Я ИДУ НА УРОК
И.Г. ДОБРОТИНА,
г. Москва
Сокращение текста. План
Учебник: А.И. Власенков, Л.М.
Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст.
Стили речи.
Цель: закрепление умений
информационной переработки текста; повторение
орфографической темы «Правописание о/е
после шипящих».
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
(задание
предыдущего урока – повторить материал о
правописании о/е после шипящих)
1) Словарный диктант (или работа
с перфокартами).
Вставьте на месте пропуска буквы о/е
в следующих словах:
Трущ_бный
Прож_рливый
Маж_рный
Деш_вый
Прич_ска
Ч_рточка
Ч_рствый |
Ночнич_к
Грош_вый
Борщ_м
Ш_лковый
Ш_рох
Рубаш_нка
Ож_г руку |
Печ_рин
Пощ_чина
Капюш_н
Крыж_венный
Выч_ркивать
Копч_ность
Подж_г сарай |
Ш_коладный
Горяч_
Печ_нка
Реш_тчатый
Ч_порный
Бесш_вный
Деш_вый |
2) Составьте сложноподчиненное
предложение, используя любые пять слов из
словарного диктанта.
3) Найдите «четвертое лишнее»,
объясните выбор:
а) жернов, жонглер, пшенка, рубашонка (рубашонка
– орфограмма в суффиксе);
б) шорник, крыжовник, шок, пчелка (пчелка –
в корне гласная е);
в) ожог, учет, шорты, чащоба (ожог – написание
зависит от того, какая это часть речи, – в данном
случае существительное; учет – в корне
гласная е).
II. Теоретический материал. Виды плана
как один из способов информационной переработки
текста.
План – основные компоненты
содержания текста, представленные в четких и
кратких формулировках.
Простой план включает названия
значительных частей текста.
Сложный план включает названия
значительных частей текста, а также их смысловых
компонентов.
Планы бывают нескольких типов: вопросный,
назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план записывается в
форме вопросов к тексту; каждому информативному
центру текста соответствует один вопрос. При
составлении вопросного плана желательно
использовать вопросительные слова, а не
предложения с частицей ли, например: Как...
Сколько... Когда... Почему... и т. д.
Тезисный план — план из тезисов
глагольного строя, например: Многие животные и
птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.
Назывной план — план из тезисов
номинативного строя, например: Использование
млекопитающими и птицами неслышимых звуковых
сигналов.
План – опорная схема состоит из
опор — слов и отрывков предложений, несущих
наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно
легко восстановить текст выступления или
доклада.
III. Работа с текстом.
Статья
Ю.Тынянова дается в сокращенном виде, но
позволяет отработать умения по информационной
переработке текста. Работа выполняется под
руководством учителя, важно показать механизм
составления плана.
1) Всего труднее заставить человека
поверить в факт, факт его существования.
2) Не то чтобы он не чувствовал, что
существует: он чувствует свое дыхание, свое
тепло, иногда и чужое, он носит свое тело, в нем
проходят мысли, он работает – вещь рождается у
него под руками. Но на сколько верст в окружности
существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть
диаметр сознания. Интерес к прошлому
одновременен с интересом к будущему. Человек из
записной книжки Чехова взглянул в окно на
похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я
завтракать пойду. Этот человек, конечно, может
сказать и о будущем: вот ты не родился еще, у тебя
нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду.
3) Я думаю, что три четверти людей, так
или иначе образованных, до сих пор обходятся тем
фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все, или
по крайней мере многие, учили в школе, что Земля
движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих
пор как-то ничего и не получилось.
4) Знание – знанием, а сознание –
сознанием: средний интеллигент ходит, честно
говоря, с сознанием того, что Солнце всходит и
заходит. Ему нечего делать с таким громоздким и
совсем не очевидным фактом, что Земля
движется...…
5) Там, где кончается документ, там я
начинаю.
6) Представление о том, что вся жизнь
документирована, ни на чем не основано: бывают
годы без документов. Кроме того, есть такие
документы: регистрируется состояние здоровья
жены и детей, а сам человек отсутствует. И потом
сам человек – сколько он скрывает, как иногда
похожи его письма на торопливые отписки! Человек
не говорит главного, а за тем, что он сам считает
главным, есть еще более главное. Ну и приходится
заняться его делами и говорить за него,
приходится обходиться самыми малыми
документами. Важные вещи проявляются иногда в
мимолетных и не очень внушительных формах. Даже
большие движения – чем они сначала проявляются
на поверхности? Там, на глубине, меняются
отношения, а на поверхности – рябь или даже – все
как было...…
7) Нужен пункт, лежащий вне, для того,
чтобы проверять то, что пишешь. Это странное
признание. Нужен умный завиток ковра или шкаф
бычьей внешности, зашедший в комнату из другого
измерения, попавший сюда из другого
геологического пласта. Он нужен как свидетель,
как оценщик, как метроном. Он – неясное
присутствие собеседника, читателя. Он крепкий,
рыжий, не жалуется, молчит, посматривает на меня.
У него есть свои качества, которые я уважаю.
8) И я не уважаю качеств знакомого,
застрявшего в комнате, когда я работаю, по
вежливости или навязчивости и старающегося не
шуметь и не смотреть на меня. Пишут как любят –
без свидетелей.
(Ю.Н. Тынянов. Как мы пишем //Тынянов
Ю.Н. Литературная эволюция: Избранные труды. М.:
Аграф, 2002. С. 208–218.)
Задания к тексту
1. Выберите из предложенных заголовков
максимально, на ваш взгляд, отражающий тему:
1) «Секреты писательского ремесла»;
2) «Как надо работать над книгой»;
3) «Как мы пишем».
2. Обоснуйте выбор заголовка (автором).
3. Поделите текст на смысловые части.
4. Выпишите ключевые слова
(словосочетания).
5. Сформулируйте вопросы, которые можно
было бы задать к каждой части текста (вопросный
план).
6. Составьте назывной план.
7. Сократите текст, исключив
информацию, которая является вспомогательной
или оценочной.
8. Напишите аннотацию к данной статье
(для учеников, знакомых с особенностями жанра).
IV. Варианты ответов на задания к
тексту.
3. Деление на части можно
осуществить так: 4 части, в каждой 2 абзаца.
После того как учащиеся сделают выбор, можно
объяснить, что у Тынянова статья состоит из 16
частей.
4. Ключевые слова (словосочетания).
1 – факт существования; интерес к
прошлому, интерес к будущему.
2 – Cолнце движется вокруг Земли; знание –
знанием, а сознание – сознанием.
3 – где кончается документ; человек отсутствует;
заняться его делами и говорить за него?
4 – проверять то, что пишешь; неясное присутствие
собеседника; пишут как любят.
5. Вопросный план.
1. Как человек осознает факт своего
существования?
2. Почему знание иногда остается только знанием?
3. Когда возникает необходимость говорить за
человека?
4. Как можно проверить то, о чем ты пишешь?
6. Назывной план.
1. Факт существования человека.
2. Знание о движении Земли вокруг Солнца.
3. Представление о жизни человека по документам.
4. Неясное присутствие собеседника.
7. Сокращенный вариант текста.
1) Трудно заставить человека поверить в
факт его существования.
2) Он чувствует свое дыхание, свое тепло, он носит
свое тело, в нем проходят мысли, он работает. Но на
сколько верст в окружности существует он, на
сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания.
Интерес к прошлому одновременен с интересом к
будущему.
3) Три четверти людей, так или иначе образованных,
обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг
Земли. Все учили в школе, что Земля движется
вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор
как-то ничего и не получилось.
4) Знание – знанием, а сознание – сознанием.
Среднему человеку нечего делать с таким
громоздким и совсем неочевидным фактом, что
Земля движется...…
5) Там, где кончается документ, там я начинаю.
6) Бывают годы без документов. Кроме того, есть
такие документы: регистрируется состояние
здоровья жены и детей, а сам человек отсутствует.
Человек много скрывает, как иногда похожи его
письма на торопливые отписки! Человек не говорит
главного, а за тем, что он сам считает главным,
есть еще более главное. Ну и приходится заняться
его делами и говорить за него, приходится
обходиться самыми малыми документами. Важные
вещи проявляются иногда в мимолетных и не очень
внушительных формах.
7) Нужен пункт, лежащий вне, для того, чтобы
проверять то, что пишешь. Нужен умный завиток
ковра или шкаф бычьей внешности, зашедший в
комнату из другого измерения, попавший сюда из
другого геологического пласта. Он нужен как
свидетель, как оценщик, как метроном. Он –
неясное присутствие собеседника, читателя.
8) И я не уважаю качеств знакомого, застрявшего в
комнате, когда я работаю, по вежливости или
навязчивости и старающегося не шуметь и не
смотреть на меня. Пишут как любят – без
свидетелей.
Отмечаем, что абзацы 5 и 8 остались без
изменений. Пятый абзац – потому, что в нем нет
лишней информации, в сознании писателя он
настолько важен, что выделено одно предложение в
абзац. Восьмой абзац – потому, что несет важную
информацию о различии «двух видов свидетелей
творчества», последнее предложение текста
является своеобразным афоризмом о творчестве.
V. Итог урока.
Любой текст содержит главную и
вспомогательную информацию, существуют способы
информационной переработки текста, среди
которых есть такие композиционные формы, как
план, аннотация. При «сжатии» текста важно
сохранить содержательно-концептуальную
информацию.
VI. Домашнее задание.
Учебник, с. 171, упр. № 322 (задание
к тексту – аналогичное тому, что выполняли в
классе).
|