ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки, Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.
Продолжение. См. № 33/2004
«И началось погружение в мир
письменной речи...»
Развитие творческих
способностей детей: идеи, сомнения, опыт
Взаимоотношения с близкими людьми.
Книга о маме
В программу по литературе 6–7-х классов
включены тексты, которые помогают построить на
уроках необходимый всем разговор о самом дорогом
человеке – о маме. В сборниках упражнений по
русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
также имеется дидактический материал по этой
теме. Использовав имеющийся материал и дополнив
его собственными находками, можно разработать
урок, который не только даст возможность
задуматься над важнейшими вопросами: о своих
взаимоотношениях с близкими людьми,
ответственности за их спокойствие и
благополучие, – но и подготовит к созданию
творческой работы, оформленной в виде книги.
Мои ученики имеют опыт работы над
такой книгой. У каждого была свобода выбора: как
«организовать» книгу, какой выбрать формат. Но
общий разговор, конечно, необходим. Разговор, в
ходе которого вырабатывается примерная
программа, оказывает помощь тем, кто, например, не
может сочинять стихи или рисовать. Когда
заканчивается подготовительный этап, ученики с
удовольствием включаются в творческую работу.
Вот, например, как работал над созданием своей
книги Мисюрёв Игорь, ученик шестого класса. На
обложке книги крупными красивыми буквами
написано название «ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК» и
нарисована красивая алая роза. Фон – белый с
голубым. Надо сказать, что в работе Игоря нет
ничего случайного, тщательно продуман и цвет
каждой страницы. В книге пять глав: «Радость»,
«Грусть», «Забота», «Памятный день в семье»,
«Сказка для мамы».
Первая глава – «Радость» – оформлена
в солнечных тонах, соответствующих теме и
интонации повествования. “Что тебе доставляет
самую большую радость?” – спросил однажды я у
мамы. Мама задумалась на мгновение, а потом
улыбнулась и сказала: “Общение с друзьями”. –
“Кто же твои друзья?” – спросил я снова. “А
разве ты не знаешь?” – вопросом на вопрос
ответила мама.
И в самом деле, разве я не знаю? Мамины
друзья – это ее коллеги по работе, и ее ученики, с
которыми она может обо всем поговорить, и мы с
сестрой. С каким удовольствием слушает она мою
сестру Наташу, когда та приезжает домой! Какой
радостью светятся мамины глаза, когда она
смотрит на свою дочь, от души радуется ее успехам,
а потом хлопочет на кухне, чтобы накормить всех
повкуснее. Мама любит хорошую шутку. Она так
искренне и так заразительно смеется, что на
глазах выступают слезы, и мы все невольно тоже
начинаем смеяться. Мама радуется, когда вся семья
собирается вместе и дома царят мир и согласие, –
пишет Игорь.
Вторая глава – «Грусть» – оформлена в
унисон повествованию: в темно-серых тонах.
Мама редко бывает грустной. Она может быть
веселой, строгой, сердитой, даже разгневанной! Но
грустной... И такую ее легко заметить. Приходит с
работы тихая, задумчивая. И очень молчаливая. Не
спросит: “Как дела? Как успехи в учебе?”. А сразу
запирается и молчит. “Что случилось?” –
спрашиваю ее. “Да так, сын, неприятности”, –
отвечает мама. Этими неприятностями могут быть
непонимание взрослых, неожиданные встречи.
Но бывает грусть особого рода.
Мама остро реагирует на смену времен
года. Она радуется зиме, которая приходит на
смену дождю и слякоти осени. Очень любит весну,
когда воздух напоен особой свежестью. Особенно
мама любит время, когда деревья окутывает
зеленая дымка и вот-вот появятся клейкие
листочки.
Но осень... Осень вызывает у мамы
пронзительную грусть. Грусть вызывают синее, но
уже студеное небо, спелость желтых листьев, и
свежесть упругих только что сорванных астр, и
летучая седая паутина. Для мамы это время
наступления печали.
А самый грустный для мамы день – 31
января. Много лет назад в этот день умерла ее
мама. Эту страшную потерю она ощущает постоянно,
в этот день ей особенно больно.
Для
следующей странички – «Забота» – Игорь выбрал
розовый цвет нежности, теплоты, любви.
Вы видели когда-нибудь маму
беззаботной? Мне кажется, таких мам нет.
Вот и моя мама добрая, нежная, всегда в заботах.
Чтобы в доме было тепло, чисто, уютно, ей
приходится много работать. Зато какой радостью
светятся ее глаза, когда она видит вокруг себя
счастливые лица близких людей.
Мама заботится и о своих учениках, умеет
внимательно выслушать собеседника и помочь, если
эта помощь необходима.
Мама заботится обо мне. Хочет, чтобы я вырос
добрым, отзывчивым человеком, чтобы нашел свое
место в жизни. “Об этом нужно уже сейчас
задумываться”, – говорит мама.
Следующая страничка книги – «Памятный
день в семье». Для этой главы Игорь выбрал
оранжевый цвет.
В моей семье спокойно мне,
Я чувствую ее защиту.
Семья наша небольшая, но дружная. Мы
всюду вместе. Будь то поход за грибами или работа
по дому. Самая большая радость для нас – когда
все родственники собираются под крышей нашего
дома. Такое бывает редко. Но один раз в году это
случается обязательно. О таком дне мне и хочется
рассказать.
Бабушке 70 лет. Приехали в этот день поздравить
бабушку с юбилеем ее сестра, брат, дети и внуки.
Особая атмосфера радости царила в этот день в
нашем доме. Радостно оттого, что мы все вместе,
оттого, что бабушка жива. А мне весело еще и
потому, что в доме в этот день праздничная суета,
повсюду вкусные запахи, а еще – ожидание чуда. И
чудо свершилось. Все собрались за праздничным
столом. Каждый произносит свои слова
поздравлений. А потом – песня. Исполняет ее
бабушкина сестра тетя Нина задорно и радостно. И
всех переполняет счастье, потому что все мы снова
вместе, потому что после стольких страданий
бабушка сидит с нами.
Много песен было спето за нашим столом. Так
хотелось, чтобы этот праздник не кончался!
А праздником этим правит моя мама, гостеприимная
хозяйка, умеющая любить, способная понимать.
Пятая страничка книги Игоря
объединила многие цвета: оттенки коричневого,
синего, зеленого, красного. И это не случайно.
Прочитав ее содержание, вы поймете, почему здесь
такое сочетание. Называется эта страничка
«Сказка для мамы. Как призрак стал человеком».
«Однажды призрак пришел к Богу и
говорит:
– Бог, я хочу быть живым.
– Это непросто, – ответил Бог. – Чтобы быть
живым, ты должен сначала научиться думать, потом
помнить, затем – чувствовать, осязать, видеть и
слышать. Только тогда ты сможешь быть человеком.
– Как же я смогу это сделать? – спросил призрак.
– Поброди по миру, – ответил Бог, – и добудь где
что сможешь.
Призрак пошел по тропинке через лес и встретил
молодого человека, который в задумчивости сидел
под деревом.
– Человек, – сказал призрак, – пожалуйста,
помоги мне. Я хочу научиться думать.
– Для этого тебе нужен ум, – ответил человек.
– А не могу ли я взять твой? – спросил призрак.
– Конечно, – сказал человек. Он отдал призраку
свой ум и стал веселым и беззаботным.
– О Боже, помоги мне! – в страхе закричал призрак.
– Иди дальше, – ответил Бог. – Тот, кто умеет
думать, иногда испытывает страх.
Призрак пошел дальше и пришел в деревню. Там он
встретил одного старика.
– Старик, помоги мне. Я хочу научиться помнить.
– Чтобы помнить, тебе нужна память, – ответил
старик.
– Можно мне взять твою? – спросил призрак.
– Конечно, – сказал старик и отдал свою память, а
сам стал счастливым.
Призрак посмотрел на дорогу, но не мог вспомнить,
куда идти.
– О Боже, помоги мне! – закричал он.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и знай: тот, кто
помнит, может и забывать.
Призрак пошел дальше. У терновника он нашел
плачущего мальчика.
– Пожалуйста, помоги мне, – сказал он мальчику. –
Я тоже хочу чувствовать.
– Чтобы чувствовать, нужны чувства, – ответил
мальчик.
– Можно взять твои? – спросил призрак.
– Конечно, – ответил мальчик и стал вновь
веселым.
Призрак укололся о терновник и закричал от боли.
– О Боже, помоги мне!
– Иди дальше, – ответил Бог. – Кто может
чувствовать, иногда чувствует боль.
Призрак пошел дальше и вышел к месту без деревьев
и цветов и нашел человека, закрывающего свои
глаза.
– Человек, помоги мне. Я хочу видеть.
– Для этого тебе нужны глаза.
– Можно взять твои?
– Конечно, – ответил человек и снова стал
улыбаться.
– О Боже, помоги мне! Я вижу этот ужасный мир! –
закричал призрак.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и знай: ты будешь
видеть не только красивое.
Призрак пошел к дому, где кто-то кричал. Он увидел
человека, затыкающего уши.
– Пожалуйста. помоги мне. Я тоже хочу слышать.
– Для этого тебе нужны уши, – ответил человек.
– Можно взять твои?
– Конечно, – ответил человек и стал весел.
– О Боже, помоги мне! – закричал призрак. – Что
это за печальные звуки?
– Иди дальше, – ответил Бог. – Ты будешь слышать
не только смех.
Тогда призрак
пошел дальше и увидел прекраснейшую женщину.
– О женщина, помоги мне, – сказал призрак. – Я
умею думать, помнить, чувствовать, слышать и
видеть, но я все еще не живой.
– Для этого тебе нужна жизнь, – ответила женщина.
– Можно взять твою? – спросил призрак.
– Конечно, потому что я тебя люблю, – ответила
женщина и умерла.
– О Боже! Помоги мне! – закричал человек в
отчаянии.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и помни: те, кто
живут, еще и умирают.
Каждый ученик создавал свою книгу о
самом дорогом человеке, все работы неповторимы.
Вот, например, содержание книги Погониной
Татьяны, ученицы шестого класса: «Письмо для
мамы», «Страничка вопросов – ответов»,
«Волшебные загадки», «Стихотворение для мамы».
Вот какое стихотворение сочинила Таня:
МАМЕ
Ты на
руках меня качала,
Когда младенцем я была.
Бывали дни – ты уезжала –
Я по тебе всегда скучала.
Ты книжки для меня читала
Спокойным голосом, внапев.
И словом добрым утешала,
Любя меня сильнее всех.
Ты в жизни сделала так много,
Прошла ты тысячи дорог,
Познала радость и тревогу
(И было много так тревог!).
Иду к тебе, моя родная,
Склоняю голову в любви,
Молю я: долго-долго, мама,
Со мною рядышком живи!
В старших классах ученики осмысливают
подобную работу на новом уровне. Они размышляют о
личной ответственности каждого молодого
человека за судьбу и благополучие близких, о
важности почитания не только своей мамы, но и
уважения к любой Матери. Только тогда состоишься
как человек.
Вот, например, страничка книги Языкова,
ученика 11-го класса, «Поучение молодежи»:
Друзья мои! Прочитайте эти слова,
примите в сердце свое, помните, и будет вам добро.
– Почитайте мать и отца!
– Будьте с ними мягки, вежливы и уступчивы.
– Чаще слово приветливое, доброе молвите, в
общении имейте голос мягкий, ласковый.
– Остерегайтесь злых слов, ранящих нежное
материнское сердце.
– Заглядывайте чаще в очи матери, ревностно
следите за их ясным светом.
– Сторонитесь общества порочных, ибо
заразителен бывает пример глупостей; не давайте
порокам губить себя – не причиняйте боли
любящему вас сердцу, дайте покой оку
недремлющему.
– Берегитесь резких, жестоких, необдуманных
поступков, сокращающих жизнь любящего тебя
человека, берегите мать от сердечных волнений,
переживаний.
– Проявляйте усердие в учении, прилежание в
работе.
– Не приносите в дом тревог, огорчений, обид.
Приносите в дом мир, покой и радость.
– Заботьтесь о своем здоровье, ибо родители
всегда беспокоятся, когда дети болеют.
– Будьте добрыми детьми своих родителей, не
раньте сердце матери своей неблагодарностью.
Будьте добрыми и в мыслях, и в чувствах, и в
словах, и в делах. Чувствуйте ответственность за
благополучие родного человека.
– С уважением и почтением относитесь к чужим
матерям, ибо тот, кто не умеет уважать чужую мать,
не достоин своей.
– Заботьтесь о своем добром имени. С честью идите
по жизни. Оберегайте душевный покой и счастье
матери.
Написать творческую работу о самом
главном человеке в нашей жизни непросто. Один из
моих учеников признался, что ему легче
подготовить сочинение на любую тему, дать анализ
стихотворения, нежели написать несколько строк о
маме. Так действительно часто случается: мы можем
красиво сказать о чем угодно, но с трудом находим
точные, яркие, самые нужные слова, достойные
наших мам. В такие минуты, убеждаюсь на
собственном опыте, самое важное все-таки – быть
«рядом» с учениками, чувствовать и предугадывать
их трудности, растерянность, вселять в них
уверенность: «Все получится, обязательно
получится, надо только верить и работать с
настроением». На таких уроках важно продумать
все: и эмоциональный фон урока (оформление,
музыкальное сопровождение, вдохновляющее слово
учителя, фоторепортаж «Наши мамы», выставка
репродукций картин известных художников,
посвященных женщине), и личное участие
(тактичное, ненавязчивое) в разработке проекта
книги тех учеников, которые чувствуют свою
беспомощность, отчаяние, одиночество.
Для меня очень важен момент включения
ребят в работу и поиски решения той или иной темы,
проблемы. Поэтому черновики ребят представляют
для меня особую ценность, я их бережно храню,
время от времени перечитываю. По черновику можно
проследить процесс оформления мысли, понять
чувства пишущего.
Позади двенадцать лет работы в школе,
но с каждым годом труднее становится работать.
Все больше понимаю, как еще много надо осознать
самой, чтобы чему-нибудь хорошему научить детей.
Искренне радуюсь каждой находке любимых
учеников. С чувством удовлетворения отмечаю
творческий и духовный рост многих ребят. Часто,
читая лучшие творческие работы, думаю: «А я
смогла бы?». Не важен для меня ответ.
Действительно «счастлив учитель, чьи ученики
переросли своего учителя».
|