Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки, Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Продолжение. См. № 33/2004


«И началось погружение в мир письменной речи...»

Развитие творческих способностей детей: идеи, сомнения, опыт

Взаимоотношения с близкими людьми.

Книга о маме

В программу по литературе 6–7-х классов включены тексты, которые помогают построить на уроках необходимый всем разговор о самом дорогом человеке – о маме. В сборниках упражнений по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой также имеется дидактический материал по этой теме. Использовав имеющийся материал и дополнив его собственными находками, можно разработать урок, который не только даст возможность задуматься над важнейшими вопросами: о своих взаимоотношениях с близкими людьми, ответственности за их спокойствие и благополучие, – но и подготовит к созданию творческой работы, оформленной в виде книги.

Мои ученики имеют опыт работы над такой книгой. У каждого была свобода выбора: как «организовать» книгу, какой выбрать формат. Но общий разговор, конечно, необходим. Разговор, в ходе которого вырабатывается примерная программа, оказывает помощь тем, кто, например, не может сочинять стихи или рисовать. Когда заканчивается подготовительный этап, ученики с удовольствием включаются в творческую работу. Вот, например, как работал над созданием своей книги Мисюрёв Игорь, ученик шестого класса. На обложке книги крупными красивыми буквами написано название «ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК» и нарисована красивая алая роза. Фон – белый с голубым. Надо сказать, что в работе Игоря нет ничего случайного, тщательно продуман и цвет каждой страницы. В книге пять глав: «Радость», «Грусть», «Забота», «Памятный день в семье», «Сказка для мамы».

Первая глава – «Радость» – оформлена в солнечных тонах, соответствующих теме и интонации повествования. “Что тебе доставляет самую большую радость?” – спросил однажды я у мамы. Мама задумалась на мгновение, а потом улыбнулась и сказала: “Общение с друзьями”. – “Кто же твои друзья?” – спросил я снова. “А разве ты не знаешь?” – вопросом на вопрос ответила мама.

И в самом деле, разве я не знаю? Мамины друзья – это ее коллеги по работе, и ее ученики, с которыми она может обо всем поговорить, и мы с сестрой. С каким удовольствием слушает она мою сестру Наташу, когда та приезжает домой! Какой радостью светятся мамины глаза, когда она смотрит на свою дочь, от души радуется ее успехам, а потом хлопочет на кухне, чтобы накормить всех повкуснее. Мама любит хорошую шутку. Она так искренне и так заразительно смеется, что на глазах выступают слезы, и мы все невольно тоже начинаем смеяться. Мама радуется, когда вся семья собирается вместе и дома царят мир и согласие, – пишет Игорь.

Вторая глава – «Грусть» – оформлена в унисон повествованию: в темно-серых тонах.

Мама редко бывает грустной. Она может быть веселой, строгой, сердитой, даже разгневанной! Но грустной... И такую ее легко заметить. Приходит с работы тихая, задумчивая. И очень молчаливая. Не спросит: “Как дела? Как успехи в учебе?”. А сразу запирается и молчит. “Что случилось?” – спрашиваю ее. “Да так, сын, неприятности”, – отвечает мама. Этими неприятностями могут быть непонимание взрослых, неожиданные встречи.

Но бывает грусть особого рода.

Мама остро реагирует на смену времен года. Она радуется зиме, которая приходит на смену дождю и слякоти осени. Очень любит весну, когда воздух напоен особой свежестью. Особенно мама любит время, когда деревья окутывает зеленая дымка и вот-вот появятся клейкие листочки.

Но осень... Осень вызывает у мамы пронзительную грусть. Грусть вызывают синее, но уже студеное небо, спелость желтых листьев, и свежесть упругих только что сорванных астр, и летучая седая паутина. Для мамы это время наступления печали.

А самый грустный для мамы день – 31 января. Много лет назад в этот день умерла ее мама. Эту страшную потерю она ощущает постоянно, в этот день ей особенно больно.

Для следующей странички – «Забота» – Игорь выбрал розовый цвет нежности, теплоты, любви.

Вы видели когда-нибудь маму беззаботной? Мне кажется, таких мам нет.
Вот и моя мама добрая, нежная, всегда в заботах. Чтобы в доме было тепло, чисто, уютно, ей приходится много работать. Зато какой радостью светятся ее глаза, когда она видит вокруг себя счастливые лица близких людей.
Мама заботится и о своих учениках, умеет внимательно выслушать собеседника и помочь, если эта помощь необходима.
Мама заботится обо мне. Хочет, чтобы я вырос добрым, отзывчивым человеком, чтобы нашел свое место в жизни. “Об этом нужно уже сейчас задумываться”, – говорит мама.

Следующая страничка книги – «Памятный день в семье». Для этой главы Игорь выбрал оранжевый цвет.

В моей семье спокойно мне,
Я чувствую ее защиту.

Семья наша небольшая, но дружная. Мы всюду вместе. Будь то поход за грибами или работа по дому. Самая большая радость для нас – когда все родственники собираются под крышей нашего дома. Такое бывает редко. Но один раз в году это случается обязательно. О таком дне мне и хочется рассказать.
Бабушке 70 лет. Приехали в этот день поздравить бабушку с юбилеем ее сестра, брат, дети и внуки. Особая атмосфера радости царила в этот день в нашем доме. Радостно оттого, что мы все вместе, оттого, что бабушка жива. А мне весело еще и потому, что в доме в этот день праздничная суета, повсюду вкусные запахи, а еще – ожидание чуда. И чудо свершилось. Все собрались за праздничным столом. Каждый произносит свои слова поздравлений. А потом – песня. Исполняет ее бабушкина сестра тетя Нина задорно и радостно. И всех переполняет счастье, потому что все мы снова вместе, потому что после стольких страданий бабушка сидит с нами.
Много песен было спето за нашим столом. Так хотелось, чтобы этот праздник не кончался!
А праздником этим правит моя мама, гостеприимная хозяйка, умеющая любить, способная понимать.

Пятая страничка книги Игоря объединила многие цвета: оттенки коричневого, синего, зеленого, красного. И это не случайно. Прочитав ее содержание, вы поймете, почему здесь такое сочетание. Называется эта страничка «Сказка для мамы. Как призрак стал человеком».

«Однажды призрак пришел к Богу и говорит:
– Бог, я хочу быть живым.
– Это непросто, – ответил Бог. – Чтобы быть живым, ты должен сначала научиться думать, потом помнить, затем – чувствовать, осязать, видеть и слышать. Только тогда ты сможешь быть человеком.
– Как же я смогу это сделать? – спросил призрак.
– Поброди по миру, – ответил Бог, – и добудь где что сможешь.
Призрак пошел по тропинке через лес и встретил молодого человека, который в задумчивости сидел под деревом.
– Человек, – сказал призрак, – пожалуйста, помоги мне. Я хочу научиться думать.
– Для этого тебе нужен ум, – ответил человек.
– А не могу ли я взять твой? – спросил призрак.
– Конечно, – сказал человек. Он отдал призраку свой ум и стал веселым и беззаботным.
– О Боже, помоги мне! – в страхе закричал призрак.
– Иди дальше, – ответил Бог. – Тот, кто умеет думать, иногда испытывает страх.
Призрак пошел дальше и пришел в деревню. Там он встретил одного старика.
– Старик, помоги мне. Я хочу научиться помнить.
– Чтобы помнить, тебе нужна память, – ответил старик.
– Можно мне взять твою? – спросил призрак.
– Конечно, – сказал старик и отдал свою память, а сам стал счастливым.
Призрак посмотрел на дорогу, но не мог вспомнить, куда идти.
– О Боже, помоги мне! – закричал он.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и знай: тот, кто помнит, может и забывать.
Призрак пошел дальше. У терновника он нашел плачущего мальчика.
– Пожалуйста, помоги мне, – сказал он мальчику. – Я тоже хочу чувствовать.
– Чтобы чувствовать, нужны чувства, – ответил мальчик.
– Можно взять твои? – спросил призрак.
– Конечно, – ответил мальчик и стал вновь веселым.
Призрак укололся о терновник и закричал от боли.
– О Боже, помоги мне!
– Иди дальше, – ответил Бог. – Кто может чувствовать, иногда чувствует боль.
Призрак пошел дальше и вышел к месту без деревьев и цветов и нашел человека, закрывающего свои глаза.
– Человек, помоги мне. Я хочу видеть.
– Для этого тебе нужны глаза.
– Можно взять твои?
– Конечно, – ответил человек и снова стал улыбаться.
– О Боже, помоги мне! Я вижу этот ужасный мир! – закричал призрак.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и знай: ты будешь видеть не только красивое.
Призрак пошел к дому, где кто-то кричал. Он увидел человека, затыкающего уши.
– Пожалуйста. помоги мне. Я тоже хочу слышать.
– Для этого тебе нужны уши, – ответил человек.
– Можно взять твои?
– Конечно, – ответил человек и стал весел.
– О Боже, помоги мне! – закричал призрак. – Что это за печальные звуки?
– Иди дальше, – ответил Бог. – Ты будешь слышать не только смех.
Тогда призрак пошел дальше и увидел прекраснейшую женщину.
– О женщина, помоги мне, – сказал призрак. – Я умею думать, помнить, чувствовать, слышать и видеть, но я все еще не живой.
– Для этого тебе нужна жизнь, – ответила женщина.
– Можно взять твою? – спросил призрак.
– Конечно, потому что я тебя люблю, – ответила женщина и умерла.
– О Боже! Помоги мне! – закричал человек в отчаянии.
– Иди дальше, – ответил Бог, – и помни: те, кто живут, еще и умирают.

Каждый ученик создавал свою книгу о самом дорогом человеке, все работы неповторимы. Вот, например, содержание книги Погониной Татьяны, ученицы шестого класса: «Письмо для мамы», «Страничка вопросов – ответов», «Волшебные загадки», «Стихотворение для мамы». Вот какое стихотворение сочинила Таня:

МАМЕ

Ты на руках меня качала,
Когда младенцем я была.
Бывали дни – ты уезжала –
Я по тебе всегда скучала.
Ты книжки для меня читала
Спокойным голосом, внапев.
И словом добрым утешала,
Любя меня сильнее всех.
Ты в жизни сделала так много,
Прошла ты тысячи дорог,
Познала радость и тревогу
(И было много так тревог!).
Иду к тебе, моя родная,
Склоняю голову в любви,
Молю я: долго-долго, мама,
Со мною рядышком живи!

В старших классах ученики осмысливают подобную работу на новом уровне. Они размышляют о личной ответственности каждого молодого человека за судьбу и благополучие близких, о важности почитания не только своей мамы, но и уважения к любой Матери. Только тогда состоишься как человек.

Вот, например, страничка книги Языкова, ученика 11-го класса, «Поучение молодежи»:

Друзья мои! Прочитайте эти слова, примите в сердце свое, помните, и будет вам добро.
– Почитайте мать и отца!
– Будьте с ними мягки, вежливы и уступчивы.
– Чаще слово приветливое, доброе молвите, в общении имейте голос мягкий, ласковый.
– Остерегайтесь злых слов, ранящих нежное материнское сердце.
– Заглядывайте чаще в очи матери, ревностно следите за их ясным светом.
– Сторонитесь общества порочных, ибо заразителен бывает пример глупостей; не давайте порокам губить себя – не причиняйте боли любящему вас сердцу, дайте покой оку недремлющему.
– Берегитесь резких, жестоких, необдуманных поступков, сокращающих жизнь любящего тебя человека, берегите мать от сердечных волнений, переживаний.
– Проявляйте усердие в учении, прилежание в работе.
– Не приносите в дом тревог, огорчений, обид. Приносите в дом мир, покой и радость.
– Заботьтесь о своем здоровье, ибо родители всегда беспокоятся, когда дети болеют.
– Будьте добрыми детьми своих родителей, не раньте сердце матери своей неблагодарностью. Будьте добрыми и в мыслях, и в чувствах, и в словах, и в делах. Чувствуйте ответственность за благополучие родного человека.
– С уважением и почтением относитесь к чужим матерям, ибо тот, кто не умеет уважать чужую мать, не достоин своей.
– Заботьтесь о своем добром имени. С честью идите по жизни. Оберегайте душевный покой и счастье матери.

Написать творческую работу о самом главном человеке в нашей жизни непросто. Один из моих учеников признался, что ему легче подготовить сочинение на любую тему, дать анализ стихотворения, нежели написать несколько строк о маме. Так действительно часто случается: мы можем красиво сказать о чем угодно, но с трудом находим точные, яркие, самые нужные слова, достойные наших мам. В такие минуты, убеждаюсь на собственном опыте, самое важное все-таки – быть «рядом» с учениками, чувствовать и предугадывать их трудности, растерянность, вселять в них уверенность: «Все получится, обязательно получится, надо только верить и работать с настроением». На таких уроках важно продумать все: и эмоциональный фон урока (оформление, музыкальное сопровождение, вдохновляющее слово учителя, фоторепортаж «Наши мамы», выставка репродукций картин известных художников, посвященных женщине), и личное участие (тактичное, ненавязчивое) в разработке проекта книги тех учеников, которые чувствуют свою беспомощность, отчаяние, одиночество.

Для меня очень важен момент включения ребят в работу и поиски решения той или иной темы, проблемы. Поэтому черновики ребят представляют для меня особую ценность, я их бережно храню, время от времени перечитываю. По черновику можно проследить процесс оформления мысли, понять чувства пишущего.

Позади двенадцать лет работы в школе, но с каждым годом труднее становится работать. Все больше понимаю, как еще много надо осознать самой, чтобы чему-нибудь хорошему научить детей. Искренне радуюсь каждой находке любимых учеников. С чувством удовлетворения отмечаю творческий и духовный рост многих ребят. Часто, читая лучшие творческие работы, думаю: «А я смогла бы?». Не важен для меня ответ. Действительно «счастлив учитель, чьи ученики переросли своего учителя».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru