МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.
Займемся фразеологией
Замечали ли вы, дорогие читатели, что
фразеология медленно, но верно исчезает из речи
современной молодежи? Я впервые задумалась об
этом несколько лет назад, когда одна моя коллега
с изумлением поведала о том, что никто из ее
восьмиклассников не знал, что выражение положить
зубы на полку не имеет никакого отношения к
зубным протезам. Целенаправленно поработав со
старшеклассниками, я убедилась в том, что они
плохо чувствуют фразеологизмы, практически не
употребляют их в речи, а в тесте многие даже не
могут отличить правильные толкования от
неправильных. Подозреваю, что этой речевой
болезнью больны не только мои ученики. А значит,
нужно изменить отношение к теме «Фразеология»:
пока для немалого количества учителей и учеников
она представляется увлекательной, интересной, но
несовременной, малополезной. Именно этой важной
теме посвящена предлагаемая вашему вниманию
статья уже знакомого вам автора – Л.А. Аксеновой.
С.Е.
Цель: Пополнить знания
учащихся о фразеологизмах; продолжить работу над
обогащением фразеологического запаса
школьников.
Повторяем теорию
Вспомним некоторые сведения по
лексике и фразеологии.
1. Какова роль слова в языке? Чем
слово похоже на словосочетание? Чем отличается
от него?
2. Что означает выражение слово имеет
лексическое значение?
3. Объясните разницу между прямым и
переносным значением.
4. Что называется фразеологическим оборотом?
Назовите основные признаки фразеологизма.
5. В чем различие между свободным сочетанием
слов и фразеологизмом?
6. Назовите основные типы фразеологических
единиц по степени смысловой спаянности
компонентов. Приведите примеры.
7. Назовите источники фразеологизмов.
Практические задания
Задание 1. Запишите одним словом,
что означают приведенные выражения:
взять себя в руки (успокоиться);
прибрать к рукам (подчинить,
завладеть);
не верить своим ушам (удивиться);
носа не показывать (не появляться);
надувать губы (обижаться);
ходить перед кем-либо на задних
лапках (прислуживаться);
за животики хвататься (смеяться);
на стену лезть от чего-либо (приходить
в исступление);
в бутылку лезть (горячиться,
возмущаться);
труса праздновать (испугаться);
не стоять на одном месте (развиваться,
совершенствоваться);
дать маху (просчитаться, ошибиться);
плясать под чью-либо дудку (подчиняться);
ездить на ком-либо верхом (эксплуатировать).
Слова какой части речи вы записали,
выполняя это задание? Вспомните, какие
глагольные орфограммы вы знаете.
Следующее задание можно выполнять в
виде игры «Найди пару». Каждый ученик получает
половину открытки с написанным на ней
фразеологизмом. Он должен найти другого ученика,
у которого на открытке написан
фразеологизм-синоним. Найдя себе пару, ученик
записывает оба фразеологизма (свой, исходный, и
синонимичный ему) в тетрадь вместе с толкованием.
Задание 2. Возьмите карточку с
записанным фразеологизмом. Подберите к нему
синонимичный фразеологизм.
Примечание. Звездочкой помечены
фразеологизмы в целом синонимичные, но
различающиеся сочетаемостью.
В два счета – в мгновение ока (очень
быстро, моментально);
в двух шагах – рукой подать (очень
близко);
(работать) в поте лица – не покладая
рук (усердно);
(держать) в ежовых рукавицах – в
черном теле (строго, сурово обходиться с
кем-либо);
таскать каштаны из огня – *загребать
жар чужими руками (пользоваться результатами
чужого труда);
витать в облаках – строить воздушные
замки (предаваться бесплодным мечтам);
во всю прыть – со всех ног (быстро,
торопливо);
воды не замутит – мухи не обидит (смирный,
кроткий человек);
все едино – один черт (безразлично,
все равно);
яблоку негде упасть – шагу некуда
ступить – *как сельди в бочке (много народу);
вывести кого-либо на чистую воду –
сорвать с кого-либо маску (разоблачить чью-либо
тайную сущность);
тертый калач – стреляный воробей (опытный
человек);
сгущать краски – делать из мухи слона
(преувеличивать);
галопом по европам – *по диагонали (поверхностно,
не вдаваясь в детали);
заткнуть кого-либо за пояс –
кому-либо сто очков вперед дать – утереть
кому-либо нос (доказать кому-либо свое
превосходство, преимущество в чем-либо);
кого-либо и след простыл – кто-либо и
был таков (исчезнуть, быстро убежать);
тютелька в тютельку – один в один (совершенно
точно, точь-в-точь);
толочь воду в ступе – переливать из
пустого в порожнее (долго и безрезультатно
обсуждать одно и то же);
непочатый край – конца-краю не видать
(очень много);
голубая кровь – белая кость (о
человеке аристократического происхождения);
во времена оны – при царе Горохе (давным-давно);
всякой твари по паре – всякого жита
по лопате (всего понемногу).
Между фразеологизмами могут возникать
не только синонимические отношения, но и
антонимические. Осознать это поможет следующее
задание.
Задание 3. Спишите в тетрадь
записанные на доске фразеологизмы и подберите к
каждому фразеологизм, противоположный по смыслу.
(Делать
что-либо) через пень-колоду – засучив рукава;
(от чего-либо) сердце кровью
обливается – душа поет;
на стенку лезет – и ухом не ведет;
птица высокого полета – мелкая сошка;
не разлей вода – как кошка с собакой;
выйти из себя – взять себя в руки;
впитывает как губка – пропускает
мимо ушей.
Чтобы научиться правильно употреблять
фразеологизмы, нужно обращать внимание на
ситуации, в которых они употребляются, на слова, с
которыми они сочетаются. Для этого надо
вслушиваться в речь окружающих людей,
присматриваться к художественным текстам.
Задание 4. Спишите предложения.
Найдите в них фразеологические обороты.
1. Отец ни на что не жаловался и только
короткой припиской сообщал, что малость вышел из
строя и лежит в госпитале. (В.Осеева) 2. Делать
нечего, пришлось возвращаться в условленное
место с пустыми руками. (М.Салтыков-Щедрин) 3. На
всякий случай мы версты три дали крюку по
городскому валу. (В.Каверин) 4. По глупости я
заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а
ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь,
что шкуру сдерет за работу...… (И.Ефремов) 5. Ходит
слух, что уж не первый раз команда бросала его
посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! (А.Грин)
6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу
забыть эту встречу.
Вопросы к заданию 4
1. На какой вопрос отвечает
фразеологизм в каждом предложении? Каким членом
предложения является?
2. Попробуйте заменить каждый фразеологизм
одним словом или свободным сочетанием слов.
3. Встретились ли вам фразеологические
обороты, равные предложению?
Сейчас не так часто встречаются
люди, активно использующие фразеологизмы в речи.
Поэтому при изучении темы «Фразеологизмы» так
важна работа с художественными текстами.
Задание 5. Прочитайте. Назовите
авторов и произведения, из которых взяты эти
строки.
1. «Известно, – начал Волк, – что
испокон веков
Всегда травили нас, волков,
И скверные про нас пускали толки».
2. А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишенька уж распрощался,
В берлогу теплую забрался
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.
3. И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая – как знатный дворянин.
4.
Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову
кулак, спал громаднейший мужичина и самым
нахальным образом уклонялся от работы.
Негодованию генералов предела не было.
– Спишь, лежебок! – накинулись они на него. –
Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала
вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш
работать!
Встал мужичина: видит, что генералы строгие.
Хотел было дать от них стречка, но они так и
закоченели, вцепившись в него.
5. Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
...............................
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
6. Дворовый верный пес Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он с умиленья чуть не плачет
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну что, Жужутка, как живешь
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали,
Какую службу ты несешь?» –
«На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает, –
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» – «Я, – отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –
Живу по-прежнему: терплю и холод
И голод
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» – «Чем служишь!
Вот прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу. –
На задних лапках я хожу».
_____
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Использованы тексты: С.Михалков. Волк-травоед;
И.Крылов. Медведь у пчел; И.Крылов. Лягушка
и Вол; М.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил; Н.Заболоцкий.
Не позволяй душе лениться; И.Крылов. Две
собаки.
Вопросы и задания
1. Выпишите из отрывков
фразеологизмы. Раскройте значение каждого из
них.
2. Охарактеризуйте их стилистически.
3. Что вы знаете о происхождении этих
выражений?
4. Обобщите ваши наблюдения: какова роль
фразеологизмов в тексте? Какие свойства
фразеологизмов позволяют им придавать речи
особую выразительность?
Фразеологизмы – неотъемлемая часть
русского языка и культуры, и, конечно же,
недостаточно просто узнавать их в тексте: нужно
уметь активно использовать их в речи. Для этого
нужно предлагать ученикам активизирующие
задания.
Задание 6. Какой фразеологизм со
словом звезды вы знаете? (Имеется в виду не
хватать звезд с неба.) Что он означает? (Быть
человеком обычных, рядовых способностей.) В каких
ситуациях можно использовать данный
фразеологизм? Придумайте и запишите с ним 1–2
предложения.
Задание 7. Составьте из рассыпанных
слов фразеологизмы. Запишите их, определите
значение каждого. С одним-двумя составьте
предложения.
Сказки, неделя, без, каша, бабушкины,
году, без, петли, березовая, задоринки, и, вязать,
сучка (р.п.).
Ответ: бабушкины сказки – выдумки,
вздор; вязать петли – ловко обманывать,
провести; без году неделя – недавно; без
сучка и задоринки – легко, гладко, очень хорошо;
березовая каша – розги.
Задание 8. Замените цифры буквами
алфавита и прочитайте фразеологизмы.
1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10 20 1 15 20 1 13 1.
Вопросы и задания. Определите
значение каждого фразеологизма. Что вы знаете о
происхождении второго выражения?
Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная
возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки
Тантала (танталовы муки) – невыносимые
страдания из-за недосягаемости желаемого,
которое кажется таким близким.
«По древнегреческому мифу Тантал,
фригийский царь, за оскорбление богов был
жестоко наказан: он вечно был обречен испытывать
муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды
были рядом с ним». (В.П. Жуков, А.В. Жуков.
Школьный фразеологический словарь русского
языка. – М.: Просвещение, 1989)
Поскольку школьники плохо знают
фразеологизмы, следует приучать их работать со
словарями. В обычные толковые словари наиболее
употребительные фразеологизмы включаются под
знаком «t». Словарная статья, в которой может
оказаться тот или иной фразеологизм, не всегда
очевидна. Например, выражение навострить уши
в одном словаре может находиться в статье ухо,
а в другом – в статье навострить (при этом
в хороших словарях в «пустышке» обычно есть
ссылка). Ученики должны знать, что, прежде чем
решить, что выражения в словаре нет, следует
проверить все ключевые слова фразеологизма.
Задание 9. Ориентируясь на
специальный знак (t) и помня о принципах
поиска фразеологизмов в словаре, самостоятельно
найдите в толковом словаре несколько
фразеологизмов. Два-три из них (из числа не
обсуждавшихся на уроке) запишите в тетрадь
вместе с толкованиями.
Нужно знать, что некоторые
фразеологизмы имеют сходные по звучанию
свободные сочетания слов. Напомнить ученикам об
этом поможет выполнение следующего задания.
Задание 10. Определите, в каких
примерах встретились фразеологизмы, а в каких –
свободные сочетания слов. Какой синтаксической
особенностью отличаются фразеологизмы?
Попробуйте придумать по аналогии свои
собственные примеры.
1. Отец намылил сыну голову за
полученную по алгебре двойку. 2. Мать усадила сына
в ванну и намылила ему голову. 3. Малыш сидел у
отца на плечах. 4. Матросы-всадники уже сидели у
казаков на плечах, и в воздухе сверкали шашки. (К.Федин)
5. Звонарь звонил во все колокола, славя Пасху. 6.
Поеду в Тамбов и там во все колокола раззвоню, что
он тут наделал! (Н.Вирта)
Стоит познакомить школьников и со
специальными фразеологическими словарями – как
минимум с такими:
1) В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный
фразеологический словарь русского языка:
Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1989.
2) С.В. Максимов. Крылатые слова. Н.Новгород:
Русский купец, Братья-славяне, 1996.
Задание 11. Определите при помощи
словарей значение перечисленных ниже
фразеологизмов. С двумя из них составьте
предложения.
Альфа и омега, аредовы веки, нить
Ариадны, барашек в бумажке, бочка Данаид, курить
фимиам, лебединая песня, тихой сапой, разводить
турусы на колесах.
Альфа и омега – основа всего, самое
значительное;
аредовы веки – очень долгая жизнь;
нить Ариадны – неожиданная помощь,
неожиданный способ выйти из трудного положения;
барашек в бумажке – взятка;
бочка Данаид – совершенно
бесполезная и бесконечная работа;
курить фимиам – чрезмерно
превозносить, льстиво восхвалять кого-либо;
лебединая песня – самое последнее,
обычно особенно значительное, яркое проявление
таланта;
тихой сапой – тайком, исподтишка и
постепенно;
(разводить) турусы на колесах – (болтать)
всякий вздор, нелепости.
Подведение итогов
Учитель подводит итоги работы на
уроке, благодарит учеников за активность,
выставляет оценки и лучшим вручает красочно
оформленную «Грамоту знатоку фразеологии».
В заключительной беседе стоит
подчеркнуть, что фразеологические обороты
оживляют нашу речь, делают ее образнее. Поэтому
каждый человек, который хочет производить
впечатление яркой индивидуальности, должен
обогащать свой словарь, в том числе и
фразеологизмами.
Домашнее задание
Предложите ученикам на выбор два
задания.
1. Выпишите из фразеологического
словаря выражения, которые можно использовать
при составлении рассказа о чьей-то трудной и
интересной работе. Объясните лексическое
значение каждого выбранного вами фразеологизма.
2. Составьте связный рассказ на
свободную тему, используя как можно больше
фразеологизмов.
Сочинение
Ах, девочки и мальчики!
Есть на свете такой класс, который любит бить
баклуши. Вы спросите: почему? А сейчас сами
узнаете. Есть в этом классе мальчик, который
поддает жару учителям, а свой класс поливает
грязью. К этому мальчику на кривой козе не
подъедешь, к нему нужно подбирать ключи. Он весь
год сидит сложа руки и думает, как бы побыстрее
кончился урок, а к концу года готов сквозь землю
провалиться и на экзаменах краснеет до корней
волос и распускает нюни.
А другой мальчик – большой любитель поесть, его
от тарелки за уши не оттянешь: ведь повара в школе
готовят так, что пальчики оближешь. Но вдруг все
переменилось: он решил сесть на диету, сказал, что
ему кусок в горло не лезет. Это правда, потому что
он потерял голову от любви, а его счастье висит на
волоске, потому что девушка его мечты не любит
толстых. Вот и ходит бедняга повесив голову.
Третий мальчик на уроках витает в облаках или
считает ворон в небе, поэтому, когда ручка
учителя доходит до той строки в журнале, где
написана его фамилия, он начинает дрожать как
осиновый лист. Когда все начинают готовиться к
праздникам, он куда-то исчезает. Днем с огнем его
не сыщешь! Вроде только что был здесь, а глянешь –
его и след простыл.
Следующий мальчик тоже хорош! Он долговяз, он, как
Вжик, в любви увяз. Этим он гордится очень, нос на
форточку кладет, а как вызовут к доске, так он
стоит и жует… мочалку. Если он толкает речь в
своем любимом стиле, то у тех, кто его слушает,
глаза на лоб лезут, а умные люди пропускают его
болтовню мимо ушей.
Пятый любит вешать всем лапшу на уши. И все его
слушают развесив уши, а он пользуется моментом и
заливается соловьем. Так он и водит ребят за нос,
но, как только кто-нибудь спохватится, он прячет
концы в воду. И так каждый день – ни дня без
строчки! Если вдруг соврать не удастся – ходит
как в воду опущенный. А вообще-то он мальчик
примерного поведения, только любит чесать язык
на уроках. Слава богу, что у учителей пока руки не
чешутся объяснить ему правила хорошего тона.
У всех этих ребят есть общая черта: все они любят
носиться сломя голову по классу и коридорам.
Конечно, в этом классе есть и девочки. Их три.
Первая девочка – круглая отличница, все ей
завидуют. Она не сидит сложа руки, все время
что-то делает и, если что-то не получается, не
скрипит зубами, а трудится в поте лица. Поэтому у
нее идет все как по маслу.
Вторая девочка таинственна, и потому сказать о
ней нечего – разве что то, что поклонников у нее
пруд пруди. И всем она говорит: «Свидание? После
дождичка в четверг!». Из нее не выжмешь
сочувствия, как ни старайся.
Третья девочка раньше была отличницей, а теперь
валяет дурака. Как увидишь в журнале ее оценки по
физике и по геометрии – мороз по коже пробирает.
Она часами готова висеть на телефоне.
В общем, ребята все с секретом, сразу их не
раскусишь. То ли пыль в глаза умеют пускать, то ли
ловко заметают следы. Скажите: а вы с такими
ребятами не знакомы? А я пока ставлю точку.
ЮРЧЕНКО Елена,
8-й класс
|