн)о покрывалось т_желой темной тучей...
2) Снег шел крупными белыми хлопьями, п_хожими на кружевные салфетки...
3) Солнечные лучи в последний раз осв_тили опушку леса...

3. Фронтальный опрос.

– Какие типы ССП вы знаете?
– По каким признакам выделяют типы ССП?
– В каких смысловых отношениях могут находиться части ССП? От чего это зависит?

4. Синтаксический разбор предложения. (Ученик 1-й группы работает у доски.)

В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял. (В.К. Арсеньев)

5. Практикум. Основная часть урока проводится в форме практикума, главная цель которого – совершенствовать навык постановки запятой в ССП при различных способах выражения грамматических основ.
Упражнение на различение союзов тоже, также, зато и их омонимов:

1-й группе – придумать и записать предложения с данными союзами (один на выбор), чтобы написание их было различно.
2-й группе – выполнить упражнение 386 (7 предложений) § 46.
3-й группе – записать предложения, выделить союзы и грамматические основы.

1. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. (Б.Полевой)
2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.С. Тургенев)
3. Ветер дул все так же незаметно, но туча постепенно уходила за то строение, которое виднелось вдали.

Задания 1-й и 2-й групп проверяются.

5. Отработка навыка постановки запятой в ССП. Выполняется упражнение 390. Задание для групп одинаково.

Запишите предложения в тетрадь, выделите грамматические основы и союзы, определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

1-й группе – 1-, 4-, 5-е предложения;
2-й группе – 2-, 7-, 8-е предложения;
3-й группе – 3-, 9-, 11-е предложения.

Вывод. Объясните постановку знаков препинания в схеме предложения и завершите утверждения.

[ – = ], и [ – и – = ].

Запятая ставится в случае ___________, так как __________.

(Отделяет друг от друга простые предложения в сложном.)

Запятая не ставится в случае __________, так как __________.

(Между однородными членами есть союз и.)

6. Итог урока подводит ученик-ассистент. Еще раз подчеркивается зависимость смысловых отношений между частями ССП от употребления того или иного сочинительного союза.

7. Домашнее задание. Каждой группе предлагается выписать из любого литературного текста по 3 предложения с союзами:

1-й группе – с противительными;
2-й группе – с разделительными;
3-й группе – с соединительными.

Кроме этого, двое учеников из 3-й группы получают индивидуальное задание: дать лексический анализ слов прогресс и регресс из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повести «Бэла». (Рассматривается 5 предложений с союзами и и а, но.)

Урок 3

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Цель: формировать умения:

1) правильно расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях;
2) составлять схемы предложений;
3) отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных.

ХОД УРОКА

1. Уточнение приобретенных знаний.

– Какой раздел русского языка мы изучаем? (Синтаксис.)
– Что такое синтаксис? (Это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.)
– О каких единицах языка мы говорили на прошлом уроке? (О сложносочиненных предложениях.)
– С помощью каких средств выражаются смысловые отношения между предикативными конструкциями в ССП? (С помощью сочинительных союзов и интонации.)
– Назовите типы ССП.

1) ССП с соединительными союзами: и, да (= и), ни... ни;
2) с разделительными союзами: или, либо, то... то;
3) с противительными союзами: но, а, да (= и), зато;
4) соединенные пояснительными союзами: то есть, а именно.)

– Молодцы! Вы хорошо знаете пройденный материал.
Сегодня мы с вами продолжим изучение ССП.

2. Исследование языкового материала.

(Тема записывается в тетради.)

– Чтобы приступить к исследованию материала, выполните такое задание:
Найдите среди предложений, записанных на доске, одно лишнее (запятые не поставлены), докажите, что это так.
(Ученики находят лишнее предложение, записывают его в тетради.)

1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (Ф.И. Тютчев)
2) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Г. Паустовский)
3) Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело.

Ученики. Возникала проблема. Чтобы найти третье лишнее, нам надо разобрать предложения синтаксически. (Разбирают устно.)

– К какому выводу вы пришли?

Ученики. Во втором предложении есть общий второстепенный член (В ветер...), и поэтому запятая не ставится.

– Только ли в этом случае не ставится запятая? (Нет.)
О других случаях мы узнаем в ходе дальнейшей работы.

3. Закрепление.

Записываются предложения под диктовку.

1) Кажется, [лист не шелохнется] и [веточка не скрипнет].
2) (Когда началась гроза), [игра прекратилась] и [дети побежали домой].
3) [Прогулка в зимнем саду] и [катание на санях].
4) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Г. Паустовский)
5) По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые автомобили, и шли пешеходы.

Запишите схемы этих предложений

Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), если:

Вывод.

В предложениях 1, 2, 4 запятая не ставится между частями ССП, так как в них есть общий член предложения (4), вводное слово (1), общая придаточная часть (2), это два безличных предложения (3); в предложении (5) части соединены повторяющимся союзом (и) – запятая в ССП ставится.

4. Творческая работа.

1. Составьте предложения по схемам (работа в парах).

[– =], и [безл.]. (Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.)

2. Вставьте общий второстепенный член предложения.

–.–.–.– [ – = ] и [ = ]. (Осенью...)

3. Составьте схему предложения. (Запись на доске.)

Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят первую листву.

5. Самостоятельная работа.

Упражнение 391 (взаимопроверка).

6. Итог.

На слух определите, есть ли в предложении общий второстепенный член. Докажите:

1) Еще роса в кустах густа и небо в ясной просини, но лег на щеки августа густой румянец осени. (В.Полторацкий)
2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. (А.П. Чехов)

7. Домашнее задание.

Выпишите из литературного текста шесть ССП различных конструкций.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru